Brothers In Arms: Hell's Highway - Получи, фашист, гранату!
Получи, фашист, гранату!
"Перед тем как привести ваших солдат к победе, вы должны провести их через ад" Рэнди Питчфорд
Несколько лет назад словосочетание WWII-шутер могло привести к моментальному рвотному позыву даже геймеров, никогда не слыхавших о расстройствах желудочно-кишечного тракта. А все потому, что нас уж слишком перекормили бесконечными высадками в Нормандии с ее лазурным пляжем Омаха и днем Д, да так, что набили оскомину. В итоге один лишь вид любой подобной игры сразу же вызывал аллергическую реакцию, которая выражалась в непреодолимом желании разбить диск с ней об голову продавца, опрометчиво предложившего вам купить его. Но те времена давно канули в Лету. За последние годы изменилась мода, за ней поспевают и тренды. Нынешняя обстановка в мире понукает разработчиков создавать игры об очередном конфликте на Ближнем Востоке, в который раз сталкивать лоб в лоб Россию-матушку и возомнившие о себе невесть что США, да поведать очередную историю о борьбе за черное золото. На фоне этих современных тенденций все напрочь забыли о теме Второй мировой войны. О ней забыла даже популярнейшая серия Call of Duty - первый из трех китов, на которых держатся все ВМВ-экшены - которая, подчинившись моде, создала гениальный проект о современном театре боевых действий (речь, конечно же, идет о прошлогоднем CoD: Modern Warfare). Второй же кит, которым и по сей день считается линейка Medal of Honor, выдал не оправдавшую, мягко говоря, ожиданий MoH: Airborne. И вот когда мы уже истосковались по массовым отстрелам гансов, на сцену выходит Ренди Питчфорд со своим, затянувшимся в производстве почти на два года, проектом под названием Brothers in Arms: Hell's Highway. Давайте взглянем, что же из себя представляет третий кит.
"We few, we happy few, we band of brothers; For he to-day that sheds his blood with me shall be my brother." Генрих V, Уильям Шекспир
Сюжет новой игры команды Gearbox Software переносит нас с полей и ферм Франции прямиком в печально известную десятидневную операцию "Огород". План под названием Market Garden, разработанный фельдмаршалом Монтгомери, включал в себя захват дороги с несколькими мостами, проходящей через всю территорию Голландии. В случае успешного выполнения миссии союзнические войска получили бы возможность прорваться сквозь линию обороны противника, ударить в самое сердце Германии и праздновать рождество 1944-го года прямо на руинах Рейхстага. Но запланированному не суждено было сбыться - кто же знал, что близлежащие территории кишат лучшими танковыми и пехотными дивизиями Гитлера. В итоге крупнейшее в мировой истории воздушно-десантное вторжение обернулось кромешным адом. В ходе операции союзнические войска были изолированы друг от друга, окружены превосходящими силами противника и разгромлены. Это была последняя знаменательная победа фашистской Германии в ходе войны. Именно на эту дорогу в ад Ренди Питчфорд, со своим неизменным консультантом полковником Джоном Энталом, и отправляют нашего старого знакомого - сержанта 101-ой воздушно-десантной дивизии Мэтта Бейкера. Быстренько пробежавшись по предыдущим частям игры в стиле сериала Lost, BiA: HH начинает повествовать душещипательную и эмоциональную историю, в которой война играет самую последнюю роль. Дело в том, что на передний план сюжета ставятся взаимоотношения однополчан и последствия войны, негативно отразившиеся на их психическом