Как много на нашей с вами платформе отличных аркадных автосимуляторов? Да, выходит, столько же, сколько и качественных портов с консолей, а именно раз, два - и обчелся. В основном мы получаем корявые, абсолютно неоптимизированные, с жутким - до боли в суставах - управлением и полным террариумом багов поделки, которые хоронят игру заживо. Или гонки, в которых заявленная разработчиками тотальная деформация машин выражается лишь в треснувшем лобовом стекле да слегка погнутом бампере. В попытке выделить из этого шлака хоть что-нибудь стоящее на ум приходит разве что серия FlatOut со своей детальнейшей моделью разрушения автомобилей да Fable: The Lost Chapters, которую портировали лишь спустя полгода после выхода на приставках, за что наградили PC-игроков дополнительной сюжетной главой. Так возрадуйтесь же, ибо нашего полку прибыло! Прямиком с Xbox 360 и PS3 на <персоналки> пожаловала самая последняя и самая лучшая игра из линейки Burnout. И не одна-одинешенька, а со всеми доступными на данный момент обновлениями, с новыми режимами и машинами, улучшенной графикой и расширенной мультиплеер-составляющей. Причем все это, в отличие от пользователей Xbox Live и PlayStation Network, нам не придется скачивать. Все дополнения уже аккуратно упакованы в DVD с игрой, отчего название приобрело приставку The Ultimate Box. Сверхзвуковое ДТП
Так почему же каждый владелец консоли нынешнего поколения, лишь услыхав волшебное слово "burnout", сразу закатывает глаза и с улыбкой до ушей поднимает большой палец руки вверх? Что такого сногсшибательного в этой игре? Во-первых, бешеная скорость. Здешний автопарк под завязку набит автомобилями, которые достигают 100 км/ч за считаные секунды. В этом им помогает здешний аналог закиси азота под названием "boost". Выдается он исключительно за аварийноопасную езду: лихие обгоны, выезд на встречную полосу движения, прыжки на трамплинах и прочий дорожный беспредел. И вот, когда заветная шкала заполнится до максимума, включаешь форсаж и действительно понимаешь, что не зря эту игру окрестили сверхзвуковой. Здесь можно прокатиться не то что с ветерком, а с жутким визгом, словно пуля рассекая поток встречного воздуха. Когда несешься по улицам на 300 км/ч, мир вокруг словно замирает. Машины законопослушных водителей, только что ехавшие с приличной скоростью, застывают будто вкопанные. Проносящиеся за окном здания и светофоры сливаются в одну размытую картину. Из колонок раздается лишь шум ветра да бешеный рев мотора. Железный конь так и хочет оторваться от земли и превратиться в реактивный истребитель. Во время этой красотищи чувствуешь себя буквально неприкасаемым. Кровь насыщается изрядной порцией адреналина. Никакая сила не сможет остановить твой болид на пути к победе. ...Как вдруг из-за поворота нежданно-негаданно выскакивает микролитражка, кокетливо подмигивающая стоп-сигналом, - и полет к финишу скоропостижно заканчивается. В любом другом автосиме это означало бы неминуемый проигрыш, но только не в Burnout Paradise. В этот момент у игры словно открывается второе дно, из которого выскакивает виртуальный Майкл Бэй, берет вас под руку и показывает то, что вы нигде и никогда не видели. За долю секунды до столкновения AI-режиссер выхватывает у вас камеру, выбирает самый удачный ракурс, включает рапид - и начинается. Бамперы автомобилей от столкновения изгибаются дугой. С характерным металлическим скрежетом мнутся капоты, обнажая разбитый вдребезги радиатор. С вырванными ошметками осей в разные стороны разлетаются колеса. Под аккомпанемент разбивающегося стекла деформируются кузова. Передние двери намертво заклинивает, что заживо хоронит водителя под грудой металла. И только когда на машинах не остается живого места, камера ускоряет темп, показывая, как зрелищно авто разлетаются в разные стороны, делают несколько кувырков, задевая подвернувшийся под горячую руку трафик, и наконец приземляются искореженными жестяными банками на землю. Если вы думаете, что описанная выше ситуация - всего лишь единичный случай, то вы крупно ошибаетесь. Разрушение в серии Burnout всегда было поставлено во главу угла. Все здесь - от классов машин до игровых режимов - призвано доставить геймерам как можно больше аварийных ситуаций. К примеру, Road Rage. Выиграть в нем можно лишь за счет истребления автомобилей соперников. Как именно это сделать, решать только вам. Благо, вариантов предостаточно. Дозволяется не только выталкивать оппонентов на встречную полосу движения или впечатывать в столб, но и брать на таран. Наивысшим пилотажем считается так называемый Vertical Takedown. На полной скорости заехать на трамплин и приземлиться