Давненько пользователей персональных компьютеров не потчевали так называемыми GTA-клонами. Так и заскучать можно. А ведь игроки со стажем еще помнят времена, когда всякие "годфазеры", "трукраймы" и прочие "драйверы" выходили с завидным постоянством - чуть ли не по две штуки за квартал. Были такие деньки, были: зато в ушедшем 2008 году у GTA 4 фактически не было ни единого конкурента (мы даже опускаем слово "достойного"!). Mercenaries 2? Холодно! Последняя гораздо ближе по духу к сериям Just Cause и Xenus. Bully? Еще холоднее. Детище Rockstar Vancouver хоть и слегка напоминает GTA по духу, на деле является всего лишь довольно безобидным симулятором школьного хулигана, двоечника и просто балбеса. В наступившем 2009 году претендентов на часть выручки Rockstar, кажется, будет и того меньше. The Godfather 2 окончательно превратилась в, гм... стратегию, Driver улетела в кювет и сошла с дистанции, а сиквел Mafia, как и первая часть, гордо держится особняком от всего, что связано с "Великим автовором". И лишь компания Volition наивно пытается перетянуть одеяло на себя. Компьютерная версия GTA-образного хита Saints Row 2 от Volition появилась в продаже всего спустя месяц после шумной премьеры Grand Theft Auto 4. Можно ли придумать более неудачное время для релиза? Конечно, нет. Особенно если игре едва удается уживаться с собственными тараканами. Для тех, кто не в теме, поясним и раскроем суть. Первая часть Saints Row вышла в 2006 году эксклюзивно для приставки Xbox 360, собрала положительные отзывы прессы и толстые чемоданы денег. Черного юмора из игры хватило бы на две с половиной GTA, а непринужденности - на десяток Midtown Madness (помните еще такую?). За сиквел разработчики принялись моментально. Saints Row 2 увидела свет на консолях Xbox 360 и PlayStation 3 в прошлом октябре и за считанные недели продалась солидным тиражом в 2 млн. копий. Последние месяцы коллектив Volition усердно трудился... нет, не над PC-версией Saints Row 2, а над полноценной третьей частью. За порт же, судя по всему, усадили парочку слепых, глухих и очень глупых программистов. О том, что получилось у этих инвалидов умственного труда, читайте ниже.
Беспредел и безобразие!
Учитывая, что первая часть Saints Row вышла только на Xbox 360, завязку сиквела придется понимать буквально с полуслова. Контуженый после небольшого инцидента на яхте главный герой, вот уже несколько лет лежавший овощем в тюремном лазарете города Стилуотер, неожиданно приходит в себя. За спиной - тысячи трупов и преступлений разной степени тяжести, а впереди лишь электрический стул. Что остается делать? Правильно, бежать. К тому же, неожиданно выискивается помощник. И вот мы со знанием дела выводим из строя половину персонала тюрьмы и на всех парах летим собирать по кусочкам развалившуюся без чуткого руководства банду "Святош". Здешний редактор внешности героя уделывает все части The Sims по всем параметрам. Настройке поддается все. Решительно ВСЕ! Цвет кожи, форма носа, губ, телосложение, черты лица, походка, голос, фирменные жесты - вот приблизительно десятая часть из всего того, что можно изменить легко и непринужденно. Именно поэтому встретить двух одинаковых героев (или героинь) в мультиплеере Saints Row почти невозможно. Хотите играть тучным негром в коротком топике, с макияжем как у Людмилы Гурченко и выражением лица а-ля Николай Валуев? Нет ничего проще. А может, тощим азиатом в мини-юбке с ирокезом на голове? Полчаса возни с ползунками - и любая, даже самая больная фантазия воплотится в жизнь. До Saints Row 2 настолько веселого и классного редактора внешности персонажа в экшенах, кажется, еще не было (Spore, понятное дело, не в счет). Раз уж мы заговорили о редакторе, то упомянем и об остальных коронных <фишках> Saints Row 2. Здесь в каждой машинке есть