Великий закон сиквела гласит: продолжение, будь то компьютерная игра или фильм, должно быть минимум на полголовы выше оригинала, причем, и по внешним данным, и по внутреннему содержанию. Просто симпатичная картинка во второй раз не сработает, ведь игрок ждет настоящего буйства красок и спецэффектов. Хороших диалогов тоже, скорее всего, окажется недостаточно: разбалованной публике подавай исключительно яркие реплики. Именно поэтому вторые и третьи части, не сумев прыгнуть достаточно высоко, частенько теряются на фоне замечательных предков. Исключения, конечно, бывают. Далеко за примерами ходить не надо: "Терминатор-2", "Темный рыцарь", Max Payne 2, Grand Theft Auto 3... Но гораздо чаще успешным проектам сиквелы строго-настрого противопоказаны. Вот взять, к примеру, серию Penumbra. Первая часть Overture не то чтобы взлетела особенно высоко, но однозначно заявила о своем присутствии. Шикарный сиквел Black Plague и вовсе поставил на уши всю профильную прессу. Казалось бы, пора остановиться и почивать на лаврах. Но не тут-то было! Frictional Games достает из мокрых подземелий старую шарманку и заводит ее уже в третий, явно лишний, раз.
Порталы для бедных
Penumbra: Requiem сложно назвать полноценным продолжением. На обыкновенном CD-диске легко умещаются пять копий дистрибутива с игрой. Столь скромные цифры возникли вовсе не по причине чудовищной архивации и даже не из-за маленькой продолжительности "Реквиема". Причина гораздо банальнее: перед нами - адд-он для Penumbra: Black Plague. Наличие второй части, само собой, обязательно. Сюжет стартует там, где закончилась "Черная чума". Наш герой, обыкновенный парень Филипп, только что успешно прошел заковыристые испытания властного гостя с другой планеты и передал властям координаты места сосредоточения инопланетной заразы. Высшему разуму такой ход, естественно, пришелся не по вкусу. А значит, предстоит самое сложное - выбраться из злополучного лабораторного комплекса, затерянного где-то в Гренландии. Желательно живым. Тем же самым Филипп, в общем-то, занимался и в предыдущей части. Изменилась только манера подачи. Причем кардинально. Отныне Филипп вместо того, чтобы шарахаться по углам от зомби-собак и зомби-ученых, занят совершенно другим. Из игры полностью исчезли монстры. Осталась лишь статуя, напоминающая о гигантском черве из второй части, да непонятное водоплавающее существо, которое, если не считать ворон, пару раз удастся увидеть краем глаза. Вместе с монстрами приказала долго жить атмосфера страха и жути. Новая "Пенумбра" - это просто сборник карт, этакая Portal для бедных. С записями старого знакомого доктора Эминисса вместо GlaDOS и головоломками с физикой вместо порталов. Задачки с физикой не блещут оригинальностью - и почти все они в том или ином виде встречались в предыдущих играх серии. Филипп колет булыжники, выстраивает из ящиков неаккуратные пирамиды, подпирает двери бочками, опускает десятки рубильников, ищет предохранители для электроцепи и сооружает мостики из подручного хлама. Хоть как-то выделяются из общей массы возня с порталами на одном из уровней да головоломки на воде. Последние, к слову, самые сложные. Додуматься до решения довольно легко, а вот реализовать - та еще проблема. Как вам перспектива прыгать по плывущим по течению ящикам, к тому же очень неустойчивым? Малейшая промашка - и этот утомительный процесс придется начинать заново. Когда же разработчики, наконец, поймут, что акробатика в играх от первого лица должна быть простой и ненавязчивой, иначе караул?.. В конце каждого уровня (а бывает, что и в начале), самых терпеливых ждут ржавые порталы, ведущие в следующую декорацию. Но не все так просто: чтобы активировать диковинное устройство, понадобится собрать один или несколько ключей, разбросанных по карте, иначе сквозь пространство не пройти. Сейвы целиком и полностью отменили. Вместо них появились знакомые по гостям с консолей контрольные точки. Стоит только решить задачку или ее часть - игра автоматически сохранится. Схематичную графику сложно записать в достоинства. Нет, хуже картинка не стала, вот только прошло время, а улучшения, если они вообще есть, не бросаются в глаза. В темноте уровни выглядят еще куда ни шло, но стоит только выкрутить яркость на максимум или выбраться из узких коридоров (такая возможность появится во второй половине игры), как охватывает ужас. Здания, мебель, двери слеплены до того неаккуратно, что хочется закрыть глаза и, прошибая стены, убежать подальше. И это лишь полбеды. Почти все игровые объекты и музыка перекочевали из предыдущей игры. От знаменитых грязных матрасов и железобетонных компьютеров не скрыться. Последние, кстати, из элементов геймплея превратились в декорации и используются единожды. Будем откровенными. Сложилось впечатление, что коллектив Frictional Games расслабился раньше времени, придумал три новые модельки, нарисовал пять с половиной текстур, написал две страницы монологов - и на этом ограничился.
Правда жизни
Penumbra: Requiem - это страшный сон любого фаната сериала, который неожиданно стал явью. Сложно поверить, но из игры выкорчевали все, за что публика полюбила Overture и Black Plague: жуткую атмосферу, потрясающие диалоги и интригующую мистическую историю. Осталось лишь пять часов неуклюжих, глючных, мало кому интересных головоломок да вагон и маленькая тележка технических проблем и багов. Непонятно, на что рассчитывали разработчики, выпуская такое непотребство. Зато совершенно ясно одно: какой бы ни была следующая игра от Frictional Games, она ни в коем случае не должна иметь ничего общего с Penumbra: Requiem.