Бытует заблуждение, будто бы фильмы о зомби существовали всегда. На самом деле живая мертвечина впервые посетила экраны какие-то 40 лет назад. Причем путь первого режиссерского опыта Джорджа Ромеро (George Romero) “Ночь живых мертвецов” в кинотеатры был не таким уж и простым. Смешной даже по тем временам бюджет в $ 114 000 не давал съемочной группе особых просторов для маневров. Изначально фильм планировалось снимать в цвете, но из-за финансовых трудностей Ромеро, скрепя сердцем, перешел на дешевую чёрно-белую пленку. Вместо крови находчивый режиссер использовал шоколадный сироп, вместо звезд в камеру визжали актеры провинциальных театров. В нежить так и вовсе превращали добровольцев, готовых за доллар, бесплатный обед и майку с надписью “Я был зомби в картине «Ночь живых мертвецов»” часами ходить с килограммом воска из местного похоронного бюро и корчить кровожадные гримасы. Зато каков был успех! Фильм собрал в одних лишь кинотеатрах больше $ 30 млн., породил целый культ вокруг зомбяшек-обаяшек, положил начало знаменитой серии хорроров (“Рассвет мертвецов”, “День мертвецов”, “Земля мёртвых”, “Дневники мертвецов”) и по сей день продолжает неплохо продаваться в симпатичных коллекционных DVD-боксах. С тех пор тема прочно закрепилась в умах производителей видеопродукции, комиксов, а позже и разработчиков компьютерных игр. Каждый перспективный, но неопытный кинодел грезил снять полуторачасовой треш об очередном нашествии пожирателей человеческой плоти, как, скажем, молодые Питер Джексон (Peter Jackson) и Сэм Рэйми (Sam Raimi), а после усесться за эпики вроде “Властелина Колец” и “Человека-Паука-3”. Разработчики опомнились чуть позже. Sega запустила на игровых автоматах House of the Dead, Capcom попугала слабонервных жуткой Resident Evil (потом вышла еще и Dead Rising), а THQ принялась окучивать “Зловещую Мертвечину”. Казалось, никакого нового жанрового откровения про ходячих жмуриков нам уже не светит. И тут из ниоткуда возникают лучезарные парни из Valve и, в который раз, удивили играющую общественность. Свеженький зомби-шутер Left 4 Dead, скорее всего, не станет новой киберспортивной дисциплиной. Ему этого и не надо. Главное, что именно этой бесшабашной “стрелялке” уготована долгая прописка в популярных в провинции “дворовых” локальных сетях и вымирающих компьютерных клубах. Официальным серверам тоже, разумеется, запустение не грозит.
Ночь бешеных жмуриков
Сюжета в Left 4 Dead не больше, чем на просторах Антарктиды растет ананасов. Есть четыре не связанные друг с другом кампании в разных декорациях, из пяти заданий каждая. На одно задание уходит в среднем минут десять, так что пробежать сингл можно за два-три часа. Мощный вступительный ролик не несет никакой смысловой нагрузки, хотя и поставлен до того атмосферно и четко, что даст фору многим киноподелкам на ту же тематику. События укладываются в одном емком слове “Зомби!!!”. Они тут везде: прячутся в канализациях, спокойно бродят по улицам и сползают с крыш. При этом, завидев живчика, мертвяки активизируются и со скоростью автомобиля “Феррари” кидаются за своей порцией свежего мясца. Left 4 Dead проповедуют “теорию быстрых зомби”, подсмотренную у всесторонне замечательного фильма “28 дней спустя”. Но не отвлекаемся. На выбор в Left 4 Dead заботливо предлагаются четверо смелых: темнокожий офисный работник Луис, байкер Фрэнсис, старый вояка Билл и девушка Зой из богатенькой семейки. Кого бы вы не выбрали, игровой процесс не изменится ни на йоту. Персонажи не делятся на классы и передвигаются с одинаковой скоростью. Поскольку мы имеем дело с сугубо кооперативной игрушкой, всегда и везде нашего героя будут сопровождать вышеупомянутые напарники. Так, если мы выберем Фрэнсиса, то спину ему прикрывать будут Луис, Билл и Зой. Left 4 Dead расцветает в мультиплеере. Именно под него затачивалась игра. Взять хотя бы режим кооперативного прохождения. Кампании приносят совсем иные ощущения, если за спиной не глупый бот, а верный товарищ. Взаимовыручка, тактика, чувство локтя – без этого тут не выжить. Еще интереснее в режиме “Сражение”. Четыре человека берут на себя роль Выживших, другая же четверка – боссов “Заражённых”. В отличие от “Выживших”, после смерти “Заражённый” не ждет следующего раунда, а появляется заново через 20 секунд в любой угодной точке уровня. На этом ассортимент развлечений заканчивается. Режимов могло быть и побольше, учитывая, что за Left 4 Dead за бугром просят почти $ 60. Кстати о боссах. Изначально в сингле и кооперативе их пятеро, но в мультиплеере доступно только четверо: Курильщик, Танк, Охотник и Толстяк – каждый со своими особенностями, сильными и слабыми местами. К примеру, Танк умеет швыряться булыжниками и обладает завидной полоской здоровья. Курильщик выстреливает собственным языком не хуже, чем снайпер