Среди продвинутых компьютерных игроков, воспитанных на Doom, Half-Life и Command & Conquer, вечно молодой сериал The Sims не в почете, и слывёт этаким конструктором для увеселения неискушенной публики. Отчасти так оно и есть, вот только зона охвата у самого продаваемого (лицензионный тираж еще год назад перевалил за 100 миллионов копий) симулятора жизни на планете Земля не ограничивается детьми и домохозяйками. Банкир, бизнесмен, студент, инженер, программист – каждый найдет в The Sims что-то свое. Скажем, владельцу тесной “однушки” удастся спроектировать огромный дом своей мечты. Плейбою будет интересно почувствовать себя примерным семьянином. Начинающий дизайнер воочию убедится, что синий кафель неплохо подходит к хромированной душевой кабинке, а молодая жена сможет во всех подробностях спланировать интерьер будущего семейного гнездышка. Десять лет назад никто и предположить не мог, что у Уилла Райта (Will Wright) получится настолько всеобъемлющая игрушка. Уилл начал карьеру в 1984 году, в 1989 создал культовую SimCity, а в 1995 основал компанию Maxis. На создание и тщательную отладку “виртуального кукольного домика” у разработчиков ушло почти пять лет, зато результат превзошел самые смелые ожидания. Недавняя Spore от той же Maxis даже рядом не стояла. За какие-то три года для The Sims вышло семь полноценных аддонов. Кроме того, первая часть стала единственной компьютерной игрой, засветившейся на обложке авторитетного американского издания Newsweek, а сам мистер Райт мгновенно попал в список ста самых креативных деятелей индустрии развлечений. Сиквел подоспел к 2004 году: симы переехали в честное 3D. Выход The Sims 2 ознаменовал начало форменного безумия: контент-паки (от мебели IKEA до модных шмоток), дополнения и самодостаточные ответвления (The Sims: Castaway Stories, The Sims: Life Stories и т.д.) появлялись ежеквартально. Сейчас по запросу “Sims” поисковая система Google выдает около 79 млн. тематических ссылок, причем количество это неуклонно растет. Не удивимся, что через пару лет (Electronic Arts успеет сообразить полдюжины аддонов для третьей части) на одного жителя РФ будет приходиться по одной интернет-странице с упоминаниями о маленьких виртуальных человечках. Кстати, о третьей части. Да, она, действительно, подкралась незаметно, что никак не помешает нам раскрутить ее на винтики и изучить в мельчайших подробностях. Какие общественные заведения есть в местном городке? Удалось ли Electronic Arts вживить в сериал новые идеи? Можно ли цинично расправиться с надоевшим симом? И, главное, удастся ли The Sims 3 повторить успех своих предшественниц?
Город-мечта
Непростой выбор “а в каком бы районе поселиться?” для The Sims 3 более неактуален. Само понятие “район” ушло в историю. В базовой версии игры доступен целый и неделимый городок Сансет Вэлли: тут и тихие озера, и леса, и шумные улочки, и солнечные пляжи на берегу моря. Смены погодных условий не предусмотрено (на дворе всегда вечное лето), а вот день и ночь сменяют друг друга вполне реалистично. Не в пример резким рывкам из сиквела. Electronic Arts обещает, что в самое ближайшее время для бесплатной загрузки станет доступен еще один поселок – Ривервью с романтичной речкой, протекающей прямо через центральные улицы. Город скроен по принципу GTA, то есть никаких раздражающих подгрузок по полторы минуты и никакого четкого разделения на зоны. В этом, собственно, и заключается основное отличие The Sims 3 от предыдущих частей, где игрок мог одновременно лицезреть только небольшие локации. Окружающий мир – не только тесные декорации, но и неотъемлемая часть игровых событий. Выглядит это примерно так: персонаж выходит за порог, садится в собственную машину или такси и отправляется, например, в центральный парк. Машина, при этом, честно колесит по улочкам, проезжает мимо знакомых домиков. Не воспрещается пройти тот же маршрут пешком. И никогда не угадаешь, кого встретишь по дороге. Друзей? Босса? А, быть может, свою девушку с парнем приятной наружности? Все как в жизни! Список заведений, контор и местечек Сансет Вэлли впечатляет. Библиотека, театр, кладбище с приведениями, бистро, аквапарк, пляж, военная база, исследовательский институт, супермаркет, школа, университет, ратуша – лишь самые яркие учреждения. В каждом можно побывать (внутреннее убранство показывают далеко не всегда) и сделать головокружительную карьеру. Рабочее место, по-прежнему, остается за кадром, но теперь мы хотя бы видим здание, в котором вкалывает персонаж. Трудиться можно по-разному: усердно или спустя рукава. На производительность влияет множество факторов: от настроения до квалификации. От успехов сима будет зависеть то, как скоро он получит очередное повышение по службе. На скромный стартовый капитал разжиться виллой на лазурном берегу не получится: поначалу придется довольствоваться домишкой на отшибе. Пара комнат, тесная кухня, самая простенькая мебель, дешевый гобелен на стене и работа в соседнем бистро за 10 у.е. в час – все, что нужно для счастья начинающему симу. Хотя, “для счастья” – слишком громко сказано. Некачественные краны текут чуть ли не еженедельно, китайская газовая плита не прожаривает пищу, на уборку жилища уходит ровно половина свободного времени, а ведь надо еще заводить знакомства и устраивать личную жизнь. Начальный период игры самый сложный, и требует не дюжей усидчивости. Зато после нескольких виртуальных недель кропотливого труда персонаж обязательно получит высокооплачиваемую работу, сможет позволить себе шикарное авто, горничную, качественные вещи и начнет думать, а не пора ли завести семью и детей?