прямо на крышу вражеского авто под силу не каждому. Зато за него дадут больше всего нитроускорения и начислят лишние секунды на проведение раунда. Если же насилие вам чуждо, то можно выбрать Marked Man. В этом случае сбивать никого не нужно, однако добраться целым до финишной черты входит в программу минимум. Особого труда это не составит, тем более если сменить перед заездом класс автомобиля на агрессивный с усиленным корпусом, но и расслабляться тоже не стоит. Чем дальше в лес - тем больше скорость. А на 300 км/ч любая подсечка не оставит иного выбора, кроме как съехать на обочину и начать обниматься с ближайшим столбом. Кроме игры в кошки-мышки есть еще так называемый Stunt Run. Еще один режим, напрочь лишенный необходимости агрессивного поведения на дороге. Нужно лишь выполнять различные трюки, чтобы добиться необходимого количества очков. Делать это проще всего на каскадерских машинах. Засчитываются как простейший дрифт и длительное сжигание закиси азота, так и мастерское исполнение прыжков с трамплинов с последующим пролетом сквозь рекламные щиты. В идеале, чтобы добиться высоких результатов, следует набрать высокую скорость, вылететь с трамплина разворачивая машину на 360 градусов и, задев афишу, благополучно приземлиться. Такое высококлассное трюкачество не только добавит уйму очков, но и умножит их в несколько раз. Ежели вы предпочитаете показывать мастерское управление автомобилем в гоночных заездах, то лучше пройдите мимо. Burnout Paradise ни в коем случае не следует воспринимать как полноценную гонку. Режим такой, конечно же, есть. Да и болидов гоночного класса предостаточно. Только то, придете вы к финишу первым или последним, абсолютно не зависит от первоклассного вождения. Все, опять же, сводится к тотальному разрушению всего и вся. Гораздо проще подрезать соперника и впечатать его в стену, получить за это прирост нитро и умчать на форсаже, чем пытаться его обогнать, тем самым подставив задний бампер под удар. К тому же, на трассе полным-полно съездов в переулки, с помощью которых можно срезать углы. В итоге, даже вырвавшись вперед и на протяжении всей гонки идеально входя в повороты, можно остаться с носом только потому, что остальные гонщики предпочли безлюдные объезды заторам на основных улицах. Разборки в маленьком Рае
В отличие от предыдущих игр серии, колесить в Burnout Paradise предстоит не по обычным шоссе. В распоряжении игрока - целый город. Называется он Paradise City. Это, конечно же, не Liberty City из GTA 4. Ни полицейских, ни уж тем более пешеходов вы не повстречаете, но проработан город с не меньшей дотошностью и полностью справляется со своей главной задачей - обеспечить гонщиков множеством разнообразных трасс для соревнований. Здесь есть и просторная набережная, и горный серпантин, и длиннющая автомагистраль. Прокатиться дают даже по заброшенной железнодорожной ветке. Надо лишь ее найти, что по прибытии в город и спешит посоветовать местный радиодиджей Atomika. И он абсолютно прав. Если извилистых высокогорных дорог не так уж и много, то заблудиться на центральных улицах проще пареной репы. Разобраться в этих хитросплетениях маленьких переулочков поможет миникарта. Но она абсолютно бесполезна во время заездов. Когда несешься на огромной скорости по забитому трафиком проспекту, обращать внимание на нее просто некогда, ведь в любой момент можно столкнуться с выскочившим из-за угла автобусом или, чего лучше, поцеловать стену. На помощь приходят подсказки в виде мигающих вверху экрана названий улиц, на которые следует свернуть. Но и о них в разгаре гонки попросту забываешь. Таким образом, разработчики недвусмысленно намекают геймерам, что, прежде чем состязаться с серьезными соперниками, надобно как следует ознакомиться со всевозможными маршрутами. Времени на это уйдет немало, но, если вы его не пожалеете, вам откроется множество объездных маршрутов, которые значительно сократят время пути. Да и о местонахождении трамплинов с рекламными щитами не помешает знать: пригодится во время выполнения трюков. Кроме переулков и всяческих каскадерских аксессуаров, в городе есть масса свалок, бензозаправок и станций техобслуживания. На первых всегда найдутся разбитые колымаги, которых здесь более семи десятков. Нужно лишь выигрывать заезды, чтобы пополнять автопарк новыми экземплярами, да сбивать приглянувшиеся болиды, которые порой слоняются по городу. Не без вашей помощи разбив железного коня, водитель вынужден будет спихнуть его на свалку, где его затем можно будет забрать. Останется лишь отрихтовать его на ближайшем СТО, там же перекрасить - и сразу в бой. Только не забудьте перед этим