Первой части Operation Flashpoint вот-вот стукнет восемь лет, а игрушка не думает уходить на покой: серверы живы, масштабные фанатские моды для культового военного шутера выходят чуть ли ни чаще, чем мини-дополнения для Fallout 3. Объяснить такую феноменальную популярность можно довольно просто: в наш век засилья качественных, но одноклеточных и одноразовых боевиков вроде Call of Duty, интеллектуальные и неторопливые “стрелялки” неизменно остаются в цене. То, что сиквел Operation Flashpoint неизбежен, как рассвет или закат, стало ясно сразу после выхода нескольких аддонов с интервалом всего в несколько месяцев. Разработка второй “Флешки” затянулась, а через какое-то время так и вовсе была заморожена. Причина вполне себе банальна: полный разлад между чешской студией Bohemia Interactive (идеологами и создателями Operation Flashpoint) и издательской конторой Codemasters, владеющей правами на бренд. После месяцев обоюдного поливания грязью, Bohemia взялась за Armed Assault, а Codemasters поручила вторую часть Flashpoint одной из внутренних студий. Armed Assault вышла еще в позапрошлом году и прославилась не только хардкорным подходом к боевым действиям, но и рекордным количеством недоработок и багов на минуту геймплея. Operation Flashpoint: Dragon Rising должна подоспеть к ближайшей осени, и Codemasters не скрывает – игра станет проще, зрелищнее, дружелюбнее. Другими словами, скорее всего, лишиться главных своих козырей – недетской сложности и самобытности. В сиквеле Armed Assault, напротив, планировались лишь эволюционные изменения: обновленная графика, прополка многочисленных багов, улучшенная однопользовательская кампания и прочие мелкие улучшения. К сожалению, после недавнего релиза можно с уверенностью сказать, что дальше наполеоновских планов разработчики почти не продвинулись. Зато теперь на 100 процентов понятно, почему Bohemia так спешила выпустить Armed Assault 2 раньше, чем Codemasters закончит вторую Flashpoint – уж больно нестабильной получилась очередная “идейная наследница”.
Морпехи на прогулке
Armed Assault 2 – один из немногих шутеров, в которых одно лишь обучение может затянуться часа на три-четыре. Причем, обширный “туториал” не раскрывает и половины игровых аспектов – многое придется постигать самостоятельно. Не зря же на диск с ArmA 2 заботливо записано толстенное руководство пользователя. Сюжет переносит игрока в Черноруссию 2009 года – вымышленную республику, якобы образовавшуюся после рассада СССР. Государство разрывает гражданская война. Мирная часть населения радеет за демократию, повстанцы требуют немедленного присоединения к России. В итоге вооруженная оппозиция захватывает часть страны и посылает в Москву официальное прошение о присоединении. Россия отказывает, но это не останавливает новоявленное правительство. Генералы приступают к планированию тотального захвата республики. Законное правительство Черноруссии более не может сдерживать врага и просит военной помощи у НАТО. Сердобольные западные генералы отправляют на помощь демократии американских морпехов. Под управление игрока попадает элитный отряд “Лезвие”, в состав которого входят: командир Патрик Майлз, диверсант Мэт Купер, снайпер Рэнди Сайкс, врач Брайан О’Хара и политкорректный латиноамериканский пулеметчик Чад Родригез. Играть в кампании можно только за американцев, но среди вольных одиночных сценариев нашлось несколько заданий и для русского спецназа. Окружающий мир стал насыщеннее, зато игровая механика осталась прежней. Изменения совсем незначительны: ориентацию по часам заменили на GPS, а герои, наконец, научились прыгать через ограды. Игрока высаживают на гигантский участок суши (официальный сайт говорит о 225 км² и 350 км дорог), где тот начинает методично и с чувством толка выбивать дурь из плохих парней. Способов – масса. Фанаты Сэма Фишера будут ползать по деревням на брюхе и “снимать” врагов меткими выстрелами. Любители Battlefield смогут забраться в Су-34 и просто сровнять позиции неприятеля с землей. Элементы ролевой игры оказались бутафорией. Игрок может всего-навсего настраивать экипировку бойцов и принимать (или отклонять) побочные цели. Например, почти в каждой миссии есть задание по сбору доказательств военных преступлений. Доступные транспортные средства можно условно разделить на пять групп: гусеничные военные машины, колесные военные машины (здесь даже нашлось место педальным), вертолеты, самолеты, надводные транспортные средства и гражданские колымаги. Каждая группа состоит из огромного количества наименований: в списке есть и вертолеты Ми-24, и джипы “Хаммви”, и драндулеты, подозрительно напоминающие продукцию Волжского Автозавода. Управление почти не изменилось с первой части, что скорее укор, нежели комплимент. По-прежнему нельзя стрелять из окна джипа, а поразить цель из вертолета по силам лишь виртуозам. Для самых дотошных игроков разработчики предусмотрели возможность обкатать технику и привыкнуть к оружию в разделе “арсенал”. Можно выбрать для экспериментов абсолютно любой доступный в игре образец и делать с ним все, что заблагорассудится. Для увеселения есть даже шуточные миссии вроде “убеги от охотников” с курицей в главной роли. Специальный редактор карт и сценариев по дружелюбности не дотягивает до оного из TrackMania, зато предлагает поистине безграничные возможности. Фанатам будет, чем заняться. Скажем, организовать собственную идеальную миссию по захвату автоколонны или подрыву вражеской базы. Не это ли счастье? Мультиплеер представлен незамысловатым кооперативом и любопытной вариацией на тему Battlefield с захватом территорий. Ради хохмы Bohemia добавили в игру элементы стратегии (строительство базы, рекрутирование отрядов). Сложно сказать, приживется ли такой жанровый микс, но что-то занятное в нем есть.
