В игровой индустрии существует два вида симуляторов. При упоминании о первом виде обычно подразумевают сложную и очень заумную игру про какие-нибудь самолеты, танки или, на худой конец, гоночные болиды. Но есть еще один вид симуляторов. Они не так требовательны к знанию пользователем предмета и легки в управлении, но отнюдь не уступают в глубине проработки и всестороннего анализа. Речь идет о sim-проектах заслуженного гения современного игропрома Уилла Райта. За двадцать с лишним лет работы геймдизайнером этот человек успел выпустить симуляторы, кажется, всего, чего только можно. Симулятор сафари? Получите и распишитесь. Фермера? Извольте надеть ковбойскую шляпу. Хочется поиграть в доктора? Не забудьте прихватить стетоскоп. Да что там говорить, если в его послужном списке присутствует даже симулятор муравья! Но все это так, мелочи. Уилл Райт никогда бы не стал главным вундеркиндом уберкорпорации Electronic Arts, если бы не родил на свет гениальный SimCity и сверхпопулярных The Sims. После выхода последних счастью "электроников" не было предела: домохозяйки и офисные работники, маленькие дети и их престарелые дедушки мигом сметали игры с полок магазинов и просили добавки. Огромные прибыли от торговли градостроительным симом, рекордные сто миллионов проданных по всему миру копий "симулятора писающих человечков" со всеми его адд-онами, спин-оффами и сиквелами - все это заставило руководство издательства пожалеть, что они крутили пальцем у виска каждый раз, когда Уилл Райт выносил свои идеи на совет директоров. Когда стало понятно, что в амбаре Electronic Arts завелась курица, несущая золотые яйца, гениальному геймдизайнеру был выдан огромный кредит доверия, хороший счет в банке и добро на штамповку бесконечных адд-онов к The Sims и иже с ними. Обретя, наконец, творческую свободу, Райт решил воплотить свою мечту в реальность и сделать - без преувеличения -симулятор всего. Отговаривать его и по привычке крутить пальцем у виска уже никто не стал, ведь речь шла об игре имени Чарльза Роберта Дарвина под названием Spore - самом амбициозном на сегодняшний день проекте не только студии Maxis, но и всего игропрома. Именно этот продукт мы сегодня и потрогаем за вымя. Spore еще с момента анонса был обеспечен немалый успех. Многих геймеров заинтересовала идея симуляции происхождения жизни на Земле и ее последующей эволюции. Шутка ли, самолично взрастить простейшее одноклеточное существо и провести его через тернии к звездам. Тем более что звезд обещалось несколько десятков тысяч, вокруг каждой из которых крутятся доступные для исследования и колонизации планеты. Правда, на этапе разработки было не совсем понятно, интересно ли будет во все это играть и как будет выглядеть первобытное существо. Рекламные видеоролики, скупые на информацию интервью и ворох скриншотов не позволяли толком оценить геймплей игры и возможности редактора существ, пока одним жарким июньским днем мы не получили Spore Creature Creator за щадящую цену в $10. И тут понеслось! SCC сразу же стал самой продаваемой PC-игрой в США. Сервера YouTube заполонили ролики о танцующих и поющих существах, снятые встроенной в редактор виртуальной камерой. На различных форумах и в блогах велись горячие обсуждения о том, можно ли будет создать в Spore стопроцентную копию человека. А база данных существ Maxis совершенно бесплатно пополнилась органическими версиями контроллеров Xbox, героями фильмов и прочими забавными созданиями. Все это не только подогрело интерес к проекту до предела, но и позволило сотрудникам Maxis вплотную сосредоточиться на отлове и устранении багов, вместо того чтобы заполнять Споропедию все новыми и новыми существами, которых, к слову, игроками со всего мира было создано и загружено на сервер более трех миллионов.
