Ястребиная охота "Делаю я левый поворот,Я теперь палач, а не пилот.Нагибаюсь над прицелом - И ракеты мчатся к цели,Впереди еще один заход".Группа "Чиж & Co", "Фантом"
Качественных авиасимуляторов, вышедших за последние годы, согласитесь, кот наплакал. Из-за столь грустного факта анонс Tom Clancy's H.A.W.X - в девичестве Tom Clancy's Air Combat - должного оптимизма в сердца любителей полетать не вселил, мол, жанр почти умер, а слепленные в рамках бренда имени Тома Клэнси игрушки изрядно "опопсели" и испортились. Обнадеживало лишь то, что разрабатывавшая проект румынская студия Ubisoft Bucharest успела отличиться неплохими симуляторами вроде Silent Hunter 3-4 и Blazing Angels 2: Secret Missions of WWII. Словом, что получится из Tom Clancy's H.A.W.X, до самого релиза было неясно. И тем приятнее, что мы наконец-то получили действительно неплохой аркадный авиасимулятор, которому по силам приглянуться даже тем, кто страдает боязнью высоты и за пару километров обходит подобные игры и самолеты вообще. Америка в опасности! Снова
Удивительно, но в нашем сегодняшнем пациенте даже есть более-менее съедобный сюжет - разумеется, не без фирменной паранойи Тома Клэнси, пафосной паники в духе "Америка в опасности!" и рафинированного героического бреда. Но, в отличие от многих проектов под лейблом Tom Clancy's, в H.A.W.X все это не только не напрягает, но и способствует погружению в и без того довольно глубокую атмосферу игры. На старте - в 2014-ом игровом году - нас усаживают за штурвал и отправляют на границу США и Мексики, дабы помочь правительственным войскам дать жару мексиканским мятежникам. После успешного выполнения этого задания на нашего Альтер эго по имени Дэвид Креншо обращает внимание частная военная компания Artemis Global Security, на которую мы и будем работать до определенного момента. Что это за момент - узнаете сами, ибо раскрывать один из главных сюжетных поворотов H.A.W.X - дело подлое и неблагодарное. Итак, игрок - наемник, глава авиационной эскадрильи H.A.W.X, что расшифровывается как High Attitude Warfare-Experimental squadron. Вместе с несколькими напарниками мы будем биться во славу Artemis Global Security и правительства США в небе над Мексикой, Центральной Африкой, Афганистаном, Бразилией, самими США и так далее. В процессе прохождения мы очутимся в начале 2020-х годов - и именно тогда начнется самая масштабная в игре заварушка, по своему формату радикально отличающаяся от банальных заказов Artemis Global Security. В общем, было бы чем воевать - а мишени найдутся. Первым делом - самолеты
А воевать есть чем. В Tom Clancy's H.A.W.X - десятки лицензированных "пташек" от грандов авиационной промышленности, включая Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman, Saab, Eurofighter, Dassault Aviation и, конечно же, российские бренды "Су" и "МиГ". Среди всех этих красавцев нашлось место настоящим легендам воздушных боев вроде F16A Fighting Falcon, "Су-25" и "Су-27", F14A Tomcat, "МиГ-33", Mirage 2000C и иже с ними. Те, кто в детстве собирал наклейки для альбома "Боевые самолеты", всенепременно поддадутся ностальгии и загадочно улыбнутся. Машины, конечно же, различаются не только внешне, но и по характеристикам, причем весьма заметно. "Ястребы" обладают тремя основными параметрами (скорость, броня и управляемость), а также показателями эффективности против наземных и воздушных сил противника. Перед стартом каждой миссии разработчики услужливо порекомендуют наиболее подходящий, по их мнению, для соответствующего задания летательный аппарат, однако не ленитесь, всякий раз просматривайте список доступной техники и изучайте их показатели и наборы боеприпасов: порой можно откопать лучший, чем предложенный девелоперами, вариант. В процессе прохождения мы в лице Дэвида получаем очки опыта за завершенные миссии, отправленных на тот свет противников и прочие достижения и растем в уровнях. С каждым свежим левел-апом в наше распоряжение будут предоставлены новые модели самолетов и прочие плюшки вроде альтернативных "упаковок" амуниции. К слову, количество боеприпасов строго ограничено, так что советуем не расстреливать облака и ландшафт забавы ради, а по возможности экономить каждую ракету. Если в начале игры надобность беречь заряды практически отсутствует, то уже к середине кампании усердная пальба в "молоко" может привести к тому, что к третьей четверти миссии вы останетесь только со слабеньким, а потому малоэффективным пулеметом. В таком случае даже напарники, которым можно отдавать приказы защищать Дэвида или же атаковать выбранную им цель, не помогут. Драться мы будем не только с воздушными силами оппонентов, но и с танками, различными кораблями и стационарными огневыми точками. Наибольшую опасность представляют, само собой, вражеские "птички". На первых порах они являются скорее движущимися мишенями, чем реальной угрозой, зато ко второй половине игры придется основательно