из винтовки. Охотник подкрадывается незаметно, а Толстяк орошает окрестности едким содержимым своего желудка. И за каждого из этих парней можно сыграть. За бортом осталась Ведьма – очень сильный босс, которого команде лучше обходить стороной. Скажем по секрету, быть Зараженным интереснее – есть в этом что-то необычное и особенно занятное. Главная изюминка Left 4 Dead – совершенно уникальная система искусственного интеллекта “виртуальный режиссер”. Никаких скриптов! Хитрые алгоритмы в режиме “реального времени” проверяют огромное количество деталей – от точности стрельбы игроков и типа оружия, до слаженности действий и количества патронов в рюкзаке и генерируют поведение (а также состав, количество боссов) во вражеских стаях. На самом деле принцип работы этой штуковины довольно прост. Чем лучше сражается отряд, тем более сложные ситуации генерирует компьютер. И наоборот. Как вы поняли, Left 4 Dead подкупает вовсе не разнообразием, не обилием режимов (ничего такого здесь просто нет), а какой-то совершенно очаровательной простотой и почти детской непосредственностью. Негр в рубашке от Hugo Boss, улепетывающий от толпы полуразложившихся гопников – это почти так же забавно, как неожиданно сломавшийся замок в кабинете физики. У Valve получилась этакая Counter Strike в декорациях не то Resident Evil, не то консольной Dead Rising. От “Контры” досталась свершено сумасшедшая динамика (и это при каких-то шести видах огнестрельного оружия!) и необходимость играть командой, а от классических хорроров – неуютная атмосфера страха и отчаяния. В Left 4 Dead, как нигде, важны слаженные действия команды. Одна “паршивая овца” в рядах профи – о победе можно забыть до следующего раунда. Меньше всего говорить хочется о графике. Графика, как графика: с фототекстурами, тенями, освещением и, иногда, приличными спецэффектами. Правда, старичок Source за последние годы подрастерял шарму: слишком уж не поспевает движок за прогрессом. А ведь какие-то пять лет назад мы под микроскопом рассматривали спертую бета-версию сиквела Half-Life 2 и поражались ловким ужимкам тогда еще свежего “моторчика”. С другой стороны, все аккуратно, с любовью и не тормозит. Музыку написал Майк Мораски (Mike Morasky) – автор заглавной темы к Team Fortress 2 и, между прочим, технический директор третьей “Матрицы” (разносторонний парень!). К озвучке привлекли только проверенных актеров, поэтому, если вы играете в английскую версию, не удивляйтесь знакомым голосам, скажем, Отца Григория из Half-Life 2, Виктора Радека из безвременно почившей SiN Episodes и виртуальной напарницы Мастера Чифа из трилогии Halo.
Сетевой маркетинг
У Гейба Ньюэлла (Gabe Newell) с сотоварищами потрясающее чутье на перспективные тренды. Вспомним последние проекты, которые приютила могучая Valve: обаятельная головоломка Narbacular Drop, шедевральная Portal, Team Fortress 2, наконец, – каждая из этих игрушек если и не перевернула жанр, то хотя бы привнесла в него свежие идеи. И вот теперь Left 4 Dead – до гениальности простой, незамысловатый и безумно затягивающий сетевой боевик. Боевик, в который интересно играть, прежде всего, дружной компанией. Именно поэтому коробочки с Left 4 Dead расходятся не хуже дешевой и некачественной косметики. Сначала игру покупает Вася, через два часа склоняет к покупке Петю и Рому, те уговаривают половину мальчишек из соседнего дома и так почти до бесконечности. Пока конкуренты бездумно копировали Team Fortress 2 (здравствуй, Battlefield: Heroes!), кооператив Gears of War (привет, Kane & Lynch!) и баталии Call of Duty 4 (сюда вообще можно вписать каждый третий шутер от третьего лица), создатели великой Half-Life изучали спрос и потребительские предпочтения. В результате получилась самая необычная, оригинальная и просто лучшая многопользовательская игра года. Мелкие проблемы с балансом и дефицит режимов Valve еще исправит. Глядя на то, как разработчики полировали Counter-Strike, как холят и лелеют Team Fortress 2, мы в этом даже не сомневаемся. Для поклонников динамичных онлайновых побоищ, Left 4 Dead – обязательная строка в списке ближайших приобретений. Остальные, впрочем, тоже не пожалеют. P.S. И последняя, самая главная, причина, по которой Left 4 Dead ждет светлое будущее: уже спустя неделю после официального релиза, на просторах интернета стали появляться первые любительские карты и анонсы новых кампаний (например, фанаты вовсю корпят над игровым воплощением “Рассвета мертвецов” сами-знаете-какого-режиссера). P.P.S А уж сколько здесь юмора! Газеты с фотографией Доктора Брина из второй части Half-Life, апельсиновый сок Orange Box, хлопья Team Fortress – лишь малая часть того, что разработчики приготовили для знатоков своих предыдущих проектов.
970 Прочтений • [Left 4 Dead – Шутер с нашего двора] [28.05.2012] [Комментариев: 0]