Инфузория туфелька
Большинство ученых склоняются к гипотезе, что жизнь на нашей планете зародилась после того, как из расколовшегося после удара о Землю метеорита в первобытный океан попали одноклеточные организмы внеземного происхождения. К этой теории склоняется и Уилл Райт. В Spore все начинается с того, что первые белковые организмы появляются после столкновения небесного тела с поверхностью планеты. Одно из этих одноклеточных существ и становится вашим протагонистом. Первая фаза игры напоминает казуальный хит для PlayStation 3 под названием Flow. Вы точно так же барахтаетесь в первичном бульоне, пытаясь добыть себе ужин и стараясь этим самым ужином не стать. Каждый лакомый кусочек, который вы найдете, даст вам одно очко ДНК. С его помощью в редакторе существ можно добавлять своему созданию новые ложноножки и крохотные плавнички, позволяющие успешнее бороться за выживание. Для этого необходимо всего лишь найти существо своего типа и вступить с ним в романтические отношения. Появившийся из яйца модифицированный детеныш сразу же перейдет под ваш контроль. Как видите, ничего сложного здесь нет. Знай себе избегай плотоядных и гоняйся за травоядными, пока, наконец, не наберешь достаточное количество ДНК для того, чтобы отрастить нижние конечности и с их помощью выбраться на поверхность. И тут начинается самое интересное. Вместе с вами на поверхность вышли не только ваши сородичи, но и другие отрастившие лапки земноводные, с которыми вам захочется либо подружиться, либо завоевать их место под солнцем. Для этих взаимодействий предусмотрены по четыре функции на каждое. С агрессивным поведением все ясно: налетай, бей, грызи да оплевывай ядом. Дружелюбный же способ взаимодействия с соседями представляет куда больший интерес. Порой так забавно наблюдать за тем, как твой летающий пятиглавый жирафопотам кокетничает с импонирующим ему трехглазым саблезубым ящером, что просто расплываешься в улыбке. Ну, а хоровое пение или дискотека потешных зверушек так и вовсе приводят в восторг. Именно в такие моменты больше всего проникаешься теплыми чувствами к тому, кого вырастил и приручил. С таким милым созданием не хочется расставаться на протяжении всей игры. Но все же придется, поскольку постоянные пляски, сражения и поиски новых апгрейдов для редактора существ, в конце концов, превращаются в рутину. Как будто прочтя ваши мысли, игра в ту же секунду делает резкий шаг вперед. Мозг вашего подопечного с помощью собранных единиц ДНК вырастает до предела, а разбросанные по всему континенту палки уже не кажутся такими бесполезными. Протагонист впервые берет орудие труда в лапки и под музыку Рихарда Штрауса "Also sprach Zarathustra" играет перед вами сценку из фильма Стенли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года". Именно с этого и начинается племенная фаза игры. И тут же вас подстерегает первое разочарование. Дело в том, что отныне вы не сможете вносить никаких изменений в строение вашего существа. На выбор дают лишь пару-тройку масок, нагрудников да всяческих побрякушек в виде кольца в носу. Все они по-прежнему влияют на определенные атрибуты создания, такие как сбор пищи, атаку и общительность. Но после столь занимательной и разнообразной кастомизации на этапе развития организма это выглядит как подачка. Обидно, ей-богу. Да и про экшен от третьего лица отныне можно забыть. Теперь вы будете видеть созданных вами существ исключительно с высоты птичьего полета, ведь игра будет напоминать не что иное как стратегию The Settlers. Но и эта фаза Spore не обделена шармом. У вас также есть два варианта взаимодействия с окружающими вас существами, но впредь все они будут выполняться с помощью рукотворных орудий. Так, агрессивно настроенные создания теперь будут успокаиваться ударами топором по черепушке или копьем по пятой точке. Приветливые же зверушки смогут сплясать под ваш оркестр из дудочек и сопелок и выставить вам балл от одного до десяти. Выглядит дискотека не менее забавно, чем на предыдущем этапе игры. Налаживанию дружелюбных связей также способствуют дары в виде пищи. Она здесь, между прочим, единственный ресурс, который служит как для кормежки племени, так и для возведения построек и создания предметов. Добывать еду можно по-разному. На помощь приходят удочки, позволяющие выуживать из водоемов больше рыбы или водорослей (в зависимости от гастрономических предпочтений жителей деревушки), и плодосборники, которыми можно срывать фрукты с высоких деревьев. Собрав таким образом как минимум 15 единиц пищи, можно сбегать в ближайший лес, найти там бесхозное животное и, приманив его, загнать