Рекомендовано лучшими симоводами
Как театр начинается с вешалки гардероба, так и The Sims 3 стартует с редактора персонажей. Никаких революционных изменений и массовых нововведений, по сравнению со второй частью, в нем нет. Напротив, после всяких Saints Row 2 и Spore местный генератор симов кажется чересчур заурядным и даже примитивным: причесок преступно мало, девушек огорчит отсутствие тонкой настройки фигуры. По-настоящему обрадовала только подборка одежды: вариантов вагон и маленькая тележка. Плюс, любую подвернувшуюся вещь можно раскрасить на свой вкус. У персонажей, как и раньше, семь основных возрастных стадий: новорожденный, младенец, ребенок, подросток, молодой, зрелый и пожилой. При стандартных настройках старость наступает слишком быстро, так что советуем заранее поколдовать в менюшках (жизнь сима разрешается растянуть до 960 дней). Постоянно меняются не только герои, но и окружающий мир (опция “включить развитие сюжета” должна быть включена). В таком случае окружающие симы будут сходиться-расходиться, переезжать с места на место и менять работу. Уникальный характер человечков обеспечивает подборка из нескольких десятков черт на выбор. Отдельно взятый герой одновременно может быть и компьютерным гением, и книжным червём, и обаятельным, и смелым. Симы значительно прибавили в сообразительности. Горожане и соседи ведут себя вполне адекватно. Ранее бесполезный режим “автопилота” (персонаж самостоятельно решает, чем заняться) в кои-то веки стал востребованным. Искусственный интеллект в целом ведет себя адекватно, лишь изредка перегибая палку: то герой с пустым желудком усядется за компьютер, то примется читать книжки, в то время как соседняя комната охвачена пожаром.
Из того, что было
Незаметным, но от этого не менее серьезным изменениям подверглись игровые возможности и интерфейс. Геймплей стал напоминать низкокалорийную квинтэссенцию из основных аддонов к предыдущим играм сериала. Учеба и мобильник пришли прямиком из University, рыбалка из Seasons, личные автомобили и шикарные заведения из Nightlife, а аквапарки и пляжи из Bon Voyage. Окошки и панельки уменьшились в размерах и стали информативнее. На привыкание уйдет максимум полчаса. Заодно можно разобраться в несложном видеоредакторе, подсмотренном у GTA 4. Из восьми потребностей из The Sims и The Sims 2 в третью часть попали только шесть штук: питание, общение, естественная нужда, гигиена, бодрость и досуг. Систему желаний и страхов вытеснили так называемые пожелания. Игрок сам выбирает из нескольких вариантов, какую приятную мелочь можно позволить персонажу. За выполнение пожеланий начисляются специальные очки, которые можно потратить на покупку наград вроде безразмерного мочевого пузыря, бесплатных обедов в кафе или всегда успешных вечеринок. Кроме того, у каждого жителя городка есть главная мечта, к которой тот стремиться на протяжении значительного отрезка своей жизни. Разработчики явно не приветствуют жестокое обращение с виртуальными человечками. Убить персонажа стало на порядок сложнее. Если запереть несчастного сима в тюрьме из четырех стен без еды и кровати (классический прим виртуальных садистов, знакомый еще по первой части), тот еще довольно долго будет возмущаться и проситься наружу, прежде чем грустно отойти в мир иной. Сжечь, утопить или убить током болванчика так и вовсе, практически, нереально.
Облачно и без изменений
Пожалуй, меньше всего значимых изменений в графическом оформлении. При беглом сравнении кажется, что между The Sims 2 и The Sims 3 вообще нет внешних отличий. Подумаешь, чуть-чуть возросла детализация и масштаб. Симпатичные тени, реалистичная вода? Никого этим нынче удивишь! Зато угловатое окружение и некрасивые текстуры остались почти нетронутыми. Объективно говоря, графика давнишних Singles 2 местами смотрится эффектнее. И пусть вас не смущает обилие в The Sims 3 разномастных опций. На деле “Lowest” мало чем отличается от “High”. Под ногами и на стенах всегда либо слишком четкие (и по-больничному стерильные) картинки, либо слишком мутные. Деревьям отчаянно не хватает нормальной анимации, из-за чего они напоминают сушеные веники, зачем-то вкопанные в землю помелом кверху. За пять лет работы у Electronic Arts хватило сил только на то, чтобы оптимизировать технологию для работы с обширными открытыми пространствами. Звук традиционно бесподобен. Симы общаются уморительно забавно. Мелодии к основным событиям сочинил Стив Яблонски (Steve Jablonsky), знакомый многим по фильму “Трансформеры” и приставочному хиту Gears of War 2. Из музыкального центра доносятся знакомые и приятные композиции. Из классики – Шуберт, Чайковский и Моцарт. Из современного – Junkie XL, Ребекка Молеон и Эрик Пресли.
Третье пришествие
Игра обо всем: о жизни, о развлечениях, об отношениях. Electronic Arts в очередной раз удалось создать лучший “кукольный домик” на рынке интерактивных развлечений. The Sims 3, конечно, уже не вызовет той бешенной шумихи, которая сопровождала релиз второй части. Основные нововведения не бросаются в глаза, графика почти не изменилась, кризис очистил страницы тематических журналов от красочной рекламы. Впрочем, не смотря ни на что, игре все-таки светит феноменальная популярность. Во-первых, коробочку с триквелом купит каждый уважающий себя фанат (не забываем, что таковых миллионы!). Во-вторых, именно The Sims 3 предоставляет каждому желающему безграничную свободу выбора и перемещений по красочному городку Сансет Вэлли. Нововведений такого уровня не было даже в сиквеле. Кстати, боссы Electronic Arts уже намекают на первые аддоны (кто-то сомневался?), а значит, минимум три-четыре года беззаботной игровой жизни The Sims 3 обеспечены.