Последние годы в игровой индустрии складывается удивительная ситуация. Давно отгремели жанровые революции, до дыр затерлись привычные геймплейные схемы и комбинации. То, что сносило крышу десять лет назад, нынче вызывает лишь сонливость и зевоту. Придумать что-то оригинальное непросто. Продать свое необычное детище еще сложнее. Ведь ни для кого не секрет, что смелый и отчасти инновационный "Тургор" окупился исключительно за счет красиво нарисованной голой тётеньки на обложке. В условиях дефицита и нерентабельности свежих идей приходится мыслить нестандартно и совмещать всеми любимые, но, казалось бы, несовместимые вещи. Традиционно лучшими жанровыми похлебками славится талантливый британский гейм-дизанер Питер Молинье и его собственная контора Lionhead. Сначала их стратегический хит Black & White продемонстрировал отличную совместимость The Settlers и незамысловатого "Тамагочи". Затем The Movies хоть и не затмила, но уж точно нарушили монополию The Sims. После таких необычных проектов может показаться, что Fable - довольно заурядна и обыденна. Страшное и непростительное заблуждение. Подобные ролевые игры спускаются с небес не чаще, чем раз в два-три года. В них нет сложных таблиц умений и характеристик, нет тысяч занудных диалогов. Тут вообще нет ничего, что мешало бы погружению в процесс. Зато есть огромный живой мир, окутанный атмосферой сказки и приключения. Отличные продажи Fable (по миру игра разошлась тиражом 3,5 млн. экземпляров и продолжает продаваться) и теплая любовь публики гарантировали Lionhead неплохой бюджет на сиквел. А обеспеченные гении, как известно, работают в пять раз продуктивнее гениев злых, голодных и бедных. Fable 2 разрабатывается больше трёх лет и практически доведена до ума. На руках у разработчиков уже имеется рабочая игра, которая, после шлифовки, бета-теста и мелких исправлений отправится на прилавки. На сегодняшний день анонсирована лишь эксклюзивная версия для приставки Xbox 360. Пришествия Fable 2 в PC-края стоит ждать никак не раньше второй половины 2009 года. В лучшем случае.
Мечты сбываются
Дедушка Крылов здорово писал басни: с чувством, с толком, с расстановкой и, самое главное, со смыслом. Сомневаемся, что Lionhead когда-либо читали российские школьные учебники по литературе, но их Fable (или "Басня" по-нашему) была не менее глубока и интересна. Первая часть предлагала смесь довольно тривиального сюжета с нестандартной подачей. Во-первых, начинали мы играть не эпическим паладином, а совсем юным карапузом, который в процессе вырастал в ту самую легендарную личность. Во-вторых, в игре на манер Knights of the Old Republic присутствовал хитроумный индикатор плохих/хороших дел. Бескорыстно помогали обездоленным и нуждающимся? Герой со временем становился вылитым рыцарем добрых дел, и в буквальном смысле светился. Убивали невинных ради наживы? У протагониста отрастали аккуратненькие рожки, а цвет лица говорил о злоупотреблении темной стороной силы. Fable 2 эксплуатирует аналогичную идею, только сдобренную солидным количеством новых нюансов и деталей. В какой-то степени игра вовсе не продолжение, а ремейк. Точно такой же могла бы стать и первая часть, задержись она в производстве годика на три-четыре. История продолжения стартует спустя 500 лет со времен событий оригинала. Завязка покажется знакомой: бандиты во главе с таинственным Люсьеном (центровой антагонист Fable 2) разоряют небольшую деревеньку. Под раздачу попадают и близкие родственники нашего главного героя: родители погибают, а любимая сестра в плену коварных разбойников. Глобальная цель игры - чуток подрасти, найти волшебный меч и во что бы то ни стало отомстить Люсьену. Месть, как известно, блюдо холодное, но особенно тянуть с ней не стоит. Жизнь героя ограничена лишь 50 годами. На их протяжении юность сменится зрелостью, зрелость - старостью, а старость неизбежно приведёт к смерти. Наверняка разработчики придумают какие-нибудь чудо-эликсиры, в миг разглаживающие морщины, вот только стоить они будут немало. Так что с Люсьеном лучше свести счеты в самом расцвете сил. Благо, найти злыдня труда не составит - бандиту вздумалось построить башню высотой 80 километров. Естественно, после прохождения основной сюжетной линии игра не закончится, и желающие смогут выполнить оставшиеся побочные квесты или просто пожить в ожившей сказке. Да-да, "ожившая сказка" - лучшее определение для Fable 2. Какая еще игра предоставит возможность вырастить из желудя многометровое дерево? Или одним своим действием повлиять на благополучие целой деревни? Только ролевая. И только от Питера Молинье. Симуляция жизни в Альбионе просто запредельная. Деревья мало того, что шелестят листвой по всем законам Ньютона, так еще и реалистично растут год от года. Там, где некогда был пустырь, со временем может образоваться густая, едва проходимая рощица. Похожая ситуация и с поселениями, но тут определяющим фактором являются скорее поступки героя, нежели неотвратимые законы виртуальной природы. Собственноручно сровнять с землёй даже саму скромную деревеньку не получится, а вот повлиять на её развитие - запросто. Так, если принести лекарю ингредиенты для лечебного снадобья и тем самым помочь победить чуму, благополучие селян со временем будет только множиться, а деревня со временем превратиться в зажиточный городище. Если же вместо помощи цинично опустошить казну и смыться восвояси, то через какое-то время на месте обитания людей вновь восторжествует флора и фауна. Попыток "оживить" игровые миры было немало, однако все они меркнут на фоне проектов и задумок господина Молинье. Путешествие по квестам, к слову, обещает быть наиудобнейшим: разработчики взяли за эталон GPS-навигатор из GTA 4.
