"История повторяется дважды - сначала в виде трагедии, потом в виде фарса"Карл Маркс
С серией Red Alert у многих отечественных геймеров старой закалки связаны, наверное, самые теплые воспоминания. Встреть такого игрока на улице, крикни ему два волшебных слова "Красная тревога" и сможешь увидеть на его лице все признаки приятнейших воспоминаний да скупую ностальгическую слезу в придачу. После таких слов в голове сразу же возникает картина из далеких школьных годов, когда после занятий дружные компании одноклассников врывались в полуподвальные и абсолютно непригодные для жизни помещения с гордым названием "компьютерные клубы", оккупировали несколько машин и принимались натравливать друг на друга гигантских спрутов, одомашненных дельфинов и пироманьяков Иванов. Заглянув буквально на секунду в заведение и услышав радостный галдеж с криками "не тронь харвестер - получишь в глаз!", можно было сразу понять, что на экранах мониторов Red Alert - настоящий отечественный культ, по сравнению с которым меркла даже популярная на тот момент гениальная стратегия Starcraft. Феноменальным оказался еще и тот факт, что сама игра была создана всего лишь в качестве эдакого пролога ко вселенной Command & Conquer, но для многих геймеров она стала гораздо важнее самой C&C. Осознавая всю возложенную на них ответственность за продолжение легендарной серии, разработчики из Electronic Arts изо всех сил старались не допускать фатальных ошибок. А избежать опрометчивых решений было нелегко. Тем более что после перехода компании Westwood Studios под крыло EA многие разработчики ушли на вольные хлеба, создав свою собственную Petroglyph Games (Star Wars: Empire at War их рук дело). А ведь именно эти люди являлись основоположниками серии Command & Conquer и по совместительству ответственны за разработку такого шедевра, как Dune 2. В итоге выход гениев из игры пагубно отразился на разработке триквела Red Alert. Игру то пытались анонсировать продюсеры, которые очень быстро замолкали под давлением вышестоящих чинов. То ходили неподтвержденные слухи о воскрешении серии. То по сети гуляли какие-то странные фотографии игровых артов. Со временем поклонники уже начали забывать о предмете своего вожделения. Как вдруг в начале этого года электроники торжественно анонсировали выход новой Command & Conquire: Red Alert 3 и мир замер в ожидании ноября. К бесконечному счастью фанатов триквел на сей раз не был отложен ни на сутки и вышел вовремя и в срок. Гип-гип ура, товарищи!
Красная тревога
Для начала краткий экскурс в историю. На дворе 1996 год, на прилавки только что отгрузили первые партии новоиспеченной игры Red Alert. В ней капиталистические буржуи, увидевшие в Гитлере корень всего зла, снаряжают Альберта Эйнштейна в экскурсию по пространственно-временному континууму дабы уничтожить фюрера чуть ли не в детском саду. Коварный план срабатывает: Третий Рейх приказывает долго жить, создатель теории относительности увенчан лаврами спасителя человечества, а капиталисты со вздохами облегчения возвращаются к наращиванию капитала. Но Вторая Мировая война вовсе не отменяется. Место фашистской Германии занимает окрепший Советский Союз, Сталин бьет кулаком по столу с угрозами стереть с лица земли всю демократическую немощь и приступает к порабощению мира. В итоге, как ни крути, союзники все равно попадают под раздачу. Под альтернативной историей скрывалась истинная цель создания игры - дать игрокам понять, откуда собственно взялся таинственный Кейн, самопровозглашенный мессия и предводитель братства NOD в войнах за тибериум. Постоянно мелькая за спиной у Сталина и все время оставаясь темной лошадкой, Кейн лишь к концу игры после разгрома СССР призвал всех уйти в подполье и затаиться ровно на 50 лет, чтобы по истечении срока вновь возникнуть в понятно какой игре. Ко второй части, датированной 2000 годом, Red Alert из абсолютно серьезно пролога превратилась в настоящий фарс, не имеющий ничего общего с войнами за тибериум. Именно за это мы и полюбили игру. Спасовавший перед атаками союзнических войск Советский Союз вынужден был сложить оружие и подписать капитуляцию. Место генсека в Кремле занимает капиталистический приспешник Александр Романов. Но кто же мог предположить, что за его спиной стоит верный делу Ленина и похожий на него как две капли воды