Ни для кого не секрет, что в странах СНГ самая низкая производительность труда по Европе. То есть среднестатистический гражданин России, Украины и Белоруссии хочет работать мало, жить богато и, при этом, демонстрировать широкой общественности видимость своей чрезвычайной занятости и важности. В результате, естественно, не выходит ничего хорошего, зато отлично получаются бракованные автомобили, разваливающиеся дома и компьютерные игры, в которые невозможно играть без аккомпанемента из самых разнообразных неприличных слов. После знакомства с официальным сайтом Creoteam - студии-разработчика "Коллапса", желание распаковывать коробочку с диском отпадает напрочь. Портал встречает посетителей целым ворохом орфографических, грамматических и стилистических ошибок. Обязательно загляните в раздел "О команде" - здесь коллектив Creoteam бьет все рекорды безграмотности. "Мы находится в Киеве, основаны в 2005 году профессионалами имеющими за плечами многолетний опыт работы в игровой индустрии" - даже как-то не смешно, правда? Хочется сплавить диск соседу, знакомому или просто первому встречному и никогда о нем больше не вспоминать. Но служебный долг и чувство ответственности не позволяют так просто отвертеться от рабочего уикенда наедине с "Коллапсом". И знаете, что самое интересное? С какой стороны не посмотри, бывали впечатления и похуже. Впрочем, как и получше тоже. Первое время "Коллапс" прикидывается этакой идеальной игрой на несколько дождливых осенних вечеров. Декорации в меру разнообразны, есть какая-никакая атмосфера, а окрестный экшен, действительно, захватывает. Спустя пару уровней всплывает первый баг: игрушка окончательно и бесповоротно зависает. Ну а дальше проблемы, несуразности и прочие неприятные вещи появляются одна за другой: только и успевай выписывать в специальный блокнотик. Но обо всем, как водится, по порядку.
Неправильный клон
Если верить разработчикам, в 2013 году в центре Киева произойдет страшная катастрофа, и большая часть Украины превратится в огромную аномальную зону, породившую целые орды уродливых монстров. Но чудовищам не удастся выйти далеко за пределы аномалии. Со временем опасную зону обнесли непроходимыми ограждениями, а тех, кто не успел эвакуироваться, оставили на произвол судьбы. Действие игры разворачивается в 2096 году, как раз в тот момент, когда аномалия снова начинает проявлять активность. Главный герой - молодой парень Родан с амнезией и другими типичными отличительными чертами героя компьютерной игры. Ему-то и предстоит разобраться в природе аномалии, выяснить, что стало причиной ее возникновения и, наконец, почему за ним охотятся наемники. И все бы здорово, если бы не одно "но". В России и на Украине, почему-то, очень любят перегружать игры ненужными сюжетными деталями. Нет, мы, конечно, рады, что разработчики придумали глубокую и обширную вселенную, но зачем с первых минут взваливать на геймерские плечи десятки терминов и понятий? "Линия Смерти", "Свалка", "Дыра", "Авторитеты", "Лорды" - голова идет кругом. По исполнению детище Creoteam больше всего напоминает неуклюжий клон Devil May Cry: схватки на мечах, комбо, перестрелки, и так часов десять. Вот только в "Коллапсе" нет ни автоприцела, ни хитрой системы, направляющей меч прямо на ближайшего врага, да и комбо разучить будет совсем непросто. Здоровье само по себе, как нынче модно, восстанавливаться даже не думает. Хочется жить? Ищи склянки с целебным снадобьем. Не то чтобы это плохо, скорее непривычно. Будто бы перенесся в прошлое лет на пять. Зато к системе сохранений ни единой претензии - контрольные точки расставлены грамотно и с нужной частотой. Разнообразить происходящее на экране призваны так называемые энергоудары, чем-то напоминающие силу из недавнего консольного боевика Star Wars: Force Unleashed. Скажем, можно оттолкнуть противника на безопасное расстояние, зарядить ему промеж глаз сгустком концентрированной энергии, остановить время или создать двойника, который поможет решить проблему в два раза быстрее. Умения элегантно вплетены в игровой процесс и открываются по мере прохождения. Механика схваток с боссами позаимствована из приставочного хита God of War и сводится к чередованию пальбы из всех орудий и простеньких интерактивных сценок с ритмичным постукиванием по клавишам. Не сказать, что особо интересно и свежо, зато довольно захватывающе. К тому же, ко многим "крепышам" придется поискать свой ключик. Глюков и багов в проекте от Creoteam, конечно, поменьше, чем в недавней S.T.A.L.K.E.R.: ClearSky, но тоже хватает. Игрушка просто обожает зависать в самый неподходящий момент, постоянно вылетает в Windows и тормозит.