здоровье. В первую очередь это касается самого главного героя. На протяжении игры он все время возвращается то к воспоминаниям о детстве, то к якобы проклятому пистолету с гравировкой "Brothers in Arms", то к злосчастному холму 30 (из первой части игры), на вершине которого он потерял практически всех своих товарищей. Со временем все эти мысли доводят Бейкера до ранней стадии военного невроза, расстраивают психику и приводят к частым галлюцинациям. Тяжело видеть как некогда стойкий и сильный человек постепенно прогибается под тяжестью войны и теряет рассудок. Здесь очень важно обратить внимание на то как ребята из Gearbox играют на наших чувствах, постепенно превращая Hell's Highway из экшена в драму. Поначалу все выглядит жизнерадостно и оптимистично: бойцы то и дело подшучивают друг над другом, с нетерпением ждут наступления и смело рвутся в бой, предвкушая легкую победу. В общем, ведут себя как в бравом американском экшене, где нет потерь среди личного состава, а супостаты сами прыгают под пули. Поэтому и переживать за них не стоит, ведь создается впечатление, что до самого конца игры с ними ничего плохого не случится. Но как только их ряды начинают редеть, настроение десантников заметно подавляется. Наблюдать, как они сникают прямо на ваших глазах, когда в очередной раз теряют друзей, очень нелегко. Именно в этот момент наконец-то проникаешься теплыми чувствами к героям, которые из обычных компьютерных манекенов вдруг превращаются чуть ли не в живых людей. Этому перевоплощению очень кстати приходят на подмогу межмиссионные ролики. Отменно поставленные флешбеки и профессионально срежиссированные кат-сцены обладают настолько высоким уровнем кинематографичности, что иногда создается впечатление, будто на экране вовсе не игра, а популярный сериал "Братья по оружию" (Band of Brothers). Операторская же работа оживляет воспоминания о "Спасении рядового Райана" Стивена Спилберга. Здешняя камера тоже порой взмывает то к небесам, то прыгает героям на плечо и становится под настолько удачным углом, что сразу же угадывается источник вдохновения разработчиков из Gearbox. Правда как бы хороша ни была режиссура, ролики порой бывают слишком затянутыми и скучными, а актерская работа изредка бесталанной. Но в целом все выглядит на твердую пятерку, хотя и без плюса. Плюс же к оценке "отлично" прибавляет здешняя графика и музыка. Некоторые пейзажи просто поражают своей фотореалистичностью. Красивейший проливной дождь преломляет потоки света. По намокшим поверхностям стекают взаправдашние ручейки воды. Пиротехнические спецэффекты потрясают не только зрелищностью, но и звуковым оформлением. Взорвавшаяся неподалеку граната натурально заляпывает грязью экран и ненадолго закладывает уши. Любое оружие из-за реалистичного звука выстрелов можно отличить друг от друга даже с закрытыми глазами. Истошные крики товарищей и быстрое музыкальное оформление сменяется на шепот и медленный темп в зависимости от обстановки. Но есть, все же, некоторое отличие от консольной BiA: HH - в компьютерной версии игры напрочь отсутствует эффект зернистости. Таким образом, игровая картинка утратила долю кинематографичности, зато приобрела больше четкости. Правда, вследствие этого некоторые низко-полигональные объекты стали гораздо чаще бросаться в глаза, но особо кровавые хедшоты стали выглядеть еще брутальнее. Все это делает Brother in Arms: Hell's Highway больше похожей на военный фильм, чем на игру.