Юрий, обладающий уникальными паранормальными способностями. Гипнотизируя все и вся вокруг себя, Юрий сколачивает внушительную армию и рвется в бой. Но и в этот раз СССР не смог избежать тотального разгрома. В итоге к триквелу игры вся наша родина лежит в руинах. Захватнические войска все ближе и ближе подступают к Москве. И вот, когда союзнические танки уже въезжают на Красную площадь, единственный оставшийся в живых премьер Черденко вспоминает о пылящейся в подвалах Кремля машине времени. Схватив в охапку генерала Крюкова и ученого Зелински, он отправляется прямиком в 1927 на конференцию по физике, где выступает Альберт Эйнштейн - виновник всех бед политбюро. Стерев ученого со страниц истории, они возвращаются домой и с радостью обнаруживают, что супостат больше не топчет землю-матушку, а бегством спасает свою трусливую шкуру. Но как оказалось, пока СССР был увлечен искоренением капиталистической заразы в Европе, военная машина Империи восходящего солнца набрала внушительные обороны и принялась штурмовать северо-восточную границу Советского Союза. Подвергнуть Японию массированной ракетной бомбардировке попросту невозможно, так как весь ядерный потенциал коммунистической державы канул в Лету вместе с самим изобретателем. В конечном счете, Советский Союз начинает огребать по всем фронтам от уже двух противников. В Red Alert 3, пожалуй, самый дорогостоящий кастинг за всю историю Command & Conquer. Нигде больше вы не встретите такое количество замечательных и узнаваемых актеров категории "В". Здесь вам и Тим Кэрри из фильма "Охота за "Красным октябрем". И Питер Стормаре, которого многие помнят по роли непросыхающего алкаша-космонавта в "Армагеддоне". И Эндрю Дивофф, пришедший в игру прямиком из популярного сериала "Lost". Именно они и составляют ключевую троицу главных коммунистических героев в RA 3. А поскольку играть русских им не привыкать, они смогли просто замечательно олицетворить самых забавных персонажей игры, жуткими акцентами подчеркивая их национальность и нося погоны чуть ли не с десятком звезд. Торжественный парад самых нелепых членов политбюро завершает Наташа Волкова - легендарная снайперша, разодетая во все кожаное, с красным беретом ВДВ на голове и СВД на плече. Играет ее Джина Корано, кстати профессионально занимающаяся муай-тай и довольно успешно. Не лишены дюжей порции стереотипов и прочие лицедеи. Американский президент (J.K. Simmons), с маниакальным чувством справедливости и патриотизма, зачитывающий свои пафосные монологи. Секс-бомба лейтенант Ева Маккена (Gemma Atkinson), с выдающимися, хм, талантами. Японский император Йоширо (George Takei), вечно появляющийся на экране в кимоно то во время чайной церемонии, то рисуя иероглифы на пергаменте. Все они выглядят и играют нарочито забавно и легкомысленно, лишний раз подчеркивая комедийность происходящего на экране. В итоге Red Alert 3 смотрится как настоящий легкомысленный треш, причем в самом лучшем понимании этого слова. Не лишены юмора и местные юниты. Кроме перекочевавших из прошлых частей игры дельфинов с лазерами на головах и боевых овчарок, в местный зоопарк завезли еще и медведей в касках. Кроме собственно рычания и плясок под балалайку, они, ко всему прочему, умеют десантироваться на парашютах прямо на зазевавшегося противника. Для этого следует усадить их в новый советский БТР "лягушка-бык" и "выплюнуть" на километр вперед. Наблюдать за тем как беспомощные мишки болтают своими лапами в полете, доставляет немалое удовольствие. На стороне помешанных на высоких технологиях японцев выступают не менее забавные боевые единицы. Крестьяне в конусообразных шляпах с бластерами в руках. Кибернетические ниндзя с лазерными мечами. Роботы-трансформеры. Тесла-пушки, маскирующиеся под пагоды. Подобной дичи у этой стороны конфликта вагон и маленький бронепоезд, чего не скажешь о союзниках. Юниты у них, пожалуй, самые скучные. Оно и понятно ведь разработчики из Лос-Анджелеса не станут прикалываться сами с себя. А зря. Бледнолицые аристократы верхом на боевых неграх были бы в самый раз. Хотя вряд ли новый президент одобрил бы такое неполиткорректное безобразие. Зато EALA никто не помешал дать игрокам возможность сравнять с землей Статую Свободы и запихнуть по лазеру в каждую голову бывших правителей США на монументе в горе Рашмор. И на том спасибо.
