Согласитесь, по-настоящему стоящие horror-проекты выходят не просто редко, а ужас как редко. Из появившихся за последние годы игр подобного плана навскидку вспоминаются разве что Condemned: Criminal Origins, Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, первые две части Penumbra да Resident Evil 4. "Номинально жутким" Doom 3, Clive Barker's Jericho, Silent Hill 4 и последней Alone in the Dark сделать опытным геймерам "очень-очень страшно" оказалось не под силу. В свете сказанного выше, обещания нас напугать со стороны "симсоделов" из EA Redwood Shores казались смешными. Но, несмотря на скрытый скепсис, Dead Space ждали многие почитатели horror action. И, надо сказать, ждали совсем не зря: ребята из EA Redwood Shores свое слово сдержали. Гиблое дело
Как уже могли догадаться из названия проекта знатоки английского языка, Dead Space отправляет нас бороздить просторы бескрайнего космоса. Сюжет детища EA Redwood Shores, скажем прямо и сразу, оригинальностью не блещет. Сценарий - тоже. Перед нами - классика жанра со своими догмами, канонами, атавизмами и рудиментами. ...Шахтерский космический корабль с японским названием Ishimura вдруг теряет связь с внешним миром. Логично предположив, что у несанкционированно "замолчавшего" звездолета, возможно, банально случилось какое-то техническое безобразие, экипаж ремонтного шаттла, в состав которого (экипажа, разумеется, а не шаттла) входит главный герой Dead Space по имени Айзек Кларк, бросается на помощь бедствующим рудокопам. Вот только при стыковке начинаются проблемы уже у самих "спасателей". Мало того, что их собственный корабль после досадного чрезвычайного происшествия не совсем в порядке, так еще и на борту "Ишимуры" обнаруживаются недружелюбные формы жизни, которые скребут за стенами, рычат из темных закутков и, судя по всему, жуть как желают сожрать парочку нечаянно заглянувших на огонек homo sapiens. А дальше все предсказуемо: остаться в живых, разобраться, что, мать вашу, творится на Ishimura, восстановить вселенское равновесие и смотать удочки. Сохранить спокойствие. Включить хладнокровие. На назойливое "Айзек, сходи туда, сделай то" отвечать покорным покачиванием головой. Не ждите от Dead Space сумасшедших сюжетных поворотов и замысловатых сценарных ходов. Все предельно просто и шаблонно: кровожадные монстры, инопланетная фауна, загадочный вирус, генные эксперименты, мистический артефакт и сумасшедший доктор в качестве бесплатного приложения. Способ раскрытия "литературной" составляющей также знакомый: скриптовые ролики, разного рода сообщения плюс разбросанные везде и всюду КПК с видео-, аудио- и текстовыми записями. В общем, расслабьтесь и попытайтесь получить удовольствие - и если расслабиться у вас, скорее всего, будет выходить плохо, то удовольствие от Dead Space вы почти наверняка получите: кроме солидного набора штампов, в проекте есть недурственно реализованная атмосфера страха и отвращения. Вопрос жизни и смерти
Инженер Айзек Кларк. Исполнительный, находчивый и мужественный. Предпочитает действовать в одиночку. Характер, судя по всему, нордический. Именно этого типа нам предстоит гонять по коридорам, лабораториям и прочим помещениям "Ишимуры" с десяток часов. Если вы не совсем непробиваемый, первые несколько часов вам будет действительно страшно. Стандартный комплект, состоящий из всепоглощающей темноты, омерзительных тварей, скриптовых "бу-моментов" и не внушающих оптимизм звуков, подан в Dead Space очень грамотно. Добавьте пригоршню довольно любопытных "фишек" - и получите леденящую кровь смесь. В этом проекте меткая стрельба решает далеко не все. Для успешного прохождения Dead Space нужны еще хорошая реакция и умение не впадать в ступор, когда монстр, который, благодаря нашим усилиям, навсегда распрощался с обеими ногами и головой, продолжает ползти на оставшихся конечностях в сторону главного героя с явно не гуманными намерениями. Разработчики фактически обделили оппонентов такой характеристикой, как показатель здоровья. Порой достаточно отделить от уродца руку-ногу, а периодически приходится лишать тварь почти всего, что торчит из ее туловища и мозолит нам глаза. Так что, уважаемые, смотрите в оба и после каждой схватки убеждайтесь, что супостат больше никогда не побеспокоит бедолагу Айзека. И, пожалуйста, не усердствуйте с "контрольными" выстрелами: патроны на дороге, конечно, иногда валяются, но не в таком количестве, чтобы ими можно было разбрасываться. Да и гораздо приятнее добить гаденыша ногой или двинуть по наглой клыкастой морде "пушкой" - благо, такая возможность в Dead Space присутствует. С оружием, к слову, в игре все не так радужно, как, например, в каких-нибудь S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl с Clear Sky или Mercenaries 2: World in Flames. На старте Айзеку выдадут плазменный резак - и воевать ли только с его помощью или снарядиться чем-либо еще, решать только вам. "Стволы", которых, кстати, можно таскать четыре штуки, покупаются за кредиты - местную валюту - в киосках "Ишимуры". Там же вы найдете аптечки, боеприпасы, новенькие костюмчики и прочее полезное барахло, сможете продать ненужный хлам и оставить на хранение то, что не вмещается в рюкзак или просто лень носить с собой. Поверьте на слово: разгуливать в начальной броне и только с плазменным резаком наперевес ближе к середине игры становится делом самоубийственным, поэтому постоянно держать кошелек закрытым не рекомендуется. "Пушки" и прочее обмундирование разрешается модернизировать. Делается это с использованием так называемых силовых узлов на специальных верстаках. При грамотном подходе даже из стартового резака можно слепить весьма убойную штукенцию. А если хотите - тратьте силовые узлы на то, чтобы открыть некоторые запертые двери, за которыми вас может ожидать вагон амуниции и других прелестей. В Dead Space, кстати, хватает условностей вроде выпадающих из убиенных тварей кредитов, аптечек, патронов и других предметов, так что без средств для выживания вы будете оставаться крайне редко. А еще Айзека снабдят стазис- и кинезис-модулями: первый позволит создавать "локализованный" bullet time, т.