В не слишком популярном последние годы жанре стелс-экшенов царит беспросветный, можно даже сказать суровый патриархат: правят сплошные лысые хитмены, угрюмые сэмы фишеры, хитрые солиды снейки и прочие парни без страха и упрека. Последними более-менее заметными шпионскими боевиками с участием сексапильных дамочек в обтягивающих кожаных штанишках были Alias и Stolen. И если Alias кое-как еще можно назвать приличной игрой по известному сериалу Дж. Дж. Абрамса (J. J. Abrams), то Stolen больно бьет по любым призрачным надеждам на "Theft в юбке" и "Splinter Cell на каблуках". Молодая немецкая студия Replay, широко известная по бодренькой гоночной аркаде Crashday, неожиданно для всех решила вернуться к незаслуженно покрытой пылью теме "женского стелса". Как заявляет пресс-релиз, новоявленная Velvet Assassin позволит нам в совершенстве освоить навыки владения ножом, тихой нейтрализации противника и вообще широко раздвинет границы жанра. Релиз уже состоялся, поэтому посмотрим сами, так ли все здорово, как рассказывали разработчики в многочисленных интервью.
На реальных событиях
При проработке сюжета и антуражей Velvet Assassin разработчики вдохновлялись фильмами Тарковского. Сама история незатейлива, и напоминает бредни подстреленного Агента 47 из Hitman: Contracts. Главная героиня, британская шпионка Виолетта Саммер, лежит без сознания в одном из оккупированных фашистами госпиталей. Пока немцы обсуждают, как поступить с диверсанткой, попортившей им немало крови, в сознании Виолетты прокручиваются ее прошлые операции. Немногочисленные сюжетные ролики (иногда, накачанная морфием героиня, буквально на секунды приходит в сознание) задают вязкую, тягучую, но очень правильную атмосферу безнадеги, безысходности и явно не сулят "хэппи энда". Прообразом Виолетты Саммер стала англичанка с французскими корнями Елизавета Бушелл Сабо. Муж Елизаветы погиб на войне, после чего девушка решила посвятить свою жизнь борьбе с фашизмом?. И это всего через пару месяцев после рождения дочери. Спустя несколько успешных операций Сабо и еще две девушки-агентессы попадают в засаду. Шпионок переправляют в концлагерь Равенсбрюк, где без раздумий казнят. А вот дочь Таня живет и здравствует по сей день. Пожилая миссис Сабо, кстати, не так давно изъявляла желание ознакомиться с Velvet Assassin перед релизом, но разработчики отказали ей под предлогом того, что героиня их игры слишком непохожа на свой реальный прототип. Особенно пошло обтягивающими штанишками и формами а-ля модель журнала Playboy.
Из светотени и обратно
Механика Velvet Assassin напоминает облегченный сплав Hitman и Splinter Cell. От Hitman достались фокусы с переодеванием в форму офицера СС, ну а от Splinter Cell абсолютно линейные уровни и забавы с лампочками и предохранителями. Ни там, ни там, впрочем, совершенства игра не достигла. Тень в игре понятие абсолютное. Виолетта растворяется во мраке на полные 100 процентов. Враг заметит девушку лишь в двух случаях - если услышит шум, свист или налетит на нее с разбегу. Опция бега хоть и есть, но используется в исключительных случаях. Чаще придется передвигаться гуськом в тени. Тут, главное, никакой спешки. Фрицы крайне предсказуемы и до посинения маршируют по заданным маршрутам. Удивительно, но в перерывах между танцами вокруг шумных стекляшек и прожекторов игра не чурается зубастого экшена. В арсенале Виолетты есть и пистолеты, и автоматы, и гранатометы, что для стелса само по себе довольно дико и странно. К счастью, устроить форменный бардак баланс все-таки не позволит. Боеприпасы встречаются гораздо реже, чем нацистские патрули. Переодевания - отдельная тема. И не самая приятная. Костюм один, и нацепить его можно лишь в специально отведенных шкафчиках. Форма СС выглядит эффектно, правда маскирует слишком ненадежно, да и красться на десятисантиметровых каблуках нельзя. Стоит приблизиться к часовому (даже со спины!), как тот моментально чует неладное и бьет тревогу. Как показывает опыт Hitman, прыгать настоящие