Красная кнопка
Если снять с Red Alert 3 всю пародийную мишуру, то внутри обнаружится стандартная для вселенной C&C стратегия. Однако к ней привиты некоторые значительные нюансы. Поначалу кажется, что концепция игры не изменилась ни на йоту: мы все так же собираем ресурсы, отстраиваем базу и наращиваем боевой потенциал дабы собрать внушительных размеров армию и приступить к изничтожению противника. Но если внимательно приглядеться, можно заметить, что экономическая составляющая игры искусственно заторможена. Отныне поля железной руды упразднены. На их место пришли рудниковые шахты, в незначительных количествах разбросанные по всей карте. Вся загвоздка в том, что одновременно на шахте может находиться лишь один харвестер. Другой будет стоять в сторонке и ждать своей очереди. К тому же перерабатывающий завод можно строить прямо нос к носу с шахтой и превращать руду в денежные банкноты не отходя от кассы. Поэтому лепить несколько харвестеров на один рудник не имеет смыла - они просто будут толпиться и мешать друг другу. С таким подходом к экономике разработчики смогли значительно притормозить раннее развитие базы и отнять у игроков возможность пользоваться тактикой раша. Раньше ведь как: кто первый доскакал по древу технологий до танка Мамонта, того и тапки. Противопоставить надвигающейся армаде этих машин разрушения медлительному оппоненту было попросту нечего. В итоге все сводилось к состязанию на большее количество кликов мышью в минуту. Теперь же до высокотехнологичных юнитов смогут добраться лишь правильно распределившие время и средства игроки. Ну а, собрав-таки долгожданную армаду, им придется хорошенечко подумать стоит ли посылать ее в бой в одиночку. Ведь любой авианалет разорвет незащищенные войска в пух и прах. Но гораздо забавнее будет немного поиздеваться над танками. Взяв, к примеру, союзнический вертолет можно нажатием лишь одной кнопки заморозить либо уменьшить огромный советский танк Apocalypse до карманного размера. В такие моменты двоичность баланса игры предстает перед нами во всей красе. Дело в том, что у каждого юнита есть альтернативный режим ведения боя. Получается прямо как в законе кармы: "На каждое действие есть противодействие". Овчарки, к примеру, могут в считанные секунды разобраться с целым взводом автоматчиков, загнав их своим лаем в ступор. Средние танки вместо пальбы могут воспользоваться лазерным наведением, отчего дружественным войскам будет гораздо легче целиться в противника. Танки-миражи могут укрыть под своим невидимым куполом отряд прикрытия, но из-за этого сами откроются врагу. И это лишь малая доля примеров. Мой вам совет - почаще жмите клавишу "F" для изменения режимов, ведь с их помощью открывается множество тактических комбинаций, которые помогут вам одержать верх над соперником. Если копнуть поглубже можно обнаружить еще одну составляющую игры, выгодно отличающую ее от конкурентов - практически идеальную сбалансированность. Стороны конфликта отличаются не только названием и раскраской юнитов, но даже способами постройки зданий. Советы, к примеру, сразу ограждают строительную площадку и возводят здания из подручных материалов прямо на месте. Союзникам же приходится строить заводы сначала в Construction Yard и лишь затем помещать их в необходимом месте. Но дальше всего в этом деле пошла Империя восходящего солнца. С их строительного конвейера выезжают мобильные бригады со стройматериалами, которые разворачивают выбранное здание в любой точке карты. Причем их здания абсолютно автономны и не требуют находящейся неподалеку базы. Это открывает для игроков огромные стратегические преимущества. Например, можно с самого начала игры захватить все ресурсные точки на карте и сразу получать внушительную прибыль. Тем более что для японцев это жизненно важно, ведь юниты у них стоят гораздо дороже и требуют многоступенчатых апгрейдов. Империя восходящего солнца долго запрягает, но быстро едет, и если за все время долгого развития не попытаться ее остановить, то на последних стадиях игры она станет просто непобедимой. К тому же некоторые японские юниты могут трансформироваться из наземных в воздушные, что избавляет их от строительства авиазавода. Баланс не обошел стороной и доминирование держав в трех стихиях: небе, земле и воде. СССР со своими медлительными и неповоротливыми дирижаблями Киров и истребителем Миг-29 не может тягаться с