круиз-контроль (машина двигается с заданной скоростью без необходимости удерживать "газ"). Со временем можно поменять убранство своего притона: расставить шесты для стриптиза, плазменные панели и прочие атрибуты "пацанской" роскоши. Кому-то, впрочем, проще будет сразу прикупить элитное жилье, а не превращать помойку в Эдем. Плюс, в игрушке поистине неописуемый простор для тюнинга транспортных средств. В специально отведенных местах любую развалюшку можно превратить в гоночный болид, а солидный лимузин покрасить в самые безумные цвета. Пародийный сценарий Saints Row 2 при всей свое забавности едва ли достоин сравнения с фильмами Тарантино (да-да, на форумах пишут и такое). Ему гораздо ближе культурный посыл художественного фильма "Не грози южному централу" с бессмысленными шутками про жопы и задницы. Миссии, правда, довольно разнообразны и... необычны. Например, в одной нам предлагают залить нечистотами целый городской район, в другой - взять штурмом гигантский небоскреб местной уберкорпорации, а в третьей - сесть в машинешку покрепче и натурально разнести улицы города. Дома, разумеется, крушить не разрешают, зато заборы, фонари и лавочки - без проблем. ТАКОГО беспредела в GTA 4 не найти.
Четкие парни
По стилю и ощущениям Saints Row 2 напоминает любую часть Grand Theft Auto, но с ударением на полную невменяемость персонажей и окружения. Складывается впечатление, будто у дизайнеров и сценаристов в один прекрасный момент попросту сорвало крышу. Вот вам типичный пример: верного помощника героя (или не такого уж верного?) в самом начале судят за убийство 300 человек. Чтобы его освободить, нужно прикончить никак не меньше трех десятков полицейских и судью. Отлично? Прекрасно! В следующей миссии, кстати, придется цинично перестрелять целое поселение бомжей. И это не самые безумные вещи, на которые способны "Святоши". В Saints Row 2 - четыре конкурирующие группировки: "Ронины" (желтые), "Сыновья Самеди" (зеленые), "Братство" (красные) и, само собой, "Святоши" (то есть мы). "Ронины" расхаживают по улицам с катанами, строят из себя самураев и выглядят форменными идиотами. "Братство" состоит из сплошных верзил и беспредельщиков. А "Самеди" - наркоманы, пофигисты и (привет, Vice City!) гаитяне. Игрок может как воевать за "Святош", так и "оказывать услуги" конкурентам. Сценарий от этого, правда, не меняется и ведет к единственно возможной концовке. Помимо заданий от банд, на карте раскиданы "левые" колымчики. Такая подработка повышает репутацию и открывает доступ к новым сюжетным миссиям. Раздавать хедшоты неудобно (за точное прицеливание отвечает отдельная кнопка на клавиатуре). Зато драться врукопашную легко и приятно. В игре нет замысловатых комбо, зато есть возможность зарядить оппоненту табуреткой (или даже светофором) по лбу с какого-нибудь эффектного ракурса. Стоит только повторить один и тот же удар три раза. Никакой критики не выдерживает физическая модель транспорта. Сразу минус два балла от итоговой оценки. Мало того, что, управляя машиной, не чувствуешь ее веса, так еще управление на 100% невменяемое. Авто бросает из стороны в сторону при каждом удобном случае. Проехать километр по извилистым улицам и никуда не врезаться реально лишь на мотоцикле, что довольно странно. Обычно в играх подобного рода дела обстоят наоборот: машины прилежно слушаются руля, а мотоциклы выкидывают ездока из "седла" с большим удовольствием. В Saints Row 2 на редкость удачный мультиплеер. Гвоздь программы - отменный и действительно интересный кооператив на две персоны. Игроки могут выполнять миссии как совместно, так и поодиночке либо же вовсе слоняться по городу и дурачиться. На закуску имеются стандартные "дезматчи", "захват флага", просто гонки, соревнования на самые зрелищные аварии и еще парочка режимов "в довесок".