ассасины не умеют, зато они отлично слушаются контекстно зависимых команд. Там, где этого требует ситуация, Виолетта с легкостью перепорхнет через препятствие, выдернет чеку из гранаты на поясе врага, зрелищно лишит беднягу жизни или заползет в вентиляционную шахту. Стрельба организована не лучшим образом. Неудобный, по консольному огромный, прицел, никакая чувствительность мышки - порешить противника хедшотом с 20 метров почти нереально. Ну а если повезет, не факт что выстрел в лоб окажется фатальным. Прятать трупы совсем не обязательно. Искусственный интеллект прощает ошибки. Тревогу можно переждать в любом темном углу, после чего с леденящим спокойствием продолжить вырезать вражью базу. В моменты, когда избежать вооруженного столкновения не получается, разумно воспользоваться морфием - несколько шприцев обязательно разбросаны по уровню. После укола мир на несколько секунд меняет краски, а Виолетта достает тесак и облачается в кружевную ночнушку. Обездвиженный (видимо от удивления!) немец становится легкой добычей. Охота за коллекционными предметами (часы, зажигалки, портсигары) напоминает скучные походы за флажками в Assassin's Creed. За предметы выдаются очки, которые расходуются на простенькую прокачку здоровья, скрытности и продолжительности действия морфия. Самодельный движок Velvet Assassin серьезно нагружает двухъядерные и даже самые модные четырехъядерные процессоры. Неслабо достается и видеокартам. Ускорителей вполне современного уровня GeForce 8800 и Radeon HD 3870 для максимальных настроек игре явно недостаточно. При этом никаких особых красот "моторчик" Replay не демонстрирует. Графика, признаться честно, совсем недалеко ушла от давнишней Splinter Cell: Chaos Theory. Равно как и физика - работу хваленой технологии NVIDIA PhysX трудно заметить. Среди плюсов: шикарная игра света и тени, безукоризненная модель главной героини, любопытные шейдерные эффекты. Из минусов: страшненькие текстуры, неважная анимация и чрезмерная условность уровней. Локациям сильно не хватает индивидуальности, запоминающихся объектов и мелких деталей, за которые мы полюбили и продолжаем любить, например, великую Hitman. Ползать среди мутных кирпичей, бесчисленных серых бочек, туалетов типа "домик в деревне" и растений очень странного цвета надоедает гораздо быстрее, чем Виолетта отправляет на тот свет свою первую роту фашистов. Зато местными закатами, кажется, можно любоваться бесконечно. Спокойный, но в то же время яркий музыкальный фон идеально подходит к неторопливому темпу игры. "Сочный" эмбиент, мощный оркестр - разработчики явно не отказывали себе в акустических изысках. Русская версия от "Нового Диска" оказалась на удивление сносной. Героиня озвучена не хуже, чем в английском варианте, а бредни фашистов переведены ненавязчивыми субтитрами.
Женская логика
Velvet Assassin относится к тому самому разряду игрушек, которые на бумаге и на скриншотах выглядят лучше, чем на деле. Неопытные разработчики где-то пропустили глупость, где-то проморгали ляп, где-то забыли про разнообразие и здравый смысл. Результат, как часто бывает, замер между отметками "скучно" и "бестолково". С другой стороны, назвать проект Replay Studios проходным нельзя. Во-первых, внятные стелс-экшены появляются нынче не чаще раза в год. Во-вторых, Виолетте присущ совершенно особый шарм и очарование. Ценителям жанра вполне можно попробовать взять штурмом 12 довольно коротких уровней Velvet Assassin. До безукоризненных Hitman и Splinter Cell, конечно, далеко, а вот отечественная "Смерть Шпионам" и жутковатая Stolen остаются позади. P.S. Из-за неграмотно расставленных чекпойнтов, в Velvet Assassin приходится часто переигрывать затяжные и сложные участки уровней. Чтобы слегка облегчить нудный процесс перепрохождения (или просто прохождения), нужно зайти в каталог с игрой, найти папку "Aio" и текстовый файлик "difficulty.cfg". Увеличивая цифры, можно легко повысить здоровье героини, урон от оружия, скорость перемещения и другие показатели