Не сказать, что первый Far Cry перевернул жанр, но ажиотаж вокруг детища начинающей немецкой конторы CryTek трудно было не заметить. Игрушка вышла почти за полгода до “заранее хитов” Doom 3 и Half-Life 2, поэтому ей простили многое: глупый сюжет, отвратительные лабораторные уровни и не самых оригинальных монстров. Ведь, главное, в Far Cry нас ждал тропический архипелаг фантастической красоты и потрясающие перестрелки, как с пулеметом у бедра, так и на пузе со “снайперкой” – как кому больше нравится. Вскоре после релиза CryTek продалась Electronic Arts, а права на торговую марку Far Cry остались у Ubisoft и Уве Болла (см. многострадальную экранизацию). Сначала хитрые “Юбики” перенесли на приставку Xbox 360 оригинал с небольшими изменениями, затем настало время для полноценного сиквела, за который усадили коллектив Ubisoft Montreal – создателей Lost: Via Domus, Assassin's Creed и серии Tom Clancy's Splinter Cell. Эта контора является одной из самых перспективных в Европе: ежегодно тут выпускается и анонсируется несколько обжигающе горячих блокбастеров. Кстати, по генеральному плану Ubisoft, к 2013 в монреальском отделении будет работать почти полторы тысячи высококвалифицированных сотрудников, ваяющих по десятку хитов ежегодно. Вы все еще считаете, что только Microsoft хочет поработить мир? Изначально Far Cry 2 задумывалась полностью самостоятельной игрой, близкой к оригиналу разве что по духу. Мол, разработчикам тесно на просторах десятка островков с мутантами, так что добро пожаловать в Африку. Другими словами, Ubisoft банально испугалась тягаться с CryTek, а точнее с Crysis.
Не ходите, дети, в Африку гулять…
“Сейчас повеселимся!” – пролетает в голове после пламенного логотипа Far Cry 2 на экране. Эйфория начинает медленно, но неуклонно отпускать после того, как оказывается, что все 9 персонажей, представленных в игре, вообще не отличаются друг от друга за исключением физиономий и проповедуют один и тот же унылый стиль геймплея. А ведь в той же Mercenaries 2 выбор героя имел хоть какое-то практическое значение: кто-то быстрее бегал, кто-то больнее бил. Но обо всем по порядку. В безымянной африканской стране назревает гражданская война: нехороший парень по кличке Шакал снабжает оружием обе конфликтующие стороны, и массовое кровопролитие, кажется, неизбежно. Действо начинается с затянутой скриптовой сценки. Наш герой, видимо по заданию правительства США (а у кого еще в мире столь же воспаленное чувство справедливости?), прибывает на место с заданием ликвидировать оружейного барона, пока еще не поздно. Едва ступив на африканскую землю, наш наемник подхватывает малярию, кое-как добирается до гостиницы, где его поджидает тот самый Шакал с 10-мм пистолетом. Однако городок подвергается массированной атаке, герою удается благополучно унести ноги и в последний момент все-таки словить шальную пулю. Ну а далее по накатанной: очередной обморок, серьезный разговор с крупной шишкой одной из враждующих сторон и много, очень много пыльной работенки от таблетки до таблетки. Несмотря на огромные пространства, с самого начала Far Cry 2 завистливо поглядывает то в след рельсовой Half-Life, то в сторону прямолинейной Condemned. Посудите: вид исключительно от первого лица, подача сюжета скомканными отрывками, реалистичное воссоздание