Watchmen: The End Is Nigh, Wanted: Weapons of Fate, X-Men Origins: Wolverine - все эти проекты, к нашему большому удивлению, вырвались за рамки отрицательного значения выражения "игра по кинолицензии". Стереотипное негативное отношение к данному подвиду цифровых развлечений за прошедшую весну оправдало, пожалуй, разве что безобразие под названием Monsters vs. Aliens. Как видим, наметилась положительная тенденция, которая наводит на следующую мысль: подход издателей и разработчиков к играм по кинолицензии заметно, почти в корне изменился. Ну, или это просто так совпало. После весьма недурственной Wanted: Weapons of Fate мы ожидали от студии GRIN и как минимум съедобную игроизацию четвертого "Терминатора". Более того, франшиза Terminator, безусловно, представляет собой куда большую культурную ценность, чем придурковатый в целом "Особо опасен", поэтому и судьба Terminator Salvation: The Videogame нас волновала гораздо больше того, что выйдет из Weapons of Fate. Но, как ни странно, Wanted: Weapons of Fate чуть ли не по всем пунктам перещеголяла нашего сегодняшнего препарируемого, хотя последний все-таки выглядит вполне прилично. Люди гибнут от металла
Terminator Salvation: The Videogame являет собой приквел к соответствующей киноленте и предлагает нам вжиться в шкуру небезызвестного Джона Коннора - великого и могучего Спасителя, которому суждено избавить нашу с вами планету от ига компьютерного разума "Скайнет" и его злобных терминаторов. В отличие от Wanted: Weapons of Fate, проект не может похвастаться хоть сколько-нибудь захватывающим сценарием. Интрига практически отсутствует - ее место заняло скучноватое повествование о героических похождениях товарища Коннора с всенепременным спасением всех и вся от металлического агрессора. Сочные диалоги с кучей отлично вписывающейся в происходящее нецензурной лексики канули в Лету - вместо них мы имеем избавленный от бранного английского слова из четырех букв пафосный, рафинированный лепет. Сторилайн Terminator Salvation банально неинтересен. Единственная мотивация следить за событиями проекта - нащупать ниточку, которая самым непосредственным образом связывает действо третьей и четвертой частей киношного "Терминатора". И игроизация эту ниточку демонстрирует, однако не в такой увлекательной форме, как хотелось бы. В отличие от Уэсли Гибсона и его помощников и антагонистов, фигурирующие в Terminator Salvation персонажи сплошь серые и не запоминающиеся. Более того, все намеки на психологизм и драматичность так и остаются намеками: действующие лица проекта - мешанина из набивших оскомину голливудских штампов. Равно как и весь сценарий. По своей ценности сторилайн игроизации четвертого "Терминатора" находится, может быть, чуть выше повествования из какого-нибудь Scorpion: Disfigured. И это откровенно огорчает. Тот же Джон Коннор все же видится харизматичной, многогранной личностью, а не рядовым "крутым парнем" с суперменскими замашками, каким его сделали в рассматриваемом проекте. Свинцом по "железякам"
Благо, с геймплеем сотрудники GRIN справились на порядок лучше. Если вкратце, игровой процесс Terminator Salvation - это ощутимо упрощенная механика Gears of War с некоторыми оговорками. Воспринимается не на <ура>, но отторжения или отвращения ни в коем случае не вызывает. Как вполне можно догадаться из сравнения с Gears of War, геймплей Terminator Salvation базируется на модной нынче системе укрытий, стянутой как раз из творения Epic Games. Словом, схема прохождения примерно следующая: пробежали до определенной точки, встретились с вызванными триггером металлическими супостатами, а потом, периодически высовываясь из-за какой-нибудь стенки или перевернутого автомобиля и меняя дислокацию, расстреливаем отпрысков "Скайнета" из большой или не очень "пушки". В открытую повоевать в большинстве случаев не выйдет: мистер Коннор хоть и Спаситель, но, попав под шквальный огонь, может в мгновение ока склеить ласты, особенно учитывая, что оппоненты в качестве цели предпочитают именно его. Сложность прохождения автоматически увеличивается и за счет того, что хитпойнты Джона отказываются восстанавливаться, если рядом бродит агрессивно настроенная и при этом вооруженная до последнего винтика консервная банка. Порой приходится беречь буквально каждый миллиметр полоски здоровья. Впрочем, бороться с "железяками" дозволяется не только в одиночку: в Terminator Salvation присутствует режим совместного прохождения. Ежели компанию вам никто составить не захочет, за управление бравыми напарниками будет отвечать искусственный интеллект. Но, честно говоря, от "кремниевых" партнеров толку совсем немного: вместо того, чтобы показывать противнику кузькину мать, они большую часть боя отсиживаются в укрытии, Да и особой меткостью не отличаются. И умом не блещут. Вот вам пример. Один из самых распространенных противников в игре - так называемый "паук", эдакий пуленепробиваемый дрон, единственный способ убийства которого - уничтожить находящийся на его "спине" аккумулятор. Т.