Fallout и Fallout 2 разделяет ровно один год. Между Fallout 2 и Fallout 3 пропасть в почти 10 лет. За это время произошло многое – Брайан Фарго, отец-основатель Interplay, едва не угробил свою кампанию, покинул руководящий пост и открыл новую контору InXile (The Bard’s Tale). Тим Кейн, Джейсон Андерсон и Леонард Боярский заложили фундамент Troika Games, где создали до сих пор горячо любимые фанатами Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura и Vampire: The Masquerade – Bloodlines. Тем временем права на убыточную торговую марку Fallout (парадоксально, но ни одна игра серии не принесла хоть сколько-нибудь значимого дохода) перешли к гордой и независимой студии Bethesda. Естественно, мастера The Elder Scrolls просто не могли следовать пропахшему нафталином рецепту и перепели старую песню на современный лад. Так, что меж строк отчетливо просматриваются слова “упрощения”, “экшен” и “три дэ”. Официальный сайт Fallout 3 приветствует посетителей красивым оформлением под пятидесятые и комиксы о капитане Бейсбольная Бита из самой первой Max Payne одновременно (вы же еще помните, кто такой Vaultboy?). Мол, купите наш диск и вспомните времена, трава была зеленее, игры душевнее, конфеты слаще, а потолки выше. Заманчиво, не правда ли? Скажем по секрету, придумать ролевую игру с незаезженным игровым процессом проблемно. Вдвойне сложно, если ближайшими ориентирами для тебя является престарелый хит и собственный проект двухлетней давности. Как вы уже догадались, Fallout 3 не привносит в жанр ровным счетом ничего выдающегося, пытается понравиться всем без исключения и неплохо отплясывает польку на чувствах тех, чей игровой стаж приближается к 10-15 годам.
Унылая пора
Сначала о внешнем виде, поскольку именно он шокирует первым и больше всего. Нет, мы не о том, что третья Fallout стала подозрительно похожа на какой-нибудь экшен в духе S.T.A.L.K.E.R. и Far Cry 2, хотя не без этого. Проблему следует искать рядом со словом “графика”. И консоли тут ни при чем. Конечно, Xbox 360 и Sony PlayStation 3 (именно под них затачивалась Fallout 3) стремительно исчерпывают свои ресурсы и устаревают но, все-таки, еще на кое-что способны. Тот же Far Cry 2 на тех же приставках натурально светится от лоска и спецэффектов, в то время как новый Fallout выглядит, не считая пары шейдеров, на позорном нынче уровне Oblivion образца 2006 года. Если повсеместную серость и уныние еще можно срифмовать со словом “атмосфера”, то совершенно непотребные текстуры и локации, небрежно слепленные по технологии copy/paste – результат обыкновенного разгильдяйства и лени. Когда в конце 2008 года в игре, в которой предусмотрен вид от третьего лица, у персонажа нет нормальной анимации движения по диагонали, это, знаете ли, напрягает. Равно как какая-то маниакальная страсть бездыханных тел к причудливым позам (“Камасутра” отдыхает) и привычка камеры влетать туда, куда ее совсем не просят. Это не считая периодических зависаний. И пусть вас не смущает обилие разномастных опций. Поверьте, на деле “Low” мало чем отличается от “High”. Под ногами всегда неизменная размазня, а немногочисленная местная растительность больше походит на сушеные веники, зачем-то вкопанные в землю помелом кверху. Как бы это дико не звучало, Fallout, откровенно говоря, стала напоминать немецкую Gothic, и это не комплемент. Великолепные идеи, задумки и тот самый вожделенный свободный мир напрочь загублены высокими системными требованиями и тоннами багов разной степени критичности. Хорошо хоть вылеты и зависания скорее исключение, чем правило. Впрочем, графика тут, как наверняка подумали многие, совершенно не камень преткновения. К тому же, отставший от прогресса на пару лет “моторчик” иногда приятно удивляет и генерирует живописные постапокалиптические пейзажи и устрашающие морды мутантов. Жаль только фантазия дизайнеров потерялась в процессе разработки, и однообразие этих самых пейзажей и морд убивает уже через пять геймплейных часов. Унылую картину немного скрашивает возможность отстрелить ближнему руку, ногу или голову для пущей эффективности. Истошные вопли и килолитры темно-алого кетчупа прилагаются. Bethesda Softworks не пошла на поводу у цензоров и сделала игру про мрачное будущее действительно мрачной и жестокой, что в условиях современных пуританских настроений почти подвиг.
