Еще один год - еще одна Крофт. У компании Eidos Interactive, пожалуй, уже вошло в привычку ежегодно потчевать нас новыми приключениями самой знаменитой расхитительницы гробниц и по совместительству наших сердец. Со стороны это может показаться злостной эксплуатацией раскрученного бренда. Но поверьте, издатель имеет полное право три года подряд дергать за вымя одну из своих главных доильных коров. Ведь именно он пригласил на место разработчиков команду Crystal Dynamics (ответственная за выход на свет блистательного хоррора Legacy of Kain: Soul Reaver), которая успешно вытащила Ларису Крофтовну из кювета, куда ее ненароком сбросили ребята из Core Design со своей Tomb Raider: The Angel of Darkness, отряхнула с нее пыль, спустила кило силикона, приодела и с подзаголовком Legend выпустила в люди. Новый образ пришелся по душе не только игрокам, но и прессе, в итоге воскрешение серии посчитали успешным. На радостях Eidos дала добро на юбилейный выпуск под названием Anniversary, являвшийся по сути римейком оригинальной части вышедшей в далеком 96-ом году. Ну а совсем недавно на прилавки пожаловала заключительная часть трилогии - Tomb Raider: Underworld. Оправдала ли игра ожидания игроков? Какие прикиды нынче в моде у Лары Крофт, которые еще сильнее подчеркнут ее выдающиеся из декольте, хм, таланты? Откуда в ларосимуляторе взялся его мерзопакостное величество Ктулху? Обо всем этом вы узнаете здесь и сейчас.
Древнескандинавская притча
Underworld, по сути, является завершающей частью трилогии, начавшейся два года назад с игры Legend, и стартует сразу после событий сиквела посреди атлантического океана. Исходя из дневника отца Лары Крофт, под толщей воды находятся руины древнего города Авалон - места погребения самого короля Артура. Но как оказалось Крофт старший охотился вовсе не за сокровищами английского монарха, а искал древнескандинавское царство тумана и холода Нифльгейм, в котором обнаружил доказательства существования легендарного молота Тора, норвежского бога грома и молнии. Тут-то и начинается самое интересное: на сцену выходят герои предыдущих частей, которые и сами бы не прочь заполучить мифическое оружие. Вместе с Ларой они начинают погоню за могущественным артефактом, периодически сталкиваясь друг с другом в подземельях очередных руин, даже не подозревая, что вся эта беготня лишь приближает Рагнарок - день гибели всего человечества. Сюжет в игре хоть порой и предсказуем, но весьма увлекателен. Он поведает вам о том, что же все-таки случилось с давным-давно пропавшей матерью Лары Крофт, куда подевалась Аманда, выжила ли бессмертная Натла, а так же проведет по красивейшим локациям. Среди достопримечательностей числятся древние руины города майя на полуострове Юкатан, индусский храм Шивы и даже на южный полюс где, по мнению разработчиков, находится Вальхалла - огромный зал бога Одина, отца Тора, в котором собирались на последнюю перед Рагнароком трапезу павшие в бою скандинавские воины. Примерно 30% игры даже пройдут под водой в обнимку с акулами. И все эти локации прорисованы с такой любовью и тщательностью что можно без подсказок определить, где сейчас находится героиня игры. Каждая отдельно взятый уровень всегда в точности передает дух некогда обитавших в ней создателей. Если присутствуют загадки со световыми лучами и древние лифты, являвшиеся первыми экспериментами в оптике и физике, то можно безошибочно узнать индусскую цивилизацию. Напротив круглые календари, головы драконов и смертоносные ловушки в духе Индианы Джонса натолкнут вас на мысль о том, что сюда приложили руку майя. Вообще с мифологической частью у Underworld все просто тип-топ. Каждые новые руины, каждое древнее подземелье описывается в журнале с приведением летописных предположений и фактов. Причем разработчики настолько удачно манипулируют историческими данными, что у них получается гармонично сочетать древние руины майя и индусские храмы со скандинавскими подземельями, которые спрятаны под ними. Очень интересно наблюдать за тем, как меняется архитектура с ветхих полуразрушенных городов, спрятанных посреди джунглей, на узкие мрачные коридоры, исписанные норвежскими письменами. Если копнуть глубже, то выяснится что в древнескандинавской летописи действительно присутствует описание полной экипировки Тора, которая состоит из двух перчаток, позволявших ему держать в руках подаренный отцом молот, да пояса повышавшего силу и позволявшего владельцу сравнивать с землей целые горные хребты. И всем этим принадлежностям нашлось место в игре, причем они вписываются в концепцию достаточно плавно, не превращая серьезный сюжет в фарс либо скучный учебник по истории. Даже казалось бы неуместный в этой игре Кракен, больше похожий на Ктулху, не кажется притянутым в TR:U за уши. Любители мифологии, к которым относится и ваш покорный слуга, останутся довольны, люди же не бельмеса в подобных вещах узнают очень много нового и интересного.
