Что мы знаем об Electronic Arts? Ну, во-первых, это один из крупнейших издателей в мире, в ежегодных прибылях которого присутствует неимоверное количество нулей. Во-вторых, так называемые <электроники> известны своими спортивными симуляторами, которые выпускаются с конвейера уже более пятнадцати лет подряд. В-третьих, не так давно в президентское кресло EA вновь усадил свою пятую точку Джон Ричитьелло, а капитаном сборной EA Sports стал занимавшийся ранее продвижением Xbox 360 в массы Питер Мур (также известный многим геймерам как человек с татуировками "GTA IV" и "Halo 2" на обеих руках). В данном случае наиболее интересен последний факт, ведь именно он определил, что будет со спортивной линейкой EA. А будет с ней вот что: NFL в этом году на PC не завезут, любителям баскетбола придется довольствоваться только NBA от 2K Games, а симулятор гольфа имени Тайгера Вудса так и вовсе поссорился с персональным компьютером и отказался наносить ему дружеский визит. Остаются лишь NHL и FIFA. Звучит печально, не правда ли? Но не спешите огорчаться, ведь с приходом вышеперечисленных людей к власти в <электронном> стане впервые начали прислушиваться к советам о необходимости инноваций и свежих идей. Ветер перемен уже давно дул над офисом EA Sports, но никто не удосуживался открыть окно и впустить его внутрь: срабатывал старый <конвейерный> менталитет. Конечно, куда проще из года в год выпускать одну и ту же игру, всего лишь привнося в концепцию мизерное число нововведений да меняя в конце названия цифру, соответствующую году выпуска. Так и расходов будет с гулькин нос, и деньжат можно заработать на уповающих на чудо фанатах. Но вдруг запахло жареным: на пятки стал наступать конкурент в лице Konami со своим Pro Evolution Soccer. Некогда темная лошадка PES начал быстро набирать обороты и вскоре стал лучшим футбольным симулятором в плане геймплея. FIFA же со своей продвинутой графикой не смогла долго удерживать фанатов, которые начали поступаться принципам и потихоньку перебираться в стан соперника. Так бы продолжалось и дальше, если бы не появился Питер Мур. По его мнению, пользователи различных игровых платформ достойны персональных условий, которые смогли бы в полной мере раскрыть преимущества той или иной системы. Он-то и наказал продюсеру серии FIFA Полу Хоссаку забыть о никчемных портах проекта с престарелой PlayStation 2, косметических ремонтах геймплея, побольше узнать о web 2.0 и вплотную заняться затачиванием управления в PC-версии под связку "клавиатура + мышь". Так появилась на свет 16-я по счету итерация FIFA под порядковым номером 09. Мышь в офсайде
При первом запуске FIFA 09 в глаза сразу же бросается обновленный интерфейс. В нем видны все признаки описанного в книге Тима О'Рейли явления под названием "Web 2.0". Тут вам и возможность настройки различных окошек с информацией о проходящих в настоящее время онлайн-турнирах, и статистика вашей игры, и наблюдение за комьюнити. Здесь даже можно посмотреть на достижения любимой команды в режиме реального времени и загрузить в тайтл дополнительные материалы (такие как, например, новая форма для игроков или обновленные списки членов футбольных клубов). Все эти безделушки, конечно, здесь всего лишь для красоты и удобства и никакой важной роли не играют, но, черт подери, приятно осознавать, что FIFA 09 - это не очередной кривой PS2-порт. На сей раз проект действительно выглядит заточенным именно под персональные компьютеры с их скоростными оптоволоконными интернет-соединениями. И это только поверхностные нововведения. Дальше - больше! Решив сыграть свой первый матч, сначала по привычке тянешься за лежащим рядом геймпадом, но тут выясняется, что это вовсе не обязательно. В FIFA 09 впервые за всю историю пинания электронного мяча появилось человеческое управление мышкой и клавиатурой. Можно, конечно, по старинке пользоваться исключительно клавиатурой, но куда лучше левой кнопкой грызуна с точностью до метра указывать игрокам, куда нужно навесить мяч или в каком направлении отдать пас. Правой же кнопкой можно бить по воротам или делать подкаты. Сила удара напрямую зависит от времени удержания той или иной кнопки. Но больше всего хардкорным футболистам будут интересны опции, завязанные на колесике хвостатого манипулятора. Дело в том, что при частом его использовании и должной сноровке можно выполнять атаки и финты, которым позавидовал бы даже сам Роналдо Гаушо де Ассис Морейра, больше известный болельщикам как Рональдиньо. Прокрутив, например, колесиком мыши над головой у неактивного игрока, можно заставить его ускориться. Если же под перекрестием прицела никого нет, то ближайший футболист совершит рывок в указанном направлении и уже через несколько мгновений будет ожидать там вашего паса. Зажав же колесико и крутя мышь