Новоявленная “Xenus 2: Белое золото” от украинской студии Deep Shadows – очередная представительница относительно новой, но чрезвычайно популярной волны шутеров. Шутеров, где огромные масштабы игрового мира куда важнее красивой постановки и увлекательного сюжета. Хорошо это или плохо – вопрос спорный: кому как нравится. В конце концов, свободы много не бывает, а вот скриптовые драмки из Call of Duty 5 или, например, пустышки Legendary приедаются очень быстро. Первая часть “Xenus” – “Точка кипения” вышла мае 2005 года и продвигалась с пафосом. Зарубежный издатель даже прикупил для главного героя лицо Арнольда Вослоу (Arnold Vosloo) – самой известной мумии в этом уголке галактики. Продажам “Точки кипения” такой ход конем помог, впрочем, слабо. Несмотря на приличные оценки прессы, игра разошлась за бугром каким-то совершенно смешным тиражом и была благополучно забыта. Решающую роль сыграли многочисленные недоработки и баги. Компанию Руссобит-М такая ситуация ничуть не смутила, ведь в странная СНГ разрекламированная “Xenus” шарахнула не хуже атомной бомбы, и сиквел был анонсирован незамедлительно. Правда, уже без Арнольда Вослоу и поддержки Atari. “Xenus 2: Белое золото” переносит театр боевых действий из унылых лесов на лазурное побережье, отказывается от сложной ролевой системы и делает маленький, но все-таки шаг навстречу понятию “стабильность”. Только не поздновато ли?
Не упала, а выпала
Главный герой игры – Сол Майерс – прибывает в вымышленную страну Южная Ковумбия, расположенную, по странному стечению обстоятельств, на месте реальной Колумбии. Задание у правительственного спецагента самое что ни есть серьезное: сурово наказать поставщиков некачественного кокаина. Криминальные боссы, естественно, сами сдаваться желанием не горят, а посему Солу придется пройти по предельно прямолинейной тропинке, усмиряя наркомафию так сказать последовательно и методично. На территории Ковумбии кое-как сосуществует семь фракций, различающихся названиями и фасоном штанов. В остальном, что мирное население, что партизаны – одни и те же бандиты, норовящие выпустить очередь в спину, если испортить с ними отношения. Между этими шайками Солу по большей части и предстоит метаться. Лучше всего пытаться придерживаться какого-никакого нейтралитета. Выполнил пару квестов, партизан? Поработай на официалов. В противном случае, к середине игры лютой ненавистью к герою проникнется каждый житель виртуального архипелага. А восстановление репутации дорогого стоит. О местных перестрелках сказать можно лишь одно – они до безумного скучны. Противник всегда обладает негласным преимуществом. К примеру, любой бандюган может сделать хедшот из автомата, едва завидев в кустах Сола. С припасами и амуницией проблем нет: оружие, лечебные пирожки и прочие прелести цивилизации в обилии разложены на прилавках местных барыг радом с журналами Maxim и сигаретами Днепроканал. Наконец, никто не запрещает зажарить на сковородке краба или змею. Часть квестов можно выполнить при помощи простой болтовни. Автоматы смолкают, когда нужно помирить влюбленных или довести пьяницу до дома. Правда, ничего кроме горсти монет за такие задания не получить. За массовые и циничные убийства наркобаронов, впрочем, вас золотом тоже не засыплют. Финансовая политика дизайнеров квестов словно специально подталкивает к читерству. В отношении ролевой системы коллектив Deep Shadows принял единственно верное решение – тотальное упрощение. Из показателей, влияющих на характеристики, остались лишь перки, идентичные оным из Fallout 3. Одни позволяют дольше дышать под водой, другие – шустрее вскрывать замки. Понятие “левел-ап”- и то практически сошло на нет. Новый уровень –всего-навсего новый перк и ничего лишнего. Обещания наладить управление транспортными средствами так и остались обещаниями. Любая машина передвигается по Карибским буеракам даже хуже, чем ВАЗ-2106 на летней резине по льду. Чего уж говорить о вертолетах и самолетах. Если вам удастся взлететь и продержаться в воздухе минут пять – можете смело прибавить “+3” к самооценке. Относительно удобно кататься только на катерах и гидроциклах. Ожидать от “Xenus 2” абсолютной стабильности было бы глупо. До выхода первого патча получать от игры удовольствие было вообще невозможно. Сейчас ситуация пошла на поправку. Выпадов в систему стало значительно меньше, снизилась скорость передвижения героя, заработали некоторые безнадежные квесты. Тем не менее, проблем осталось выше крыши. Некорректно работает физика: если хорошенько разогнаться и наскочить на гидроцикл, выброшенный на песок, то тот отскочит метров на тридцать. Транспорт и содержимое багажников, которые используются в игре вместо сундуков, имеют вредную привычку неожиданно исчезать. Некоторые иконки в инвентаре не соответствуют предметам, а за выполнение сложнейших квестов дается совершено смешное вознаграждение, которого едва хватит на то, чтобы затовариться амуницией. Баланс? Скорее отсутствие здравого смысла. Видимо по этой же причине гранаты улетают из рук “силача” Сола от силы на 12-15 метров. “Белое золото” базируется на том же слегка доработанном движке Vital, что и “Точка кипения”, а значит, болячки перешли по наследству. Первыми внимание на себя обращают жуткие модели тех, кого тут называют людьми. Складывается впечатление, будто бы текстуры для лиц взяли из первой Half-Life (да, все именно так плохо!), а туловища срисовывали с какой-нибудь книжки о пингвинах. Пингвинами, видимо, вдохновлялись и при создании анимации: здешние мужчины и женщины передвигаются абсолютно одинаковой неестественной походкой. Ни о какой вменяемой мимике, разумеется, нет и речи. Окружающая обстановка проработана лучше, но, опять же, далека от идеала: растительность идентична флоре, успевшей устареть в первой Far Cry. Конечно, Deep Shadows попыталась скрыть недочеты за нездоровыми количествами косметического блума – чуда не случилось. Неотесанный булыжник – он и с розовой ленточкой неотесанный булыжник. Музыка и озвучка – ужасны. Мелодии хочется выключить раз и навсегда сразу после третьего квеста, а от персонажей убегать, пока те не открыли рты.
Поезд ушел
Deep Shadows припозднилась лет этак на десять. Сериал “Xenus” - заветная мечта молодежи конца девяностых. В игрушках есть все, о чем только могли мечтать гордые обладатели вторых “Пентиумов” и “Дюронов”: гигантские просторы тропических джунглей, свобода в выборе транспортных средств, тактики прохождения и бесчисленное количество разнообразных квестов. Именно в силу ностальгии “Точку кипения”, даже несмотря на рекордное количество багов, некогда встретили очень тепло. Сейчас же, несколько сотен недель спустя, когда рынок становится перенасыщенным забавами подобного рода, тарахтящая “Белое золото” едва ли выдерживает конкуренцию с динамичной Just Cause, крепкой Mercenaries 2, дорогущей Far Cry 2 и добрым десятком проектов схожей тематики. И это мы еще не вспоминаем про не столь очевидных оппонентов в лице явившей себя компьютерному миру GTA IV и, скажем, Fallout 3. Ну что, кто-то еще хочет поиграть в “Xenus 2”? Почему-то мы так и думали… P.S. Не пытайтесь искать на виртуальных Карабах девушку с обложки диска. Ее прообразом стала модель Адриана Лима и воспроизвести такую красоту на Vital Engine 3 разработчики не посмели: это все равно, что играть Бетховена на балалайке.