е. замедлять врагов или предметы, а второй наделит героя даром телекинеза. Оба девайса используются не столько в драках, сколько при решении несложных головоломок, которых в игре не так много, как хотелось бы. Впрочем, стазис-модуль может значительно облегчить сражение с целой толпой тварей. Есть мнение, что хороший horror не может быть полностью или хотя бы заметно нелинейным. Судя по всему, разработчики из EA Redwood Shores с этим утверждением согласны. Уровни в Dead Space - это набор коридоров, лабораторий, складов и т.п. Некоторые двери открыты сразу, некоторые отворятся после выполнения определенных заданий, а некоторые останутся запертыми навечно. Для того, чтобы вы не заблудились, девелоперы не только вручили Айзеку карту, но и ввели в игру одну практичную функцию: нажмите определенную клавишу - и тут же увидите светящуюся линию, которая, как нить Ариадны, укажет вам верное направление. Разбавляются коридоры и комнаты безвоздушными пространствами, отсеками, в которых отсутствует гравитация, и аркадными вставками вроде отстрела метеоритов - тоже вполне привычные, но все равно занятные "фишки". Обидно это осознавать и говорить, но после половины пройденных уровней Dead Space теряет свою атмосферу. К виду монстров и способу их уничтожения привыкаешь. Антуражи "Ишимуры" немного приедаются. А еще начинаются глуповатые раздражающие моменты и дырки в балансе: то от патронов с аптечками карманы рвутся, то приходится каждый третий бой проводить врукопашную. Пять-шесть глав за спиной - и Dead Space превращается в уже упомянутые Alpha Prime с Doom 3, разве что с видом от третьего лица да планкой динамики пониже. Трупные пятна
Графически Dead Space отстает минимум на год: о картинке уровня Crysis, Far Cry 2 и сделанных на движке Unreal Engine 3 проектов речи не идет. Мутноватые текстуры, не самые качественные модельки как главного героя, так и угрожающих его жизни тварей, посредственная светотень и вызывающий резкое падение fps паршивенький огонь - это позавчерашний день. Зато у детища EA Redwood Shores есть стиль. "Внутренности" "Ишимуры" хоть и однообразные, зато аутентичные. Цветовая гамма хоть и тусклая и бедная, зато соответствует атмосфере. А как оригинально выведены на броню Айзека индикаторы здоровья и энергии! Сюда же отнесем показатель количества патронов в обойме и экраны с видеосообщениями и прочей информацией. А еще, если вы дружите с языком Шекспира и Черчилля, всенепременно почитайте надписи на виртуальных стенах: девелоперы накарябали на них множество забавных вещей. Да и анимация хороша, что тут говорить. Зато "сбоит" физическая модель. Разламывающиеся по одному и тому же алгоритму ящики и "танцующие" трупы - это, уважаемые разработчики, сегодня совсем не круто. И периодически очень странно ведущая себя камера, плавающий курсор и парочка других консольных пережитков - это тоже совсем не круто. К чему претензий нет и, пожалуй, быть не может, так это к аудиооформлению проекта. Великолепный вызывающий дрожь в коленках эмбиент в сочетании с сочными вражескими рыками и скрипами обеспечивают почти полное погружение в игру. Если оценивать эту составляющую Dead Space с технической точки зрения, поначалу звуки кажутся чересчур резкими, однако вскоре понимаешь, что так и было задумано и это действительно к лучшему. Не особо отстает и речь персонажей. Этот обзор был написан по русской версии тайтла - и хочется с удовлетворением отметить, что Electronic Arts наконец-то перестала халтурить при выпуске локализаций своих продуктов для России, стран СНГ и Балтии, как это было, к примеру, с недавней Mercenaries 2: World in Flames. Локализаторам Dead Space - компании Team Fifty Seven - большое человеческое спасибо. Убей или будь убитым
Любители "ужастиков", сегодня на вашей улице в коем-то веке перевернулся грузовик с мороженым! Первые часа четыре за Dead Space напомнят вам ощущения, полученные в процессе прохождения лучших представителей жанра. Ну, а остальная часть игры как минимум не будет раздражать, а как максимум заставит вас побояться еще немного. У EA Redwood Shores вышел неожиданно классный продукт - как раз то, на что мы надеялись после его официального анонса. Если Dead Space еще больше наполнить саспенсом, ужасом, разнообразием и оригинальностью - получится практически идеальная "страшилка". В общем, любителям horror играть обязательно. Любителям толковых шутеров с видом от третьего лица - просто рекомендуется. Кстати, в стенах Electronic Arts уже давно созрело следующее решение: если Dead Space хорошо продастся - следует ждать сиквел. Что-то нам подсказывает, что через год-полтора мы узрим Dead Space 2, которая, надеемся, будет не только не хуже, но и лучше своей предшественницы. Ну, а пока что продолжаем зачеркивать дни в календаре до той даты, когда в магазины придут PC-версии Silent Hill 5 и Resident Evil 5 (да-да, последний проект, если верить слухам, тоже почти определенно появится на нашей с вами любимой платформе).