В марте 2008 года компания Ubisoft объявила о покупке исключительных и абсолютных прав на интеллектуальную собственность, выходящую под именем известного американского писателя Тома Клэнси (Tom Clancy), включая компьютерные игры, а также книги и фильмы по ним. По приблизительным подсчетам сумма сделки составила не менее _ 20 млн. Что ж, кажется, старика Клэнси ждет безбедная старость, Ubisoft получат большие прибыли, ну а мы будем обеспечены игрушками с подзаголовком "Tom Clancy's" на несколько лет вперед. В обозримом будущем нас должны порадовать Splinter Cell: Conviction и таинственной Tom Clancy Online. Со дня на день в продажу поступит авиасимулятор Tom Clancy's H.A.W.X. А вот стратегию EndWar с ее революционным интерфейсом можно опробовать уже сейчас.
Говорит и показывает
EndWar, как и обещали разработчики, начинается с самого интересного, а именно с настройки разрекламированного режима голосового управления отрядами. Сначала мудрая система распознавания речи попросит приготовить гарнитуру и наговорить в микрофон пару произвольных фраз, чтобы слегка попривыкнуть к голосу пользователя. Выглядит это дело в глазах домочадцев, разумеется, дико и странно, но поклонникам Counter-Strike и Team Fortress не привыкать. После цифровой калибровки игроку вежливо предложат потренироваться в начитке нехитрых команд. Сами приказы просты и лаконичны: очень редко попадаются конструкции сложнее "Unit one, attack hostile two" или "Unit five, camera". И в кампании, и в мультиплеере разумнее всего пользоваться голосом дозированно. Так сказать, совмещать болтовню с ловкими и молниеносными движениями курсора. Не стоит забывать о чувствительности микрофона (дешевые поделки от Genius и Defender не принесут ничего, кроме расстройства) и правильном произношении. Если первая проблема легко исправляется покупкой нового девайса в соседнем магазине, то над собственной речью придется изрядно поработать. На безграмотное бормотание типа "унит ту атак хостиле ван" компьютер благоразумно предпочитает не реагировать, а если и реагировать, то как-нибудь неправильно. Официальная русская локализация от "Руссобита-М" оказалась на удивление сносной. Юниты говорят на чистом русском, актеры не переигрывают. А вот команды, вопреки обещаниям издателя, придется проговаривать на английском. После малопонятного вступительного ролика и короткой предыстории, пугающей высокими ценами на энергоносители и ядерным оружием в африканских странах, события EndWar переносятся в 2020 год. Оказывается, к этому времени Россия, Соединенные Штаты и Европейский Союз станут страшными супердержавами. Страшнее и злее всех оказываются, понятное дело, русские, поэтому именно они начинают финансировать "карманную" террористическую группировку и стравливать США и ЕС. Проще говоря, хитро и подло подстрекать Запад к Третьей мировой войне, ведь собирать трофеи с трупов, как известно, проще. Демократы послушно ведутся на провокации, и разгорается самая страшная война в истории человечества. Порадовали местные декорации: европейские города нарисованы на "пятерку с плюсом". Париж ни за что не перепутать с Москвой. Кстати, о Москве. По зимней столице развешены транспаранты с ценами на газ и корявыми лозунгами типа "Бдительно охраняя и завоеванный мир!". Очень даже забавно и злободневно, если, конечно, не относиться к игрушке чересчур серьезно.