в разные стороны, вы принудите его исполнить высококлассный дриблинг. На бумаге, конечно, все вышеперечисленные возможности звучат лихо. На деле же вам для начала потребуется несколько часов привыкания к столь непривычному управлению. Мышью, разумеется, очень удобно распоряжаться всеми ударами, пасами и подкатами, но клавиатура, отвечающая за передвижение по полю активного футболиста, не может дать такого плавного управления, как джойстик. Если вы все это время играли в FIFA исключительно на клавиатуре, то вам не составит труда освоиться. Однако геймерам, привыкшим к геймпаду, придется вновь вникать во все тонкости движений подопечных в восьми направлениях. Можно воспользоваться и опцией перемещения игроков за курсором хвостатого манипулятора, который здесь значится как самый удобный для начинающих виртуальных футболистов, но останавливать свой выбор на нем рекомендуется лишь в самом крайнем случае: хардкорщики его сразу же забросят по причине недостаточной отшлифовки. Да и передавать таким способом задний или боковой пас ужасно неудобно: протагонист все время разворачивается в направлении удара, таким образом теряя на несколько мгновений из-под контроля мяч. Благо, абсолютно любую кнопку как на мышке, так и на клавиатуре можно переназначить на любую понравившуюся - и заточить управление под свой стиль игры. Сумо на траве
Первой вещью, которую вы заметите на футбольном поле, будет улучшенная физическая модель игроков. Протагонисты обзавелись несколькими новыми параметрами, такими как масса, скорость и направление движения, что позволяет им гораздо реалистичнее взаимодействовать друг с другом. Теперь во время принятия навеса двое столкнувшихся друг с другом соперников ведут себя абсолютно по-разному. Например, стоявший на месте тощий защитник может запросто улететь в сторону, если на него на всей скорости налетит тучный нападающий, причем последний, сметя оппонента, имеет шанс мало того что остаться на ногах, так еще и завладеть мячом. Правда он тут же может споткнуться о ногу стоящего на пути товарища по команде, проворонив тем самым перспективную атаку. Порой это просто приводит в бешенство, но одного у игры точно не отнять: выглядит это весьма натурально. Более того, футболисты теперь научились на манер Уэйна Руни поднимать вверх руку каждый раз, когда они открываются для атакующего рывка или чтобы дать судье знать о фоле либо офсайде. Все это, вкупе с блокировками корпусом, толчками, прессингом и прочими футбольными единоборствами, придают FIFA 09 реализма. Хотя, в первую очередь, на реалистичность происходящего все же должна влиять графическая составляющая. А она, как вы знаете, уже давно не является главным коньком футбольной серии. Да, графика здесь конечно лучше, чем в PES от Konami, но она очень далека от идеала. А все потому, что раньше нам под видом нового графического движка подсовывали обычный порт с бьющейся в некстген-конвульсиях PlayStation 2, где размытая картинка и текстуры низкого разрешения выглядели просто удручающе. Но об этом пора забыть, как о страшном сне. Отныне графика в FIFA 09 и последующих проектах серии будет пестрить практически всеми навороченными спецэффектами, как в PS3 и Xbox 360. Уже сейчас лица игроков выглядят хоть и не фотореалистично, но очень детализированно. На них выступает пот, капельки которого блестят на солнце. Трава на поле наконец-то подружилась с 3D и больше не напоминает ярко-зеленый ковер. Да и анимация игроков стала более плавной, по сравнению с предшественниками. Правда, как ребята из EA Sports ни старались облагородить движок в компьютерной FIFA, он все еще далек от своих старших консольных собратьев нового поколения. Зато графика значительно стала опережать своего главного конкурента в лице PES. Получилась ли FIFA 09 лучше, чем Pro Evolution Soccer, сказать сложно, да и пока еще рановато (на момент написания этих строк была доступна для скачивания лишь демо-версия нового PES). В любом случае, она получилась гораздо лучше, чем предыдущие игры серии и стала огромным шагом вперед для компьютерной FIFA. Мольбы фанатов, так долго уговаривавших разработчиков привнести хоть какие-либо значительные изменения в графическую составляющую, в конце концов были услышаны: новый соккер от Electronic Arts вышел значительно красивее своих предшественников. А инновационное управление клавиатурой и мышью наконец-то позволит геймерам забыть о покупке компьютерного джойстика. Правда, к нему еще нужно привыкнуть, но как только вы овладеете всеми необходимыми навыками, на поле начнется красивейший футбол с профессиональным дриблингом и множеством финтов. Раньше такого мастерства можно было добиться только на приставках с их геймпадами, чему мы не раз завидовали. Теперь пришла наша очередь хвастаться. Завидуйте, консольщики!