По техническим причинам
За прорисовку живописных пейзажей Черноруссии отвечает третья версия движка Real Virtuality cо стандартным для 2009 года списком фенечек: DirectX 9, поддержка многоядерных процессоров, рельефное текстурирование. Другими словами игрушка выглядит современно и во многом не хуже, скажем, Far Cry 2. Местами, правда, технология дает слабину. Так, деревья и кустарники могли бы выглядеть реалистичнее. Старенькой Operation Flashpoint, похоже, навсегда суждено остаться самой отлаженной программной разработкой от Bohemia. По крайней мере, ни Armed Assault, ни Armed Assault 2 стабильностью похвастаться не могут. Местами пропадают текстуры, анимация (как лицевая, так и скелетная) ужасна, бойцы преспокойно проходят сквозь стены и объекты, на Windows XP при малейшей нехватке видеопамяти наблюдаются частые вылеты на рабочий стол... список можно продолжать долго, но это мелочи. Главные проблемы Armed Assault 2 в нерабочих скриптах, заедающих триггерах и, соответственно, бесконечных поисках последнего рабочего чекпойнта. Играешь, значит себе, играешь, и начинается: одни миссии не заканчиваются, другие отказываются начинаться и в таком духе. Пару-тройку таких выкрутасов движка еще можно стерпеть, после уже начинают сдавать нервы и заканчиваться терпение. Можно вспомнить непомерные запросы к ресурсам системы. Понять и простить можно многое, но когда не более чем симпатичная игрушка начинает подтормаживать на новейшем компьютере за пару тысяч долларов это явно не совсем нормально. Искусственный интеллект – особый разговор. С одной стороны, кремниевая соображаловка, безусловно, хороша. Солдатня отлично ориентируется на местности, не сидит на месте, компьютерный командир отдает вполне логичные приказы. С другой – этот самый интеллект имеет свойство пускать слюни в самых неподходящих ситуациях. И дело вовсе не в хитрой защите от копирования (говорят, в первых “пиратках” были проблемы с AI, а главный герой в некоторых миссиях превращался в курицу). Дело в кривых руках программистов из Bohemia. Причем, одинаково тупят и противники, и сослуживцы. Глупая военщина теряется в трех соснах, бегает зигзагами, отказывается подчиняться элементарным приказам и наглядно доказывает своим поведением, что абсолютно все армейские анекдоты про тупых сержантов, действительно, основаны на реальных событиях. Враги исправно несут вахту, но часто совершенно неадекватно реагируют на окружающую обстановку. Нередки ситуации, когда противники средь бела дня смотрят на отряд игрока практически в упор, и просто бездействуют. Такие доверчивые парни, как правило, получают заслуженные пули в головы гораздо раньше, чем до их микроскопических мозгов дойдут хоть какие-то импульсы. А еще в ArmA 2 очень популярна незамысловатая мини-игра “пригони подчиненных пинками в точку перегруппировки”. В определенные моменты чувствуешь себя этаким незадачливым пастухом, собирающим овец по окрестным холмам.
Для гурманов
Раньше хардкорными называли игры, на прохождение одного уровня которых требовалось двое-трое суток и несколько баллистиков с линейками. Сейчас требования уже не те. В XXI веке нас натурально завалили горами ширпотреба, поэтому хардкором называется чуть ли не любая стрелялка, исключающая понятия “восстанавливающаяся полоска здоровья” и “жирный консольный прицел”. Так вот по современным стандартам Armed Assault 2 – хардкорная игра, и целевой аудитории она, безусловно, понравится. Сотни видов техники и оружия, обилие тактических возможностей, сложность намного выше средней и неплохая графика – военные симуляторы (да-да, никакой это не шутер) такого уровня выходят нечасто. Одна беда – ArmA, по-прежнему, отпугивает от себя требовательную аудиторию. Мы не сомневаемся, что глюки исчезнут после пары сотен мегабайтов патчей, модификации доведут до кондиции спорные моменты, но многие ли согласятся на участие в еще одном платном бета-тесте?