Камень, ножницы, бумага
Думаете, в Warhammer 40.000 был вялый сюжет? Ubisoft Shanghai как бы говорит нам, что бывает гораздо хуже. Сценарий EndWar - вещь настолько аморфная и скучная, насколько это вообще возможно. Какую бы из трех фракций вы ни выбрали, вас ждет одинаково нудный поход по 28 полям сражений по всей планете. Изменятся лишь брифинги, флаг в финальном ролике да физиономия и голос нашего командира. Русский генерал смотрит печальными глазами пропитого алкоголика и вещает со страшным акцентом, американец выглядит, по меньшей мере, спасителем человечества, ну а Европа, как и положено Европе, ничем особым не выделяется. В состав подразделений РФ входят ветераны многочисленных локальных конфликтов, в рядах командного состава американских сил замечены бывшие "Призраки" (дань фанатам Ghost Recon), а объеденная Европа полагается на участие бойцов из "Радуги 6" (да-да, Rainbow Six!). Интересные режимы отсутствуют как класс. Из череды битв за контрольные точки (привет, Warhammer 40.000!) и незамысловатой резни до последнего юнита хоть как-то выделяются лишь "Набег" на стратегические здания противника да "Осада", где обычно требуется продержаться до прибытия подкрепления. До кучи в игре жутко неудобная камера, прибитая почти намертво к выбранному отряду. На карте может одновременно присутствовать никак не больше 12 подразделений семи различных типов - от простой пехоты до танков и авиации. Довольно скромный ассортимент объясняется наличием сотен апгрейдов, серьезно изменяющих характеристики боевых единиц. Один раз за бой (исключение - режим "Осада") проигрывающая сторона получает возможность жахнуть супероружием: бомбой, кинетическим импульсом или гигантским лазером. Зона поражения у "суперов" вполне достаточная, чтобы переломить ход любой схватки. Наштамповать танков и снести врага одним массированным ударом не получится. Во-первых, количество доступных войск строго лимитировано, а во-вторых, в EndWar четко работает принцип "камень-ножницы-бумага". Хоть танки и умеют стрелять по вертолетам (какой реализм-то!), воздушные силы всегда сильнее. Однако стоит лишь приставить к бронированным монстрам пару инженерных расчетов с базуками, как винтокрылые птички потеряют превосходство и упрутся клювами в землю. Вообще, пехота в игре крайне полезна. Враг потратит немало сил, выкуривая из здания или укрытия парочку окопавшихся отрядов с гранатометами и автоматами. Онлайн-мультиплеер представлен режимом "Театр войны". Игрок присоединяется к одной из фракций на глобальной карте и неспешно пытается завоевать мир. Кардинальных отличий от одиночной кампании мы не заметили, разве что сражаться против мыслящего противника, а не бездушной железяки на порядок интереснее. Обстановка на карте, что интересно, меняется и без нашего непосредственного участия. Порой кажется, что изначально игра задумывалась как MMO. Tom Clancy's EndWar, между прочим, первая и единственная RTS, разработанная на основе третьей версии ядра Unreal. До этого популярный "моторчик" повально эксплуатировали в экшенах, файтингах, RPG - словом, где угодно, только не в стратегиях. Современный движок обеспечивает детализированные модельки техники и пехоты, завидное освещение и практически тотальную разрушаемость. После каждой победы или поражения картинка замирает, камера обретает вожделенную свободу и появляется возможность в полной мере оценить своеобразную милитаристическую красоту. Текстурам при этом явно не хватает четкости, а достойные спецэффекты можно пересчитать по пальцам одной руки. По отдельным параметрам, как ни печально, EndWar серьезно отстает от фееричных World in Conflict и Red Alert 3. Шикарная композиция из трейлера к игре, написанная Майклом МакКанном (Michael McCann), автором отличной музыки к экшену Splinter Cell: Double Agent и сериалу The Foundation, сулила отменный саундтрек. Тем не менее, не сложилось: МакКанн ограничился рекламным роликом. Доводку же остальной музыки поручили композиторам средней руки, что чувствуется по излишнему пафосу и отсутствию ярко выраженного стиля. Снова мимо
EndWar, без дураков, самая необычная стратегия последних лет, умудрившаяся объединить в себе тактический азарт сериала Rainbow Six, зрелищность Ghost Recon Advanced Warfighter и масштабы изрядно подзабытой Tom Clancy's Politika, но есть в ней один серьезный изъян. Серьезный настолько, что из итоговой оценки только он один утащил балла полтора. Под тонким покровом из оригинальных идей скрывается совершенно обыкновенный, можно даже сказать, незамысловатый геймплей, который надоедает аккурат после семи-восьми битв. Разработчики не потрудились разбавить монотонные перекидывания снарядами сколько-нибудь внятным сюжетом (см. World in Conflict) или динамичными и разнообразными миссиями (см. World in Conflict!). Сингл осилят только самые терпеливые и упертые, ну а до мультиплеера доберутся вообще считанные единицы, о чем наглядно свидетельствуют пустые сервера. Ubisoft уже в который раз сделала почти идеальную на бумаге, но очень скучную на практике игрушку. Вполне прямая и понятная критика в адрес последнего Prince of Persia, Assassin's Creed и Double Agent парней ничему не научила. Грустно. Классные идеи с маниакальным упорством продолжают спускаться коту под хвост. Следующая на очереди, судя по средненькой демоверсии, Tom Clancy's H.A.W.X. P.S. EndWar, что примечательно, проект мультиплатформенный. Какая еще стратегия выходила почти одновременно на пяти платформах ("персоналки", PlayStation 3, Xbox 360, PlayStation Portable и Nintendo DS)? Вот и мы не помним.