“Бельтион”, равно как и львиная доля игрушек из стран СНГ, создавалась долго и в страшных муках. За семь лет разработки многострадальный проект успел сменить несколько вариантов названий, концепций, сценариев и протагонистов. Скажем, в 2002 году Beltion: Beyond Ritual (тогда игру планировали выпустить и на западном рынке) от молодой киевской студии Rostok-Games задумывалась как продолжательница идей великих Morrowind и Gothic, а главным героем должен был стать молодой бритоголовый некромант Тацит. Создатели обещали мудреную ролевую систему, нелинейный сюжет с десятками ветвистых дорожек к финалу и часами диалогов. Для реализации поистине наполеоновских планов у Rostok-Games не хватило денег, а у “Нового Диска” – опыта. “Бельтион” начал медленно, но верно превращаться из хардкорной ролевой игры в предельно простой и линейный экшен с крошечными вкраплениями RPG. Во время этой удивительной метаморфозы, очень кстати, нарисовался творческий дуэт писателей Яны Боцман и Дмитрия Гордевского с их фэнтези-сагой “Свод Равновесия”. Цикл “Свод Равновесия” состоит из четырех томов: “Люби и властвуй”, “Ты победил”, “Боевая машина любви” и “Светлое время ночи”. Сценарий “Бельтиона”, хоть и написан Яной и Дмитрием, не имеет прямого отношения ни к одному из романов. Игру и книги роднят лишь общая вселенная, да несколько знакомых любителям фантастики персонажей второго плана.
Парень что надо!
Действие игры разворачивается в сером и жестоком, но все-таки сказочном, мире Сармонтозары. Вместо людей, орков и эльфов на здешней земле обитают варанцы, грюты и смеги. Нового героя зовут Орвин, и он типичный обитатель фэнтези-романа: архимужественная физиономия, сажень в плечах, длинные волосы, причудливая заколка. Орвин – служитель Свода Равновесия – местной организации по контролю над магией. Колдовство в Сармонтозаре официально запрещено, поэтому именно Свод Равновесия курирует досмотр торговцев на предмет запрещенных товаров и устраивает походы за головами воинствующих магов. Отсюда вытекают обязанности Орвина – возня в торговом порту, да военные операции вдали от родного государства. Сюжет, пожалуй, лучшее, что есть в “Бельтионе”. События не вызывают вопросов, мотивы персонажей кристально ясны и понятны, а многочисленные диалоги легки для восприятия. На страницах сценария нашлось место не только для эпической битвы со злом, но и для love-story. Концовка осталась всего одна. Демонстративный отказ от денег за квесты не ведет ни к чему, кроме лишних проблем в торговых лавках, так что лучше сразу забудьте про совесть и карму. На увеселение плебса рабоатют многочисленные аллегории: бюрократическая волокита в здании Свода, сплетни простых обывателей. Первый же город на пути героя напоминает современную Москву с ее “кольцами” с недвижимостью побогаче и кольцами с недвижимостью победнее. В определенный момент, правда, авторы слишком увлеклись терминами и перенасытили игру словечками вроде “гнорр”, “эрм”, “саванн”. У неподготовленного человека мозги закипают гораздо раньше, чем Орвин отправится в первое заморское путешествие. От классической ролевой игры в “Своде Равновесия” осталось совсем немного: емкий инвентарь со шмотками и микстурами, информативный журнал, полоска манны и счетчик опыта. А вот уровни, классы и специализации попали под нож. Прокачка не вызовет сложностей даже у тех, у кого аббревиатура RPG ассоциируется с гранатометом. Улучшить здоровье и показатели атаки определенным оружием за некоторое количество очков опыта можно у непосредственного начальства. Здесь же для изучения доступны пять заклинаний (из них лишь одно боевое) - Свод Равновесия не стесняется применять против магов их же оружие. Мана расходуется как на заклинания, так и на Зрак Истины – особый вид зрения, которым владеет Орвин. Стоит нажать “Tab”, как картинка преобразиться: появятся невидимые предметы, а с виду обычные магические артефакты заиграют яркими красками. Недостатка в экшене, напротив, не наблюдается. Боевая система проста до безобразия. Правая кнопка мыши – атаковать, левая – защищаться. Если комбинировать удары с кнопками движения “W”, “S”, “A” и “D”, герой будет махать саблей (ножом, молотом) элегантнее. Со стрелковым оружием сложнее: к ружью еще можно привыкнуть, а вот с луком сплошные проблемы. Прицел постоянно пляшет, норовит исчезнуть и ведет себя самым непредсказуемым образом. Опыт выдается не только за циничные убийства, но и за успешно выполненные квесты. Задания не отличаются особой проработкой и стилем. Изредка попадаются более-менее оригинальные образцы: навести артиллерию дымовыми стрелами или подменить часового.
Залежавшийся товар
Затянувшиеся сроки разработки еще никому не шли на пользу. Не самый свежий движок “Бельтиона” переносит игрока в дремучие времена, когда открытые локации протяженностью пятьсот метров были нормой, а композиции из серых ящиков и угловатых бочек назывались интерьером без намека на иронию. Издалека, кстати, графика выглядит вполне прилично: дизайнеры вылепили отличные здания вполне в духе книжной вселенной и замазали отдаленные низкополигональные объекты эффектной дымкой. Если же посмотреть на творение Rostok-Games повнимательнее, сразу замечаешь невнятные текстуры, проблемы с детализацией, отсутствие намеков на физику, примитивное освещение, ужасную анимацию и другие неприятные атрибуты морально устаревшей технологии семилетней давности. Нормальной воды, невзирая на третьи шейдеры, тоже нет. Вдобавок, это безобразие частенько вылетает в систему и умудряется тормозить на новейших компьютерах с четырехядерными процессорами и видеокартами стоимостью с приличный ноутбук или автомобиль ВАЗ 2105 на ходу. Со звуком дела совсем плохи. Озвучка на привычном для русскоязычных проектов уровне между плинтусом и розеткой. Музыки большую часть игры вообще нет. Заунывные завывания слышаться из колонок лишь в самые ответственные моменты, но, тем не менее, успевают засесть глубоко в печенках.
Верная дорога
Недостатков в “Бельтионе”, безусловно, много, но резюмировать, что, мол, перед нами очередная проходная безделушка из братской Украины совсем не хочется. Вне всяких сомнений игра создавалась с душой и любовью. Просто, как и любые начинающие разработчики, Rostok-Games слишком много времени потратили на возведение воздушных замков. Трезвый взгляд на вещи открылся только спустя несколько сотен рабочих дней. Команда, тем не менее, не побоялась переписать 2/3 “Бельтиона” заново. Что в итоге? А в итоге перед нами пускай сильно запоздавший, зато качественный слешер, за который никому и никогда не будет стыдно. Излишняя простота, кстати, совсем некритична. Из “Бельтиона” получился отличный (и такой нужный начинающим игрокам!) связующий мостик между глупыми экшенами вроде “Ониблэйд” и серьезными “ролевиками” а-ля Morrowind и Fallout. P.S. В игрушке есть одна забавная недокументированная возможность. Попробуйте зажать клавишу “P” в режиме “Без оружия”. А еще не забудьте повторить процедуру рядом с каким-нибудь фонтаном или колодцем – за это полагаются приятные бонусы.