"The object of war is not to die for your country but to make the other bastard die for his." Генерал Джордж Паттон
Но хватит о контенте. Пора бы поговорить о главной составляющей любой игры - геймплее. Hell's Highway - это прежде всего командный тактический шутер. Как и в предыдущих частях игры под вашим командованием обычно находится как минимум два взвода. Вместе с ними вам и придется душить распространившуюся по Европе фашистскую заразу. А чтобы делать это как можно эффективнее, Gearbox еще в оригинальной игре придумали довольно неплохую тактику: один отряд остается на фронте, дабы подавить засевших за забором фрицев огнем из всех стволов, второй же с вами во главе должен зайти с фланга и поймать гансов врасплох. На деле же эта тактика оказалась скучнее некуда. Все потому, что в ранних играх серии пространство было чересчур узким. Повсюду валялись ограничивающие передвижение бревна, росли непролазные кусты и возвышались пуленепробиваемые укрытия, через которые даже нельзя было перепрыгнуть. В итоге приходилось подолгу изучать карту поля боя, чтобы найти единственно верный выход из ситуации и воспользоваться им. Все это больше напоминало блуждание лабораторной мыши по лабиринту, нежели тактический шутер. Ренди Питчфорд понял свою ошибку и на сей раз наградил геймеров обширными, абсолютно аутентичными (даже деревья здесь растут исключительно в соответствии с реальным положением дел) пространствами для маневра. Теперь позиционная война в Brother in Arms действительно стала напоминать настоящие боевые действия. Вот вы, вместе со своими отрядами, несетесь под градом пуль к ближайшему укрытию и припадаете к нему спиной (наконец-то Gearbox Software соизволили добавить эту долгожданную возможность а-ля Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas). Аккуратно высунувшись из окопа, оцениваете ситуацию и приказываете отряду пулеметчиков прикрыть огнем. Ждете пока индикатор над отрядом фрицев станет серым и, перемахнув через преграду, вместе со вторым взводом идете давить фашистскую гидру в обход. И тут вдруг выясняется одна особенность, выгодно отличающая Hell's Highway от предыдущих игр серии: учуяв что дело пахнет жареным, фашисты не будут сидеть сложа руки в ожидании неминуемой смерти. Есть вероятность, что они начнут отступать вглубь поля боя, дабы скрыться за мешками с песком или, на худой конец, за деревянным забором. Но это не беда, ведь в игре вышеперечисленные укрытия являются полностью разрушаемыми. Забор можно просто изрешетить шквальным огнем, ну а если дело доходит до мешков с песком или засевшего на верхнем этаже здания пулеметчика, то здесь пригодится новый отряд вооруженный базуками. Одного снаряда хватит, чтобы разнести укрепление к чертовой бабушке. В случае если залп выдался особенно удачным, то в режиме slo-mo можно понаблюдать как отряд гансов разлетается в разные стороны, теряя в полете свои оторванные взрывом конечности. Глядеть на такие шикарные кровавые моменты не наскучивает даже к концу игры. Правда, обещанные разработчиками трагические падения умирающих подопечных в ваши объятия ни в XBox-версии игры, ни на компьютере так и не были замечены. А жаль. Периодически геймплей разбавляется одиночными миссиями, танковыми зачистками, снайперскими отстрелами супостатов и даже захватывающим побегом из разваливающегося на части горящего здания. Езда на танке, конечно, больше смахивает на аркаду, зато с его помощью можно устроить нацистам настоящий Армагеддон. А оставшийся без поддержки протагонист на своей шкуре испытает, как все-таки сложно бороться с фашистами в одиночку. Хотя порой профессионализм подчиненных можно поставить под жирный знак вопроса. Иногда они занимают позицию с простреливаемой стороны здания, застревают в дверных проемах или стоят по стойке смирно, находясь под огнем, да только и делают, что с перепугу вопят во все горло. Поэтому лучше не оставлять отряды без присмотра и всегда следить за их действиями. Тем более игра всячески подталкивает к подобному поведению. Упразднив возможность отдачи приказов с высоты птичьего полета разработчики заставляют игроков все время быть на передовой и принимать непосредственное участие в боевых действиях, вместо того чтобы отсиживаться в ближайшем окопе.
"You know the real meaning of peace only if you have been through the war." Козовар
В итоге перед нами все та же старая добрая Brothers in Arms трехгодичной давности. Не шедевр, но очень глубокая и серьезная игра, несомненно достойная покупки. Без претензий на оригинальность, но начиненная современными некстген-технологиями. Ничего инновационного для индустрии Ренди Питчфорд не придумал - все это мы уже видели в других играх. Зато геймплей самой серии сделал огромный шаг вперед. А своим трепетным подходом к сюжетной линии, повествующей о десантниках, прошедших через ужасы Второй мировой войны, разработчики из Gearbox Software отдали дань уважения ветеранам, которую они безусловно заслуживают. Если все тематические игры будут создаваться с таким же тщанием, то, возможно, нас в ближайшем будущем ждет золотая эра WWII-шутеров. Скрещиваем пальцы и с нетерпением ждем.