You are S.P.E.C.I.A.L.!
Fallout 3 стартует в очередном подземном бункере – теперь это “Убежище 101”. Здесь наш герой безвылазно проведет 19 лет своей жизни, приноровится к основным игровым моментам, определится с полом и разберется с основательно упрощенной ролевой системой S.P.E.C.I.A.L. Сия система складывает из трех моментов: личных характеристик, умений и талантов (перков). Характеристики вроде силы и ловкости напрямую влияют на физическое состояние персонажа. Умения позволяют определить стиль прохождения: вор или воин, оратор или стрелок, а перки раз и навсегда дают какой-нибудь полезный бонус. К примеру, после 12 уровня (из 20 в Fallout 3) появляется полезнейший талант кушать трупы и тем самым частично поправлять собственное здоровье. После того, как в убежище случается инцидент (о подробностях мы скромно умолчим), герою не остается ничего другого, как окончательно проверить атрибуты и впервые увидеть планету Земля, пережившую ядерную войну. Сценарий получился довольно пресным, особенно, если вспомнить про шикарные истории первых двух частей. И если среди побочных квестов еще попадаются забавные (семейки каннибалов, обезвреживание бомбы посреди города), то основная линия скучна, как “Война и мир”. Концовки (их в игре несколько), так и вовсе тихий ужас. Так убого и бесславно закончить одну из самых ожидаемых игр 2008 года – это надо постараться. Тот же Bioshock был на пару порядков проникновеннее и драматичнее. Диалогам не хватает фирменного юмора, да и слишком они однообразны. Пять персонажей из семи на локации могут ответить на один и тот же вопрос абсолютно одинаково. Положение спасает шикарный подбор актеров – абсолютно все персонажи говорят яркими, запоминающимися голосами. Основных героев так и вовсе озвучивают знаменитости. Рон Перлман (“Хеллбой”) в очередной раз произнес фразу “War. War never changes…”, Лайм Нисон (первый эпизод “Звездных Войн”) стал отцом героя, а Малькольм Макдауэл (“Заводной апельсин”) начитал реплики президента Соединенных Штатов. К качеству звука Bethesda отнеслась с присущей ей серьезностью. Если отстреленная голова противника ударилась о ближайшую бочку, то вы, при наличии Hi-Fi акустики, и с завязанными глазами поймете, с какой стороны от вас находится эта самая бочка. От музыки так и вовсе исходит чудодейственная аура, заставляющая вспоминать о голливудских блокбастерах самого высшего сорта.