гоняться чуть ли не за каждым самолетом супостата и улепетывать от ловко пущенных противником ракет. В помощь - система ERS, подсказывающая пользователю, по какой траектории нужно лететь, чтобы увернуться от смертоносного заряда или сесть негодяю на хвост. Самая большая сложность - это, пожалуй, привыкнуть к местному управлению и поведению "ястребов". Скажем сразу: перед тем, как приступить к дебютному заданию, загляните в опции и побалуйтесь с не самыми удачными стандартными настройками, например, переместите функции стрельбы на мышку и "восстановите" раскладку WASD - будет намного удобнее. Если вы до Tom Clancy's H.A.W.X не имели опыта в общении с авиасимуляторами, как минимум полчаса нервотрепки на старте вам обеспечены. Ну а когда вы научитесь грамотно рулить самолетом, следить за показателем Altitude и использовать высоту в своих целях - море удовольствия от игры вам обеспечено. Главное - не забрасывайте проект после пары провальных попыток преодолеть самую первую миссию. Кстати, о миссиях. Найти в заданиях что-то из ряда вон выходящее не получится. Чаще всего мы будем защищать какой-либо неподвижный или перемещающийся объект и уничтожать боевые машины и другую собственность противника. Впрочем, порой это придется делать на время или с отключенными тактической картой и радаром, что здорово усложнит жизнь. Кроме того, большинство миссий имеют любопытные историю и сеттинг: мы успеем подраться за Рио-де-Жанейро, вытеснить врага из Чикаго, прикрыть самолет президента США и многое другое. Скучно будет лишь изредка. Самое забавное, что даже явная аркадность и, в общем-то, поверхностность H.A.W.X не мешают этой игре быть чертовски увлекательной. Одинаковые по своим алгоритмам сражения не надоедают очень долго, а все из-за невероятного динамизма происходящего. Tom Clancy's H.A.W.X - очень быстрая игра, в которой любая серьезная ошибка из-за невнимательности может привести к перезапуску миссии или загрузке очень немногочисленных чекпойнтов. В конце концов, никто не мешает вам совместить приятное с полезным и выделывать сногсшибательные трюки, летать над самой поверхностью и пикировать к ничего не подозревающему танку с высоты в полтора километра. После того как вы приноровитесь к управлению и будете мастерски рулить своим "ястребом", разумеется. Кроме того, в H.A.W.X есть не только виды от первого и третьего лица, а также из кабины, но и особый режим, стоящий особнячком от стандартного. Воевать в нем первое время непривычно и сложно, но жуть как интересно. Словом, не зацикливайтесь на обычном режиме и использовании ERS, постоянно экспериментируйте - и Tom Clancy's H.A.W.X станет великолепным досугом на несколько вечеров. И, конечно же, будет не удивительно, если после одиночной кампании вам захочется повоевать с реальными соперниками. Versus вам в помощь, друзья. С высоты птичьего полета
Как уже было сказано, H.A.W.X - очень быстрая и динамичная игра, поэтому количество кадров в секунду в нашем случае критический показатель. Это осознавали и разработчики, поэтому чего-то, что заставит вашу челюсть упасть под стол или уползти за системный блок, вы в проекте не увидите. Впрочем, выглядит детище Ubisoft Bucharest все же весьма неплохо. Качественные модели самолетов вполне способны порадовать взор, а эффекты в игре, равно как и дым с облаками, и вовсе на загляденье. Паршивенько выглядят, пожалуй, разве что наземные объекты с ландшафтом. Если у вас будет время к ним присматриваться. Когда небо расцветает десятками взрывов, а скорость происходящего зашкаливает за все разумные пределы, внимания на унылые коробки городских зданий и расплывчатые пятна земной поверхности попросту не обращаешь. Кроме того, весьма недурственно поработали дизайнеры. Локации ощутимо отличаются друг от друга - как в плане общей картины и пейзажей, так и по цветовой гамме. Даже погодные эффекты присутствуют. Сюда же добавим стильное меню, хороший стартовый ролик и внятные межмиссионные брифинги с внутриигровыми вставками. В целом, техническая сторона продукта находится на средненьком уровне, но Tom Clancy's H.A.W.X - это проект не "про графику", поэтому килограммы косметики ему не нужны. Летать нам доведется под ну очень пафосную, но ладную и вписывающуюся в характер игры музыку. По тому, как сменяются мелодии, вы почувствуете приближение жесточайшей схватки, наступившее на время затишье или финиш миссии. Таким и должен быть саундтрек к подобным проектам. Остальной звук не отстает: персонажи болтают вполне убедительно, переговоры напарников придают действу правдоподобности, а гул самолетов, свист ракет и грохот взрывов ласкают геймерское ухо. К взлету готов!
Вот такая приятная неожиданность. Мало кто думал, что очередной "Клэнси-проект" окажется настолько интересным развлечением. Но это произошло. Tom Clancy's H.A.W.X - один из очень немногих авиасимуляторов, который вполне способен увлечь всерьез и надолго.