союзническими бомбардировщиками и японскими трасформерами. Зато на земле танкам Apocalypse просто нет равных. Да и чтобы развить танковый завод до производства самых мощных юнитов им необходимо возвести одну-единственную лабораторию. С другой стороны союзники могут на первых же минутах игры построить авиазавод и обрушить на голову врага мощную воздушную бомбардировку. Не успев защитить базу установками ПВО, можно запросто проиграть войну, которая еще не успела начаться. Империя восходящего солнца здесь, пожалуй, самая сбалансированная сторона конфликта. Своими медлительными, но мощными ходячими роботами она может дать отпор любому наземному отряду. Трансформеры защитят границы Японии с воздуха. Да и флот у них не то чтобы очень слабый. Просто им нужно уметь пользоваться, дабы отбиться от смертоносных советских дредноутов и союзнических авианосцев. Но самыми выдающимися достижениями Red Alert 3 являются первая в истории RTS возможность пройти сюжетную линию в компании с другом и полное использование водного пространства. Военно-морские сражения прикручены сюда не просто так для галочки, а являются неотъемлемой частью геймплея. Если раньше кораблям попросту негде было развернуться, то теперь все карты спроектированы для тотальных морских сражений с участием нескольких десятков юнитов. Более того снарядив экспедицию к вражеской базе и сравняв ее с землей вы не увидите на экране поздравлений с победой, ведь все это время основная часть зданий базировалась на водной глади. Если вы решите перебить хотя бы харвестеры, то они могут просто развернуться и уплыть. Догнать их можно лишь водоплавающими юнитами которых в игре к счастью в изобилии. Так что пренебрегать военно-морским флотом не стоит. Тем более что с его помощью открываются уникальные стратегические возможности. Совершив, например, отвлекающий маневр на фронте противника, можно направить в его тыл плавучие танки или тесла-катера. Выйдя на сушу, они способны отращивать механические конечности и орудовать на твердой почве. И пока оппонент всеми силами пытается отбить фронтальную атаку, вы беспрепятственно проникнете на базу и сможете совершить любую диверсию. Раз, два и в дамки. За игровую графику отвечает слегка модифицированный и переехавший на рельсы DirectX 10 движок Command & Conquer 3: Tiberium Wars. Визуального шока он к сожалению не вызывает, зато с легкостью выводит на экран кропотливую работу художников, которые смогли придать каждой стороне конфликта свой особый стиль. В местах комичный, в местах колоритный, но бесспорно уникальный и запоминающийся. Увидев один раз танк Apocalypse или трасформера Mecha Tengu, вы никогда их не спутаете с другим юнитом. Отдельно хочется отметить пиротехнику со зрелищными взрывами и красивейшие залпы супер-оружия, ударная волны которых разбрасывает останки зданий по окрестностям по всем законам физики. Ну а музыкальное оформление как всегда на высоте. Фрэнк Клепаки и на сей раз принимал непосредственное участие в создании саундтрека к Red Alert 3 (впрочем, как и практически ко всем играм во вселенной Command & Conquer). И даже сделал ремикс своей знаменитой Hell Marsh. Слушать как всегда приятно не только в игре, но и просто в плеере. В итоге воскрешение милой сердцу серии Red Alert можно считать успешным. Игра оправдывает ожидания на все сто процентов. Можно конечно скосить взгляд на то, как дорогостоящие юниты порой застревают на побережье, но это исправит первый же патч. Можно уличить разработчиков в меньшей доли сумасбродности в сюжете игры по сравнению с предшественницами. Но EA Los Angeles нужно понять, ведь делать продолжение созданной чужими руками игры необычайно тяжело. И там где выходцы из Westwood Studios ходили по лезвию бритвы, стараясь не сделать лишнего шага в сторону дабы не превратить фарс в пошлятину, электроники пошли по пути наименьшего сопротивления, стараясь лишний раз не рисковать. Получилась отличная пародия с огромной долей юмора. Не великая стратегия, но достойное продолжение легендарной серии, которое без сомнений заставит прослезиться поклонников. Кардинальных изменений в развитие RTS игра не привнесет, но заставит других разработчиков лишний раз задуматься о значении полноценного кооператива и водного пространства в геймплее. Принимая во внимание все вышеперечисленные факты можно с уверенностью заявить: не играть в Red Alert 3 - преступление!