любых действий и движений героя. К середине сюжета потуги на реалистичность начинают утомлять. Ехать по дороге с приличной скоростью и одновременно следить за картой почти невозможно. Крутить гайку на радиаторе и чинить АК-47 приходится чуть ли не каждые пять минут. Добрый вам совет – закупайтесь оружием в магазинах, там “пушки” получше, да понадежнее. К тому же, на сдачу можно затовариться апгрейдом, например, увеличивающим количество патронов в рожке. Заматывать раны со временем тоже надоедает. Причем, игре не важен контекст: путь даже герой поймал осколочную гранату – из ноги он все равно вытащит щипцами пулю. Реализм, говорите? Ну-ну. Из той же скучной оперы поиск чемоданчиков с алмазами по зеленой лампочке (идею умело слямзили и прикрутили к “Чистому небу” хлопцы из GSC). На поиск первого кейса уйдет минут десять. Желание искать остальные отпадает раз и навсегда. Работать можно на обе враждующие группировки без какого-либо ущерба для себя. Все предельно линейно - ключевых персонажей убить нельзя. Плюс, на карте разбросаны дополнительные задания от оружейников, друзей, священника, и кое-что выдают по телефону. Сохраняться в компьютерной версии можно в любой момент игры, но тут и там торчат уши консолей – save-коробочки с синей дискеткой и специальные домики с металлическими кроватями. Здесь можно вздремнуть и, совсем как в Fallout 3, поставить будильник на нужное время. Беда Far Cry 2 в том, что создатели слишком долго колесили с камерами и фотоаппаратами по Африке и слишком мало времени уделяли проработке и отладке игрового мира. Здесь попросту нечем заняться. Да, действительно, особенно удачные скриншоты издалека можно перепутать с реальными фотографиями. Да, задумки с ранениями и малярией выделяют Far Cry 2 из скучной плеяды однообразных шутеров. Вот только непосредственно к геймплею все эти фенечки не имеют никакого отношения. От мыслей о том, что твой персонаж, в случае чего, вырежет пулю из руки охотничьим ножом, мотать километры по узким дорожкам ничуть не веселее. Равно как и технологичный игровой движок никогда не компенсирует отсутствие грамотной режиссуры и харизматичных персонажей. Гоняться с мачете за зебрами и устраивать локальные пожары надоедает довольно быстро. А что же остается потом? В лучшем случае десятки миссий из разряда “убейнайдипринеси”. Когда действо утомит окончательно, случится довольно лихой поворот сюжета с незамысловатой развилкой и… герой перейдет на еще одну столь же обширную карту с новыми персонажами и не менее скучными заданиями. Мультиплеер не поможет. Кооператива не предусмотрено, а deathmach в Unreal Tournament 3, как ни крути, круче и интереснее. Задумка с реалистичными пожарами, которая должна была стать чуть ли не главной фишкой Far Cry 2, провалилась с громким треском. В игре напрочь отсутствуют такие понятия, как направление и скорость ветра, что на корню убивает подавляющую часть тактических элементов и само по себе возмутительно. То есть отрезать врагу путь для отступления небольшим пожаром, конечно, можно, а вот направленно спалить какой-нибудь конкретный сарай или форпост – довольно сложно. К тому же, создатели ни капельки не поощряют пироманов. К сожалению, максимум, что гарантирует поджог – лишнее ненужное внимание к своей персоне суровых парней с автоматами.