Демократия не для всех
Поначалу местная свобода пьянит похлеще хорошего вина. Любого NPC можно цинично убить или ограбить, каждый квест имеет несколько вариантов решения (сила, дипломатия, воровство и т.п.), влияющих на карму. С низкой кармой часть заданий недоступна, впрочем, как и наоборот. Но чем дальше мы продвигаемся, тем яснее становится, что фриплей распространяется лишь на побочные сюжетные ветки и необязательные квесты. Основная же сюжетная линия прямолинейна как рельса. Наш КПК (Pip-Boy) завален кучей ненужной информации, которую лучше всего характеризует сочетание “словесный мусор”. К тому же, маленькой железяке с монохромным дисплеем приходится отдуваться и за журнал, и за рюкзак, и за панель распределения очков опыта. В Fallout 3 пропали “случайные встречи”! GPS-навигатор способен мгновенно перенести в любую локацию, где ранее уже побывала нога героя без каких-либо последствий. Конечно, учитывая, что монстры со временем возрождаются далеко не везде, такой шаг оправдан, вот только острота путешествий утрачена безвозвратно. В целом и общем геймплей напоминает смесь S.T.A.L.K.E.R. и любой тактической RPG. Бегаем по обширным локациям, отстреливаем все, что настроено враждебно, набираемся опыта и торгуемся с жителями городов и многочисленными караванами, которые даже можно грабить. Иногда разрешают заняться модификацией или починкой старого оружия и самостоятельной сборкой “пушек” из подручного барахла. Пройти Fallout 3 без автоматической системы наведения V.A.T.S. почти невозможно. Система позволяет остановить время, прицелиться в конкретную часть тела противника и даже задать очередность атак. При использовании V.A.T.S. расходуется специальная шкала, которая, впрочем, восстанавливается всего через 5-10 секунд. Таким образом, вся тактика обычно сводится к одному алгоритму: подбегаем к врагу и используем V.A.T.S. Если несчастный еще жив – отбегаем на безлопастное расстояние и восстанавливаем action points, после чего добиваем крепыша очередью в лицо. И так от 20 до 50 часов (в зависимости, занимаетесь ли вы побочными квестами или нет). На манер GTA 4 появились радиостанции. Разработчики здраво рассудили, что бегать под скучную оркестровщину игрокам быстро надоест, поэтому предусмотрели сразу несколько станций. Особенно запоминается Galaxy News Radio с отменной подборкой музыки середины 20 века и укуренным продолжателем дела Снупа Догга в качестве ди-джея. Симуляция жизни в поселениях, совсем как в Oblivion, оставляет наедине с воспоминаниями о лучших временах. Болванчики перемещаются по бессмысленным траекториям, забывают о любых преступлениях, стоит только нам выйти за городские ворота. Зато приятно удивил искусственный интеллект противников. Шок случается в самом начале игры, когда герою необходимо сбежать из убежища. Казалось бы, обычное дело: по комплексу ходит безобидный ученый, который при первой же возможности получает кулаком под дых. Вместо того, чтобы броситься в неравный рукопашный бой, далекий потомок Гордона Фримана убегает за угол и спустя пять секунд возвращается оттуда с блестящим 10-мм пистолетом, позаимствованным у бездыханного охранника (угадайте, кто постарался). Теперь за угол ныряет уже наш герой и спешно соображает, как бы побезопаснее для жизни усмирить буйного кандидата наук.
Квант милосердия
Bethesda Softworks, в который раз, пошла по пути наименьшего сопротивления. Если на секундочку забыть об огромном бюджете и голливудских звездах на озвучке, то получается, что, фактически, перед нами никакой не Fallout 3, а всего лишь добротный мод для The Elder Scrolls IV: Oblivion. Мод, за который, действительно, не стыдно просить деньги, но вот засовывать его в коллекционный металлический чемоданчик за $ 69.99 и называть супер-пупер продолжением легендарной серии, - это, простите, наглость и моветон. И все-таки ругать Fallout 3 совсем не хочется: ролевые игры подобного размаха появляются раз в несколько лет. Так что если вас переполняет радость от одного упоминания трех заветных букв “R”, “P”, “G” и вы не имеете ничего против вездесущих хвостов Oblivion, то новые приключения в постапокалиптическом мире заслуживают самого пристального внимания. Хотя, к чему слова – вы все равно ее купите. Ведь это не просто игра. Это Fallout. P.S. А тем временем подтвердились слухи о небольшом (и, наверняка, не единственном) аддоне для Fallout 3, который достанется владельцам персональных компьютеров и консолей Xbox 360 в 2009 году. По словам вице-президента Bethesda Softworks Пита Хайнса добавка принесет с собой новые квесты и по структуре будет походить на дополнение Knights of the Nine для Oblivion. Ура, что ли?