Делать сиквелы и ремейки популярных игровых тайтлов конца XX века сейчас модно и, главное, прибыльно. У кого-то такие вольные “перепевки” получаются удачными и, простите, аутентичными – взять хотя бы отечественные Death Track: Resurrection и King’s Bounty. У кого-то возникают нешуточные проблемы с качеством – совсем как у создателей Seven Kingdoms: Conquest и жуткого трехмерного продолжения квестов о Ларри Лаффере под заголовком Magna Cum Laude. Создатели Gobliiins 4 отличились в квадрате. Немногочисленный коллектив французской студии Societe Pollene сделал чудовищный внешне, но довольно забавный и душевный изнутри сиквел, пожалуй, одного из главных квестов начала 90-х. История “Гоблинов” началась в 1990 году и напрямую связана с именами Пьера Гийода (Pierre Gilhodes) и Мюриель Трами (Muriel Tramis). За какие-то три года эта парочка, практически без постороннего вмешательства, создала три образцовых квеста и умудрилась их выгодно продать. Сразу после выхода Goblins 3 дуэт бесславно распался. Мюриель основала собственную студию, а Пьер перебивался сторонними проектами (немногие в курсе, но он даже участвовал в создании недавней So Blonde) и комиксами. Первые наброски обновленной Gobliiins от Пьера Гийода появились аж в 2004 году, но финансовые проблемы не позволили закончить игру в течение запланированных двух лет. Спустя некоторое время права на проект перешли к продюсерскому подразделению отечественной Snowball Studios. Под присмотром русского издателя команда Гийода с горем пополам довела Gobliiins 4 до релиза и... загнала наши надежды на современное перерождение серии в глухой тупик.
Go! Bliiin...
Каждая из шестнадцати локаций игры (включая одну секретную – не забывайте собирать золотые зубы) ограничена одним-единственным экраном в позорном разрешении 1024 на 768 точек безвозможности простейшего скроллинга. Отсюда следует крошечный размер некоторых предметов, так что пиксельхантингом придется заниматься с завидным постоянством. Зато неожиданно удивил дизайн уровней. Героям предстоит побывать и в ротовой полости зубастого чудища, и в домике на панцире гигантской черепахи, и в королевском дворце. При внешней неказистости сами локации буквально дышат жизнью. Так, в пещере резвится скелет неандертальца, а по огромной черепахе прыгает хулиганистый мальчуган. Зачем? Да просто так веселее. В конце концов, перед нами же Gobliiins! Сюжет четвертой части рассказывает о пропавшем трубкозубе Дюбеле (вполне реальное, кстати, животное – wiki в помощь) короля Балдурона XIII и слишком явно цитирует основные события Gobliins 2. Мелодии для Gobliiins 4 написал французский музыкант Тонтон Диду (Tonton Didou). Написал без искорки и творческого запала. Пресные композиции приедаются уже на втором-третьем уровне. Диалоги, фактически, не озвучены. Точнее озвучены, но вместо речи Ч-чупс, Херувимиус, Тугус и компания изрекают какую-то абсолютно неразборчивую гоблинскую бормотню на манер первой части. Традиции? Ну-ну. Скорее антикризисная экономия на актерах, ведь и во второй, и третьей части герои отлично изъяснялись на английском. Локализация от студии Snowball оказалась сносной – опечаток и ошибок, по крайней мере, мы не заметили. Оно и неудивительно – объем работ-то мизерный. Текста в последней Gobliiins наберется от силы на пару страниц, а диалоги переозвучивать не нужно. Пусть вас не смущает непостоянство буковок “i” в названиях – их количество означает число персонажей-гоблинов, которыми управляет игрок. Героев у нас, стало быть, трое: детектив Ч-чупс, волшебник Херувимиус и силач Тугус. Каждый из персонажей пригоден строго для определенных задач. Ч-чупс собирает и совмещает предметы, Херувимиус колдует, а Тугус, как несложно догадаться, ворочает предметы и работает кулаками. Весь геймплей построен на тесном взаимодействии троицы, поэтому и головоломки соответствующие. Типичный пример замкнутой цепочки действий: Тугус вынимает застрявшую кость, Ч-чупс подбирает ее и относит к древнему скелету, а Херувимиус одним движением оживляет ископаемое. Неопрятный внешний вид четвертых “Гоблинов” не разочаровывает, нет, – он ужасает и повергает в глубочайший культурный шок. Плохо, небрежно, некрасиво. Порадовала лишь анимация: ушастые лилипуты кривляются точь-в-точь как в классических двухмерных играх сериала. Зато и окружение, и модельки персонажей сделаны настолько скверно, насколько это вообще возможно при нынешних технологиях. Даже текстуры позаимствованы из древних архивов портала Mayang. Складывается впечатление, будто бы игру начали мастерить во времена бурного расцвета Windows 95, потом неожиданно заморозили, а пару месяцев назад, наконец, достали из запасников и выкинули в продажу без особых косметических изменений и доработок. Впрочем, к чему лишние слова – достаточно сказать, что местный движок едва поспевает за Quake 2 (1997 год) и на три круга отстает о первого Unreal (1998 год). В 2009 году, с ТАКИМИ технологиями, разработчикам прямая дорога на казуальный рынок, да на сборники вроде “десять квестов на одном диске”. Ни один из двух бета-тестеров Gobliiins 4, видимо, не задержался в локации у стен королевского замка. При определенном стечении обстоятельств уровень непроходим (не повторяйте наших ошибок и не забудьте снять со стены Херувимиуса, прежде чем двигать в королевские покои).
А вы, собственно, к кому?
Люди, ответственные за появление четвертой Gobliiins, не скрывают, что их проект создавался для узкой потребительской аудитории и что он ни в коем случае не претендует на миллионные продажи. На аляповатую обложку клюнут лишь немногочисленные ценители антиквариата (читай оригинальных “Гоблинов”), да всеядные любители комедийных квестов. Они, наверняка, умудрятся получить от игры какое-никакое удовольствие и прибавят к нашей итоговой оценке пару баллов. Остальным в царстве короля Балдурона XIII ловить нечего. Несколько удачных шуток явно не стоят шестнадцати уровней наедине с убогой графикой, вялой музыкой и ворохом самых разнообразных технических недоработок. Возрождение легендарной серии адвенчур откладывается минимум до 2010 года, в котором, если верить Snowball, должны появиться теперь уж точно удачные “Гоблины 5”. P.S. Несмотря на множественные недостатки, сожалеть о деньгах, потраченных на диск с Gobliiins 4, будут лишь единицы. Предчувствуя волну негодования по поводу качества игры, хитрый издатель сделал беспроигрышный ход: запихнул на диск полные английские версии трех предыдущих частей со встроенным эмулятором ScummVM. Самое время приобщаться к классике!