Красивая Африка
Far Cry 2 со своим Dunia Engine, пожалуй, стала единственной игрой 2008 года, способной по красоте картинки потягаться с Crysis. Жаль, выиграть не получилось. В дисциплинах “Лучший огонь” и “Лучшее освещение” и “Огромный почти бесшовный мир”, без сомнения, лидирует игрушка Ubisoft, зато в плане физики, прорисовки растительности и анимации всего и вся годовалому “Кризису” по-прежнему нет равных. К тому же, отторжение вызывает цветовая гамма Far Cry 2. Очень много темных оттенков, очень мало красок. Стилизация – это, безусловно, хорошо, но не в таких масштабах. Советуем перед началом африканских приключений слегка пошаманить с яркостью и контрастностью. Сочных красок, конечно, не добиться, зато можно избавиться от засилья темно-серого и темно-коричневого. Особенно радует, что при всех своих масштабах Far Cry 2 отменно оптимизирована, и, в отличие от той же Crysis, не плавит многопроцессорные видеокарты. То есть самые-самые максимальные настройки и запредельные разрешения вполне потянет топовый компьютер образца середины 2007 года. Для вполне престижной отметки “высоко” хватит скромного системного блока за $ 500 или мощного ноутбука. Разница между девятой и десятой версией DirectX, к слову, незначительна. Переходить на Windows Vista из-за Far Cry 2 точно не стоит. Если не рассматривать скриншоты под микроскопом, то различий не видно. Поскольку, вопреки обещаниям разработчиков, Far Cry 2 вышел не только на PC, но и на приставках Xbox 360 и PlayStation 3, мы не смогли удержаться от сравнения компьютерной и консольных версий. На Xbox 360 и PlayStation 3 игра выглядит примерно равноценно, стабильно выдает 30 кадров в секунду и не самые лучшие текстуры. Зато на “персоналках” Far Cry 2 раскрывается во всей красе: разрешения вплоть до 2560 x 1600, невероятно четкое окружение, увеличенная дальность прорисовки и так далее. В конце концов, играть в шутер от первого лица с мышкой куда удобнее, чем с геймпадом. На звук ушел внушительный денежный мешок, сопоставимый с бюджетом какой-нибудь несуразной Collapse или небольшого африканского городка. Взрывы и выстрелы, кажется, с корешками выдрали из Rainbow Six: Vegas (что скорее комплемент), а над музыкой работал прославленный композитор Марк Канхам – автор прекрасных саундтреков к Battlefield Heroes, Driver: Parallel Lines и Vietcong. Мелодии сочетают в себе шикарные оркестровые партии и атмосферные этнические мотивы, достойные первостепенного голливудского эпика. Правда, старина Марк отчего-то забыл, что в сценарии Far Cry 2 нет ничего эпичного и что динамичный рок в игровом контексте был бы куда уместнее, но выбирать не приходиться. Зато на озвучке боссы Ubisoft откровенно сэкономили. Каждому встречному персонажу так и хочется приколотить на лоб табличку с надписью “разыскиваются эмоции!”.
Развлеки себя сам
Печально и обидно, но настоящая и лучшая Far Cry 2 вышла ровно год назад и даже успела обзавестись бодреньким самостоятельным дополнением. Речь, разумеется, о Crysis и Crysis Warhead от той самой Crytek. В том же, что Ubisoft пытается продать под нашумевшим брендом Far Cry сейчас, нет ничего общего со славным оригиналом, который в 2004 году совершенно неожиданно бросил вызов самим Doom 3 и Half-Life 2. Не те герои, не тот сюжет, да и геймплей забыл слово “тактика” и стал походить на суетливую и зачастую бессмысленную беготню а-ля Just Cause, S.T.A.L.K.E.R. и, простите, Mercenaries 2. Невольно вспоминается ситуация с преступно скучной Assassin's Creed. У парней из Монреаля снова получилась этакая дорогущая песочница из красного дерева с золотой окантовкой и ЖК-мониторами по периметру. Вот только подавляющая часть ресурсов ушла на внешний лоск, поэтому из игрушек в этой песочнице лишь одна ржавая лопатка. Вряд ли кто-то будет спорить, что Far Cry 2 предназначена исключительно для тех, кого не пугают странная цветовая гамма, отсутствие внятного сюжета и, главное, жуткий дефицит интересных заданий. Если разработчики не учтут свои ошибки, то третья часть Far Cry (она уже в производстве) рискует очутиться на самых дальних полках магазинов, аккурат между Soldier of Fortune: Payback и “Буратилло”. P.S. Спустя пять-шесть часов монотонных покатушек и перестрелок нам все-таки удалось обнаружить лекарство от качественной, но уж больно заунывной музыки: Winamp, плюс последний альбом Nickelback. Работает безотказно!