Вкривь и вкось
На вид Saints Row 2 - вылитая GTA: San Andreas (дружно вспоминаем год выпуска), только с кучей фильтров и фатальных для производительности спецэффектов. Кстати, если эти самые злосчастные спецэффекты отключить, то сходство вырисовывается просто фантастическое. Знакомые кособокие здания и авто, текстуры, аляповато нарисованные фломастером и акварелью, жутковатая лицевая анимация прямиком из прошлого века: список можно растянуть на много страниц. Разумеется, мы бы простили техническое несовершенство, если бы сиквел Saints Row не кушал гигагерцы и мегагерцы с аппетитом болотного огра. Игрушке, понимаете ли, подавайте исключительно Core 2 Duo, топовый GeForce и пару гигабайтов памяти (а лучше четыре). Только в этом случае настройки получится выставить на максимум и получить от графики хоть какое-то эстетическое удовольствие. Нет денег на новенькое "железо"? Что ж, придется довольствоваться картинкой, устаревшей еще задолго до того, как в продаже появились консоли текущего поколения (Xbox 360, PlayStation 3). При этом нельзя сказать, что игра поражает масштабами или, скажем, спецэффектами. В Стилуотере нет пасторальных закатов, как в Либерти-Сити, нет безумных просторов той же San Andreas и нет фееричных взрывов из Mercenaries 2. И это учитывая, что на доводку именно компьютерной версии ленивые разработчики потратили лишние три месяца. Где, спрашивается, результат? В чем <фишка>? Полностью противоположные впечатления от озвучки и саундтрека. Боссы THQ не экономили на голосах для героев. Вы, конечно, вряд ли узнаете Дениэла Дэй Кима (Daniel Dae Kim) из сериала "Остаться в живых" (LOST) в образе гангстера Джонни Гета, зато обязательно проникнетесь великолепной игрой отличного актера. К радости любителей всего оригинального в русской версии от "Буки" благоразумно переведены только субтитры и пункты меню. На атмосферу трудится и 11 радиостанций, вещающих в самых различных направлениях: от рока и рэпа до <попсы> 80-х и кантри. В общей сложности в Saints Row 2 под полторы сотни композиций. Кого тут только нет: и Duran Duran, и Чайковский, и Elephant Man, и Kelis. В трек-лист затащили даже великого 50 Cent с бодренькой песенкой "Hands Up!". Если бы не родная сердцу станция "Vladivostok FM", GTA 4 потеряла бы звание обладательницы самой крутой подборки лицензированной музыки.
Кусок прикола
Итог, как это часто бывает с гостьями с приставок, печален. По воле ленивых программистов сама по себе весьма средненькая Saints Row 2 превратилась в абсолютно бесперспективный кусок программного кода. Сотни вариантов для времяпрепровождения, атомные диалоги, забавные ролики, эталонный звук, по-своему очаровательный абсурдный игровой мир - это, конечно, здорово, но явно недостаточно для создания народного хита уровня той же Grand Theft Auto 4. Если бы Volition чуть подправила графику и получше поработала над управлением, возможно, мы бы накинули очередной "убийце GTA" баллов этак семь, может, даже восемь и назвали ее достойным идейным продолжением вы-уже-поняли-какой-игры. А так... а так перед нами до тошноты типичный экшен с глубокими консольными корнями, который до первого патча лучше обходить метров за пятьсот. Если, конечно, желание "поржать" не перекрывает кислород вкусу и здравому смыслу. Тем временем, Saints Row 3 в разработке уже около полугода. P.S. Капризный движок Saints Row 2 часто отказывается дружить с самыми ходовыми широкоэкранными разрешениями 1440х900 и 1680х1050. К счастью, в интернете своевременно появилась небольшая фанатская утилитка, исправляющая досадную недоработку. Да поможет вам Google.