Сестра Принца Персии
Underworld, конечно же, не имела бы право носить подзаголовок Tomb Raider не будь в ней заковыристых головоломок и акробатических выкрутасов. Гимнастические приемы теперь не просто запрограммированы аниматорами заранее, а целиком и полностью построены на motion capture, то есть засняты с настоящего человека, а именно с новой модели Элисон Кэрролл, сменившей на посту Кили Хоуз. Поскольку барышня она достаточно атлетичная и гибкая, Лара с ее помощью прибавила в реалистичной пластике. Да и новых телодвижений добавилось немало. Так, например, наша протеже теперь может, прямо как Альтаир из Assassin's Creed, отталкиваться от стены либо взбираться на нее по выступающим кирпичам, балансировать на шестах и взбираться вверх и вниз по своему тросу (горячий привет Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas). Это, конечно же, добавило в игру несколько новых способов преодоления пропастей и решения оригинальных головоломок. К примеру, одна из самых понравившихся автору этих строк задачка была рассчитана на физику троса и подвижного камня. Не ожидая такое внимание к мелочам поначалу можно запросто застрять на уровне. Но, включив воображение, понимаешь, что нужно обвить тросом колону с камнем и потянуть его на себя. То же самое приходится делать и для вворачивания в замок ключей с резьбой. Смотрится просто замечательно, хоть и мелочь, а приятно. Но вот беда - добавление новых возможностей так же добавило новые проблемы с их управлением. К нему очень долго привыкаешь. Но даже толком приноровившись вы не застрахованы свалиться в пропасть просто не вовремя нажав кнопку ответственную за послабление троса. За плавность пластики, достигнутой с помощью motion capture, так же приходится платить. Дело в том, что каждое движение в Underworld отсканировано и анимировано заранее. В итоге любое отступление на несколько сантиметров от предмета, который необходимо поднять или разбить, вызовет у Лары настоящий эпилептический припадок, в котором она будет биться ровно до тех пор, пока не телепортируется в установленное разработчиками место. Только после этого будет включена анимация необходимого действия. Прыжок под неправильным углом может привести к тому, что героиня попросту свалится в кромешную тьму подземелья. Но этого можно избежать, воспользовавшись новой возможностью интегрированной в игру. Перед каждым прыжком мадемуазель Крофт смотрит в том направлении, в котором собирается полететь. Это очень помогает, когда впереди очень сложный трюк, требующий предельной концентрации. Главное чтобы в такие моменты камера - непослушная виновница всех бед в сериале Tomb Raider, вечно выбирающая самый неудачный ракурс - была на вашей стороне Силы, иначе не видать вам финальных титров как своих ушей. Но все вышеперечисленные проблемы уйдут в небытие, как только вы приноровитесь к новой анимации. Запомнив на сколько примерно метров прыгает Лара с выступа либо раскачавшись на шесте, вы в дальнейшем без труда будете выбирать за что зацепиться сначала и куда перелезть дальше. Главное в этом деле не торопиться и все время быть предельно сконцентрированным на поставленной задаче. Сорвавшись пару раз в пропасть можно не на шутку разгорячиться и в спешке наломать дров, считая, что раз препятствие уже было пройдено до этого, его можно преодолеть в следующий раз с гораздо большей скоростью. Забудьте! Поспешишь - людей насмешишь! Как бы не раздражала порой Лариска, ее нельзя торопить. Стоит просто сесть, пораскинуть мозгами, найти верное решение и приступить к его выполнению. А верное решение здесь есть всегда, порой даже не одно. Будьте бдительны и воздастся. В этом вам поможет одно очень полезное нововведение - сонар. Став посреди комнаты и включив PDA перед вами предстанет картинка всего помещения. Но стоит учитывать, что звуковые волны сонара, как и в реальной жизни, могут лишь отражаться от стен, а не пронизывать их насквозь. Да и шесты, выступающие из стен кирпичи и карнизы он, к сожалению, не в состоянии показать. Да в принципе и не нужно ведь их и так видно невооруженным глазом. Зато вы четко увидите вход или выход из помещения. Особенно это полезно в подводных уровнях, где из-за множества водорослей сразу и не разберешь куда плыть. Можно еще