в стойло. Если хорошо с ним обращаться, наседка будет приносить в общую копилку еще и яйца. Все это пригодится вам, пока вы будете налаживать дружеские отношения с остальными племенами либо завоевывать их. И вот, когда уже не останется ни одного враждебно настроенного клана, союзники предложат вашим подопечным объединиться и вместе основать первый цивилизованный город на планете. Став доминирующей формой жизни на планете, ваши существа получат в свое распоряжение целый город вместо жалкой деревушки. А вот на то, какая специализация будет у этого города, наконец, повлияет, как вы вели себя на протяжении всей игры: истребляли ли на своем пути все живое, мирно сосуществовали с соседними зверушками либо нашли золотую середину между насилием и дружелюбием. Влияло это и на предыдущие этапы Spore, но нигде так сильно не ощущалось, как в фазе цивилизации. В начале игры вам доступна лишь одна специализация, но по мере расширения владений вы сможете освоить и другие. А расширяться можно путем захвата других городов с помощью военного вторжения, экономических средств или религиозного внушения. Отличие между этими способами не слишком разительное, но вполне ощутимое. Державы-милитаристы напускают на недруга полчища танков, подводных лодок и бомбардировщиков, испепеляющих одно здание за другим. Подкованные в финансовом деле банкиры предпочитают мирную торговлю и последующий выкуп городов за определенное количество пряностей - единственный добываемый на планете ресурс (явный намек на Dune). Религиозные фанатики сажают своих сектантов в первое попавшееся транспортное средство и отправляют их промывать мозги неверным, склоняя тех к своей вере. Защищаться от атак неприятеля следует устанавливая по периметру города ракетные турели. В центре же должно стоять здание ратуши, окруженное заводами, развлекательными центрами и домами горожан. Видов строений, конечно, с гулькин нос, но и бездумно лепить их где попало тоже не стоит, ведь дома, например, служат жилищем для ваших созданий. Чем их больше, тем больше можно будет приобрести техники. С заводами тоже надо быть поосторожнее: они, конечно, приносят значительный доход в казну, но в то же время повышают недовольство граждан, уставших от зловонного смога. Утихомирить бунтарей поможет пара-тройка развлекательных центров. Горожане предпочтут пропустить там пару стаканчиков горячительного, чем стоять на площади, пикетируя здание ратуши. Ищите золотую середину между доходом, обороноспособностью города и благополучием цивилизации. Это поможет вам стать самым развитым существом на планете. Настолько развитым, что сможете построить летающую тарелку и взмыть в небеса. С этого и начнется последняя фаза Spore - эра покорения космоса.
A long time ago in a galaxy far, far away...
Здесь Уилла Райта поджидал самый большой подводный камень за всю его геймдизайнерскую жизнь. Как можно создать вселенную из обещанного миллиона планет да еще и сделать их исследование увлекательным? Оказывается, можно! Надо просто посмотреть на формулу успеха наших уберпопулярных <Космических рейнджеров> и их сиквела и сделать космическую фазу разнообразнее, чем все предыдущие этапы игры вместе взятые. Впервые покинув свою планету и отдалившись от нее на миллиарды световых лет, вы буквально ослепнете от света, исходящего от огромного количества звезд в галактике. А ведь вокруг каждого светила вращается в среднем по две-три планеты - и все из них можно посетить! На каком-нибудь небесном теле может оказаться другая развившаяся до межпланетных перелетов цивилизация. С ней можно войти в контакт, нанеся знаки на полях вокруг ее города, а затем задобрить его жителей фейерверками, дарами и выполнением их квестов. Потом - наладить с цивилизацией торговлю и выкупить у нее самую богатую на пряности систему. Заключить, в конце концов, союз. А можно и разрушить колонию, не оставив от нее камня на камне либо, не мелочась, разнести к чертовой бабушке всю планету и тем самым нажить себе врагов. И это только одна сторона медали. А ведь есть еще и такая замечательная вещь, как колонизация незанятых планет. Допустим, встречается на вашем пути какой-нибудь бесхозный Татуин. Пряностей на нем - видимо-невидимо. Но вот беда: поверхность усеяна кратерами извергающихся вулканов, в атмосфере чересчур высокое содержание смертоносного аммиака, а вместо воды в реках течет кислота. Жить на такой планете, ясное дело, Минздрав предупреждает. Тут на помощь приходит волшебная функция под названием терраформирование. Покупаем в ближайшей системе, например, генератор атмосферы и метеоритный дождь. Используем его на