к. подобраться к таким товарищам с тыла получается далеко не всегда, а приоритетной мишенью для них являетесь вы, действенной кажется следующая методика: отделиться от напарников и вызвать огонь "паука" на себя таким образом, чтобы тот повернулся спиной к соратникам Джона. Казалось бы, братья по оружию могут практически без проблем нашпиговать уязвимое место неприятеля свинцом - но нет: наверное, нападать сзади им не позволяют принципы. Таким образом, если прохождение Terminator Salvation на пару с живым человеком вряд ли вызовет трудности даже у не очень опытных игроков, то бороться с машинами при поддержке AI не так и легко уже на среднем уровне сложности. Расстраивает и динамика. Если в Gears of War мы могли лицезреть выдержанный кинематографичный экшен, то игровой процесс Terminator Salvation частенько провисает: ожесточенные, мощные, драйвовые перестрелки то и дело сменяются занудной беготней по локации или из рук вон плохо поставленными сражениями. Правда, различных игровых ситуаций не так уж и мало: мы то лупим из гранатомета по большущей летающей "жестянке", то размеренно зачищаем городские улочки, то наводим полный бедлам в заброшенном метро... Здесь же - невинные попкорновые забавы вроде аркадных покатушек на джипе или поезде в роли стрелка: враги прут со всех сторон в неприличных количествах, ну а мы, крепко вцепившись в не самое дохлое орудие смертоубийства, устраиваем металлическим болванам локальный геноцид. С набором супостатов не то чтобы полный порядок, но все вполне приемлемо: тут вам и "аэростаты" (мелкие и при этом назойливые летающие твари), и уже упомянутые "пауки", и мототерминаторы, и, главное, Т-600 - прообразы модели Т-800, которую, собственно, и играл Арнольд Шварценеггер. Зато со средствами уничтожения механических гадов все не так радужно: "пушек" маловато, ничего неординарного среди них нет, а носить с собой можно лишь два образца. Порой, однако, Terminator Salvation задает такого жару, что разработчикам прощаешь если не все огрехи, то очень многие. Моменты, когда вы вжимаетесь в укрытие с пулеметом наперевес, дробовиком за пазухой и парой гранат в кармане, а вокруг сжимаются кольцом штуки четыре "паука" и столько же Т-600, приносят весьма солидные порции адреналина и вызывают неподдельный азарт. Кинематографичности в геймплее Terminator Salvation кот наплакал, динамика нередко сбоит, а недоработки так и сквозят из всего проекта, но в последнее детище GRIN играть скорее интересно, чем утомляюще. Заклепки и заплатки
Визуальный ряд Terminator Salvation не впечатляет совершенно. Даже на фоне Wanted: Weapons of Fate проект выглядит слабовато. Модельки персонажей (в т.ч. самого Джона Коннора) - неприглядные, большинство текстур - невыразительные, спецэффекты - посредственные. Плюс, если анимацию с натяжкой еще можно назвать средненькой, то мимика вообще не выдерживает никакой критики: в той же Half-Life 2, которая появилась на свет в далеком 2004-ом году, лица, эмоции и болтовня персонажей были куда более реалистичными. Но не так удивляет средней паршивости внутриигровая картинка, как видеовставки. Стартовый ролик оставляет только положительные впечатления - но последующие врезки вгоняют в тоску: они не только сделаны на не самом крутом движке проекта, так еще и отрендерены довольно плохо. Положение могла бы спасти режиссура - но и она далека от высокого уровня. Вспомним, опять же, Wanted: Weapons of Fate, в которой видеовставки были, может, и не сногсшибательными, но захватывающими и отлично смонтированными. Интерактивность также отстает от современных стандартов. Предметов, на которые можно тем или иным образом повлиять, на локациях катастрофически мало. А ведь в какое развеселое зрелище можно было бы превратить особо крупные перестрелки, если бы разработчики разрешили нам разносить в щепки хотя бы половину объектов! Тем более что физическую модель дрянной ну никак не назовешь. Что по-настоящему радует, так это саундтрек. Перекочевавшие из фильмов культовые мелодии вписываются в геймплей просто идеально: аж мурашки по коже порой пробегают. И хоть самих композиций не так и много, различные их вариации не позволят уху игрока устать от однообразного музыкального сопровождения. Да и "свежачок" весьма неплох. Со звуками и озвучкой все тоже далеко не безнадежно: кое-какие "бабахи" вышли какими-то неестественными, а актеры иногда фальшивят, но в целом жаловаться на аудиосоставляющую проекта не приходится. Зато категорически обидно, что Кристиан Бейл, исполняющий роль Джона Коннора в соответствующем фильме, отказался предоставить для игроизации свои внешность и голос, так что разработчикам пришлось ограничиться актерами второго плана. From Connor with love
Из игрового Terminator Salvation не получилось полноценного, качественного хита. От него веет сыростью. Он совсем не красавец. Но набор замечательных драйвовых эпизодов, чудесный аудиоряд и еще парочка приятных моментов не позволяют назвать эту игру плохой. Она и не хороша - но держится на том уровне, чтобы вписаться в тенденцию, отмеченную в самом начале этой рецензии.