пользоваться камерой для снимков скриншотов и отсылки их друзьям, но это уже, пардон, для настоящих эстетов. Незначительных изменений коснулся и игровой экшен. Так теперь Лара Крофт может целиться обоими пистолетами сразу в двух врагов. Эта возможность хорошо помогает во время стычек с превосходящими силами противника. Паля сразу в двоих можно пресечь их попытки приблизиться вплотную и вступить в рукопашную схватку. А пока вы держите их на расстоянии можно швырнуть в них гранату, на сей раз липучую. Капнув на разрывные снаряды немного клея, разработчики позволили игрокам полностью контролировать место их падения и уверенность что они не свалятся в пропасть, где распугают ни в чем не повинных летающих мышек. К тому же гранаты очень пригодятся в борьбе со здоровенными супостатами, например йети. Однако необходимость в них резко пропадает, как только протеже обзаведется Мьёлльниром - тем самым молотом Тора. Тут как раз и начинается веселье. Один удар орудия способен отшвырнуть на пару десятков метров в воздух любого вооруженного головореза. Ну а скелеты и прочая нечисть просто скоропостижно разлетается на части. Прорываться с молотом в руках сквозь коридоры, забитые полчищами лиходеев, и наблюдать как они распадаются на атомы под вашим натиском, сущее удовольствие. Из других новостей с гробницорасхитительных полей. Обрыднувшие quick time events наконец-то попали под нож беспощадных разработчиков из Crystal Dynamics. Их сменил slo-mo а-ля Матрица. Теперь каждый раз, когда Лара Крофт попадает в жесткий переплет, камера сбавляет обороты, экран обволакивает красная пелена, а в ушах отчетливо слышится сердцебиение главное героини. Смотрится очень даже здорово. Но времени лицезреть все эти красоты катастрофически мало. На все про все дается всего лишь пару секунд, в течение которых игрок должен выбрать единственно правильное решение. Выбор осложняется еще и тем, что на экране больше не появляются надписи с обозначениями клавиш, которые необходимо нажать, чтобы спасти протагонистку от неминуемой гибели. Оно даже к лучшему - ничто в такие моменты не загораживает обзор, а логическое мышление всегда поможет вам вовремя среагировать на ситуацию и уклониться от взрыва или падающей колоны.
Танки грязи не боятся!
За здешние красоты отвечает очень качественный движок (который, к слову, задействован в разработке продолжения конгениальной игры Deus Ex), способный прорисовывать обворожительные пейзажи с текстурами высокого разрешения, натуралистичным дождем и сопровождающим его туманом. Но нередкие падения частоты кадров в секунду мешают наслаждаться великолепием игры. Даже во время кат-сцен FPS может опускаться ниже отметки в 30 единиц. Да и обещанная разработчиками физика жидких тел на поверку оказалась всего лишь подменой текстур. Грязь, которая должна была обильно липнуть на третий размер обольстительной Лары, просто покрывает все ее тело ровным слоем ненатуральной пыли вне зависимости от того, какая часть тела подверглась загрязнению. В итоге эротическая фантазия любого геймера мужского пола начинает выглядеть не слишком уж обворожительно и барышню хочется в срочном порядке опрокинуть в какой-нибудь водоем, дабы смыть все это безобразие. Новые похождения Ларисы Крофтовны оказались очень даже хороши. Несмотря на недостатки, фанаты сериала будут в неописуемом восторге, а случайные прохожие, зашедшие к расхитительнице гробниц на огонек, останутся довольны и, возможно, в скором времени сами переквалифицируются в преданных поклонников. Но есть одно неприятное "но" - такие мизерные нововведения мы прощаем разработчикам в последний раз. Шутка ли когда в графе новинок в любимой игре видишь лишь водолазный костюм, пусть даже он смотрится на нашей любимице просто превосходно, да пару приемов из цикла "вы писали - мы показали". Так дело не пойдет. Вы либо сделайте что-нибудь пооригинальней, либо давайте что-то решать. Хотя, что там просить - все равно сделают как всегда по-своему. А мы все равно прибежим в магазин, дрожащими руками отсчитаем кровно заработанные дензнаки, не теряя времени установим и будем играть. Потому что это Лара Крофт! Она как возлюбленная девушка: порой раздражает, порой просто приводит в исступление, но разлюбить ее мы уже просто не в состоянии.