необходимой планете и наблюдаем за тем, как уплотняется атмосфера, а температура поверхности повышается. Как только датчик терраформирования покажет, что терраиндекс планеты достиг первой отметки, быстро засаживаем почву различными растениями и деревьями, дабы стабилизировать атмосферу, и заселяем поля разнообразной живностью, предварительно похищенной гравитационным лучом с других планет. Все готово. Можно приглашать в колонию первых поселенцев, отстраивать для них город, укреплять его оборону - и вскоре вы сможете собирать плоды своих трудов в виде разноцветных пряностей. А если продолжить терраформирование и развить планету до последнего, третьего, терраиндекса, то под вашим контролем окажется целый Клондайк, который принесет вам многомиллионную прибыль. Но и это еще не все. По всей галактике разбросано множество ценных артефактов, за коллекцию которых любая цивилизация без раздумий отдаст несколько звездных систем. Самых преданных игроков Spore наградит почетными званиями и различными наградами. Поднявшись вверх по карьерной лестнице, вы сможете сделать из вашей некогда летающей консервной банки Звезду Смерти, затем собрать армаду союзнических кораблей и полететь к центру галактики навстречу довольно странному и чрезвычайно сложному финалу игры. Но суть не в этом. Главное - исследовать, расширять империю, торговать, воевать и просто жить. Spore - это торжество технологий последнего поколения, новаторской идеи и великолепного стиля. Все здесь пропитано гениальностью, юмором и шармом, характерными для всех игр Maxis. В первую очередь, это относится к технологически совершенному редактору всего и вся. С его помощью можно создать и причудливого вида существо, и автомобиль, и танк, и самолет, и подводную лодку, и любое строение. Да что там говорить: кастомизации поддаются даже целые планеты! И генерируются они буквально на лету. Стоит только выйти в онлайн, как игра сама скачает все необходимые компоненты для того, чтобы галактика выглядела как можно разнообразнее. А куда уж разнообразнее, если база данных Споропедии состоит из трех с лишним миллионов созданных игроками со всего мира зверушек и транспортных средств. Все это многообразие работает как часы. Ни одного вылета, ни единого падения FPS, ни даже бага. Загрузка базы данных, редактора и звездных систем с планетами происходит за считанные секунды. Да, картинка не блещет ни сглаживанием, ни шейдерами последнего поколения, зато у нее есть безупречный очаровывающий стиль. Цветовая палитра окутывает миры теплым одеялом и радужными красками. Ненавязчивая музыка лишь усиливает приятные впечатления от игры. Бескрайняя галактика завораживает. Игра идеальна! Почти. К сожалению, и в Spore нашлось место для ложки дегтя. Никто от этого не застрахован, даже Уилл Райт. На некоторых этапах он не смог внести в свое творение ожидаемых от игры разнообразия и глубины. Самыми слабыми сторонами оказались фазы племени и цивилизации: уж очень все поверхностно. "Простенько и со вкусом" - не для хардкорного геймера. Но не спешите разносить офис Maxis в пух и прах. Вспомните предыдущие игры Уилла Райта, такие как SimCity и The Sims - и сколько после их выхода увидело свет адд-онов, спин-оффов и сиквелов. Все они долгие годы шлифовали геймплей своих прародителей до идеального состояния. И ведь получилось! То же самое будет и со Spore, не сомневайтесь. Spore может послужить подходящей отправной точкой для людей, еще не успевших познакомиться с современными играми. Для них она станет самым настоящим опиумом. Уровень аддиктивности в игре настолько зашкаливает, что может затянуть на добрые пару дней жизни даже матерого знатока сложнейших симуляторов самолетов и иже с ними. Что уж тут говорить об офисных клерках и домохозяйках. Дни их безsporeной жизни сочтены. Сметут игру с полок магазинов, съедят с потрохами и еще добавки попросят. И добавка, несомненно, посыплется на их головы вагонными нормами. Речь здесь даже не о дополнениях, а о фильме Spore. Да-да, вы не ослышались. Как сказал Уилл Райт в интервью агентству новостей Рейтерс, он собирается донести проект не только до геймеров, но и до людей, не имеющих с играми ничего общего. В общем, проведение эксперимента под названием Spore можно считать успешным. Аналитики уже предсказывают игре как минимум двухмиллионные продажи еще до октября месяца. А это как раз то, что было нужно Electronic Arts и самому Уиллу Райту. Создавая игру, он говорил, что в нее должны играть миллионы. Меньшее число Maxis не устраивало - только тогда в Spore будет интересно играть. Они получили свои миллионы. Они могут спать спокойно.