Любая относительно свежая игра от компании NovaLogic может запросто лечь в основу объемистого научного труда на тему “Как не надо делать современные шутеры про войну”. Black Hawk Down – Team Sabre на фоне Battlefield и Vietcong совсем не впечатлила, амбициозную Joint Operations никто не воспринял всерьез. Неудивительно, что ремейк самой первой Delta Force с подзаголовком Xtreme образца 2005 года с треском провалился и занял отнюдь не последнее место в списке главных игровых разочарований последних лет. Спустя четыре года безделья разработчики решили окончательно закрепить за собой звание неудачников и представили сиквел Xtreme. На этот раз переделывать ничего не пришлось – NovaLogic лишь малость обновила движок и небрежно связала сюжетом несколько миссий, наспех срисованных со старой доброй Black Hawk Down. Результат – окончательная смерть некогда любимой и популярной франшизы. Xtreme 2 напоминает что угодно: фанатский мод, любительский проект, очередное творение отечественной компании Burut CT, но только не шутер от именитой американской студии с двадцатичетырехлетней историей и хитами вроде Comanche 4 в портфолио. Подобные ощущения, наверное, возникли бы, если бы Toyota неожиданно поставила на конвейер аналог вазовской “пятерки”, ну или если бы Ford принялся собирать для нужд ФБР “Уазики”.
Минус два
Сценарий в Xtreme 2, как и в случае с любой Delta Force, не более чем условность. Миссии разделены на две кампании по пять миссий в каждой. В “Муссонной аллее” игрок охотится за наркоторговцами в юго-восточной Азии, а “Песчаной западне” устраняет мятежных офицеров на территории бывших советских республик. Роликов по ходу сюжета нет, диалогов самый минимум, так что информация тонкими ниточками вытягивается из скупых брифингов перед миссиями. Подробное описание геймплея Xtreme будет явно лишним – это абсолютно обыкновенная стрелялка конца прошлого века. Выбираем оружие и дополнительную амуницию (всего 22 наименования: от “Калаша” и С4 до снайперской винтовки и базуки), читаем брифинг, рассматриваем простенькую карту и сломя голову бросаемся в бой. Бегаем, прыгаем, приседаем, атакуем с фронта (здоровье, благо, восстанавливается автоматически) – сплошная рутина. Наверное, можно было бы заснуть, если бы разработчики не разбавляли монотонные перестрелки развлечениями вроде поездок на грязевых байках, прыжков с парашютом или прогулок на боевых вертолетах. Управление, конечно, ужасное (и эти люди делали Comanche 4!), но в целом забавно. Искусственный интеллект соображает со скрипом. Напарники вечно отсиживаются в укрытиях, бегают по понятным только им траекториям и даже не думают пытаться помогать. Команды, кстати, отдавать нельзя. С врагами ситуация еще хуже. У местных террористов и наркоторговцев напрочь отсутствует инстинкт самосохранения, поэтому укладывать их ровными штабелями совсем несложно. Главное действовать издалека и не лезть на рожон. Очень необычной получилась система контрольных точек. Как и в большинстве экшенов, в Xtreme автоматическое сохранение срабатывает по достижении игроком определенного участка карты. Причем, после гибели персонажа NovaLogic не отбрасывают геймера на пять-десять минут назад, а всего лишь воскрешает его в последней контрольной точке (совсем как в Battlefield). То есть, вместо того, чтобы заново убивать врагов, которые встретились уже после чекпойнта, игрок без проблем пробегает уже давно зачищенный участок и, соответственно, теряет меньше времени. Мультиплеер – единственное, что может хоть на какое-то время увлечь в непутевом сиквеле Xtreme. Полсотни огромных карт, до 150 игроков в одном матче, различные средства передвижения, поддержка достаточно удобного интернет-сервиса NovaWorld – на стадии зародыша проект явно метил в онлайн. Среди режимов есть как стандартные “Царь горы” и “Захват флага”, так и более интересные вроде кооперативного прохождения кампаний. Наличие разумных напарников, впрочем, никак не влияет на количество врагов на уровне, поэтому проходить уровни с друзьями гораздо легче и... скучнее. Графикой Xtreme 2 можно пугать детишек младшего школьного возраста. С 2005 года серьезно доработана только водичка (из-за чего игра стала в обязательном порядке требовать видеокарту с поддержкой третьих шейдеров), зато все остальное осталось на прежнем уровне. На текстуры невозможно смотреть без рези в глазах. Помещения представляют собой унылые прямоугольные коробки с другими прямоугольными коробками внутри. Модельки бойцов и немногочисленной техники всухую проигрывают стратегии не самой новой (стратегии!) World in Conflict. Из спецэффектов программисты NovaLogic, кажется, знают лишь корявенькие взрывы и жуткое подобие HDR. Самое обидное, что при такой картинке поиграть в Xtreme 2 на компьютере времен Windows 2000 не получится. Игрушка жует память чуть ли не проворнее, чем вполне сносная на вид Damnation.
Затерянная во времени
NovaLogic не сумела подстроиться под современные стандарты игростроения: компания продолжает выпускать серые, скучные, медлительные и примитивные шутеры без смысла и тактики. То, что откровенно радовало в конце девяностых, сейчас вызывает лишь грустную улыбку. Xtreme 2 едва ли найдет своих покупателей. Ярых поклонников Delta Force, готовых закрывать глаза на явные недоработки, можно пересчитать по пальцам – они не смогут кардинально улучшить финансовое положение разработчиков. Владельцев старых компьютеров, привыкших к нетребовательности Delta Force к “железу”, огорчат приличные системные требования. Основная же масса игроков убежит в ужасе после одного взгляда на красноречивые скриншоты. Приходится констатировать факт: “Дельта” мертва, и вернуть ее к жизни будет очень сложно, если вообще возможно. P.S. Ходячий трупик Delta Force, не смотря ни на что, еще долго будет кошмарить наивных поклонников сериала. Так, в первом квартале 2010 года должна появиться Delta Force: Angel Falls. Бета-тестирование “Ангела”, поговаривают, стартует уже осенью. На словах игрушка, как обычно, обещает быть минимум неплохой (новый движок, масштабный мультиплеер и т.п.), но стоит только вспомнить про Xtreme, как робкий оптимизм моментально поднимает белый флаг и сдает позиции.