Знакомые развалины
Главное и, пожалуй, единственное, чем "Коллапс", действительно, способен поразить, так это антуражем. Уровни узнаваемы, разнообразны и меняются почти со скоростью света. Из футуристических подземных лабораторий герой попадает на окраину разрушенного города. Оттуда - в массивную цитадель оного из боссов, и так по накатанной. Скрупулезность, с которой коллектив Creoteam смоделировал родные киевские улочки поражает. Настолько качественно восточноевропейская архитектура была воссоздана разве что Half-Life 2, да в S.T.A.L.K.E.R. Достопримечательности, кстати, не забыты. Те, кто хотя бы раз бывали в столице Украины, обязательно оценят предельно точное воссоздание исторических памятников и символов города вроде Майдана, Крещатика и статуи Родины-матери. И не забываем, - все это на фоне разрухи, безнадеги и полного постапокалипсиса. Внешний вид солдатни и монстров - выше всяких похвал. При смешном, по современным меркам, расходе полигонов, персонажи получились живыми, стильными и правдоподобными. Чуть больше разнообразия, и "Коллапс" легко мог бы стать самым стильным славянским экшеном, но не сложилось. Внешний вид "Коллапса" оставляет двойственные впечатления. С одной стороны, в игре довольно четкие текстурки, имеются любопытные эксперименты с шейдерами и классная motioncapture анимация (то есть движения снимали с живых актеров). С другой - такая картинка обратила бы на себя внимание года полтора-два назад, но не сейчас, когда на свете есть Crysis и Unreal Engine 3. Графику можно было бы даже поругать, если бы не отличный дизайн уровней, немногочисленных монстров и модельки самого Родана. Оно и неудивительно, ведь к игрушке приложил руку талантливый геймдизайнер Роман Гуро - автор части текстур и персонажей для легендарного тропического блокбастера Far Cry. А вот здешняя музыка явно на любителя. Экстравагантные электронные композиции молодой группы NewTone понравятся лишь почитателям соответствующего жанра. Причем, для того, чтобы ознакомиться со звуковым сопровождением, вовсе необязательно покупать игру. Альбом "No Copyrights", который лег в основу саундтрека "Коллапса", любой желающий может совершенно бесплатно и легально вытянуть из интернета.
Фруктовый микс
"Коллапс" сложно с чем-то сравнить: игрушка похожа на все современные экшены и шутеры одновременно: немного от S.T.A.L.K.E.R., чуть-чуть от Half-Life 2 и солидный кусок от небезызвестного явления под название "приставочный экшен". Если говорить абстрактно, то складывается впечатление, чтостудия Creoteam три года подряд сидела на здоровенной трубе с надписью "игровая индустрия" и под шумок выкачивала оттуда чужие наработки. А ведь за это время можно было бы придумать и что-то свое. Не подумайте ничего плохого - "Коллапс" довольно крепкий экшен от третьего лица. Возможно, лучший из тех, что делали на просторах бывшего СССР. Правда, обусловлен сей факт вовсе не качеством проекта, а скорее полным отсутствием сколько-нибудь серьезных конкурентов. На фоне кавайной анимешной девочки из "Ониблейд" и десятков кривых буратин из игрушек с рекламой попроще, серьезный парень Родан, разумеется, смотрится крайне выгодно. А вот если вспомнить про существование серий Devil May Cry, Prince of Persia, чисто приставочной God of War и такого шедевра как Heavenly Sword (к сожалению, доступного лишь в версии для PlayStation 3), киевский "Коллапс" резко теряет в привлекательности. И поделом.
P.S. Вторая часть "Коллапса" не за горами, так что у Creoteam все-таки есть шансы заявить о себе не только в масштабах солидного куска Евразии, но и на весь мир.