заглянуть на АЗС. Посещение ее восполнит запас нитроускорителя автомобиля под завязку, что в гонке придется весьма кстати. Но со временем все, даже красная икра, может обрыднуть. И какими бы ни были сногсшибательными здешние аварии, какие бы баснословные скорости ни развивали машины, обгонять и впечатывать в стены болванов с кремниевыми мозгами очень быстро надоедает. Даже дополнение Party Mode, в котором можно поочередно играть с друзьями за одним компьютером, не спасет от чувства одиночества. Если вы устали от оффлайна, значит, пора срочно наведаться в мультиплеер. Благо, сделать это так же легко, как и на консолях. Нажатием одной-единственной кнопки вызывается меню, в котором можно выбрать тип заезда и не отходя от кассы сразу же ворваться в гонку. Делается это без каких-либо лишних подзагрузок и прочих отлагательств. Поначалу и не поймешь, что произошло. Машина как стояла на обочине у свалки, так и осталась там же. Но вдруг рядом проносится какой-нибудь Джек американской наружности - и понимаешь, что пришло время настоящего веселья. Наушники заполняются радостными голосами геймеров со всего мира, обсуждающих события прошедшего соревнования. Кто-то уже спешит создать новое и приглашает всех принять в нем участие. Восемь соперников выезжают на своих автомобилях на стартовую линию и начинается то, ради чего, уж поверьте, стоит потратить несколько минут, дабы создать EA-аккаунт. В такие моменты понимаешь, что создатели Test Drive Unlimited трудились не зря. Их опыт уже начали потихоньку перенимать другие девелоперы и внедрять в свои игры. За что им огромное человеческое спасибо. Аварии в Burnout Paradise никогда бы не выглядели так сногсшибательно, если бы разработчики из Criterion Games не создали свой собственный движок RenderWare. Все их проекты основаны именно на нем, отчего и выглядят так красиво. И хотя Burnout Paradise вышла на консолях еще год назад, она по-прежнему может потягаться с конкурентами в плане графики. Хотя разглядывать автомобили с открытым ртом вы не станете. Все же время не на стороне игр, и они, в отличие от вина, не становятся по прошествии лет лучше. Зато девелоперы добавили смену времени суток, чего так не хватало в оригинале. Да и с оптимизацией тут полный порядок. Никаких подзагрузок при езде из одного конца города в другой, никаких падений FPS. Все работает четко и стабильно. Более того, специально для персональных компьютеров в игру добавили возможность разделения экрана на два и даже три монитора. Правда, у автора этих строк так и не вышло одновременно вывести изображение на монитор и LCD-телевизор, причем одинаковой марки. Но это, скорее всего, больше от неопытности, чем по вине разработчиков. Если к графике еще можно предъявить кое-какие претензии, то к музыкальному оформлению - нет. Местная станция Crash FM получилась просто превосходной. Тамошний диджей Atomika поначалу просто знакомит игроков с основными правилами, а затем принимается комментировать все самые выдающиеся дорожные события, в том числе и ваши обидные неудачи, причем весьма едко. Но когда он наконец умолкает, в колонки врывается богатейший саундтрек. Что самое удивительное в нем, так это соседство тяжелого рока с классической музыкой. И вот тут Criterion Games попали в самую точку. Как оказалось, нестись по встречной полосе на скорости 300 км/ч под "Лунную сонату" Бетховена или на полном ходу врываться в пробку, сметая все машины на своем пути, когда по радио звучит "Кармен" Жоржа Бизе, гораздо забавнее, чем творить тот же беспредел под Depeche Mode и Guns N' Roses. Ну что ж, поздравляю вас всех. Целый год ожидания стоил того, чтобы с замиранием сердца следить за новостями о Burnout Paradise и вычеркивать дни в календаре. Ведь в наши руки попал не просто самый аварийноопасный и абсолютно безрассудный аркадный автосимулятор. Мы получили эдакий гоночный аналог The Orange Box. Все без исключения дополнения уже записаны на DVD с игрой и поставляются без каких-либо повышений цены за содержание. Сюда включены и мотоциклы, и смена дня и ночи, и новые онлайновые режимы, и даже Party Mode, за который нашим консольным собратьям пришлось доставать из кошелька кровно заработанные дензнаки. Но и это еще не все! На этот год в Criterion Games намечено выпустить еще несколько обновлений, которые пользователи персональных компьютеров также смогут загрузить абсолютно бесплатно. В состав самого первого дополнения входит красивейший автомобиль DeLorean DMC-12. Именно он засветился в картине "Назад в будущее". И именно киношная модель будет добавлена в Burnout Paradise, причем летающая! Где же наши календари? Пора вновь вычеркивать дни.