Дела геймлейные
Немудрено, что вся эта пьянящая свобода напрямую воздействует не только на ошалевший от счастья мозг, но и на геймплей. Внешность героя, как и прежде, меняется в зависимости от поступков. Добрые - вылитые ангелочки во плоти, злые - все, как один, аналоги Дарта Вейдера в его лучшие времена. Отныне играем не только за рубаку-парня, но и за симпатичную девушку. Кардинальных отличий, конечно же, нет: только в мелочах. Например, в Fable 2 можно обзавестись семьёй. У персонажа мужского пола забот в этом отношении самый минимум: нашел подходящую девушку, сделал дело, да нянькайся себе с карапузами по выходным и праздникам. Особи прекрасного пола сложнее. Найти подходящего парня еще не проблема, а вот завести ребёнка: девять месяцев в "положении шарика" это, знаете ли, не шутки. С животом не до сражений, мести и ратных подвигов: во время беременности боевые показатели падают почти до нуля. Так что прежде, чем завести маленького человечка, необходимо основательно подумать: а оно вам нынче надо? Ребенок в полной мере наследует черты характера отца (или матери). Не удивляйтесь, если чадо, зачатое при отрицательной карме, вдруг начнёт крутить котам хвосты и самоутверждаться, постреливая по голубям из рогатки. С детства и до самой старости (в хорошей сказке собаки, понятное дело, живут столько же, сколько и люди) героя сопровождает верный пес. Животное, в отличие от детей, не просто забава, а верный помощник в бою и не только. Пёс всегда бежит чуть впереди хозяина и может заранее предупредить о засаде. Если сражения не миновать, меньший друг посильно подсобит даже в самой безнадёжной драке и никогда не покинет поле боя. В зависимости от мировоззрения хозяина будет меняться внешность и повадки питомца. Про магию и систему прокачки почти ничего неизвестно: скорее всего, нас ждёт эволюционное развитие идей первой части. А вот боевая система основательно упрощена. По заверениям Питера Молинье для отличной и далеко не самой глупой потасовки достаточно всего одной клавиши! Если зажать и отпустить кнопку на геймпаде, персонаж отвесит противнику быстрый, но не очень сильный удар. Зажав ту же самую кнопку, получаем блок, а если подержать клавишу секунд 5-6, - мощную атаку с плеча. Просто? Элегантно! Практически каждую постройку или подземелье можно будет купить. Наличие/отсутствие собственности влияет не только на собственную самооценку, но и на отношение к герою второстепенных персонажей. Так, богачи не захотят иметь дело с бездомным бродягой, а бедняки, наоборот, будут презирать крупного собственника. Где взять деньги на всё это счастье? На выбор прилежное выполнение квестов, грабеж, многочисленные мини-игры или устройство на работу. В Fable 2 можно стать кем угодно: хоть наёмным убийцей, хоть фермером, хоть проституткой (пока неизвестно, смогут ли заниматься древнейшей профессией герои-мужчины). В игре обязательно будет кооператив, причем, как в онлайне, так и просто за одной консолью с двумя геймпадами. Второй игрок сможет подключиться в любой момент. Полноценным героем он, впрочем, не станет. Скорее наёмником: у него не будет собаки и возможности брать квесты. Под капотом Fable 2 собственная разработка компании - Lionhead Engine. Картинку моторчик выдаёт отменную, хоть и не идеальную: всё-таки возможности современных консолей вплотную приближаются к своему пику. Так, многим игровым моделям не хватает деталей, не идеальна и анимация: персонажи частенько передвигаются "лунной походкой" Майкла Джексона. В остальном полный ажур: освещение и тени просчитываются по нетипично хитрому для Xbox 360 алгоритму, а эффектам заклинаний позавидует любой "Ведьмак". За физику отвечает технология Havok. Пусть она уже не является передовой, но по-прежнему вызывает исключительно положительные эмоции. Самые красивые атаки в угоду зрелищности демонстрируются в нестареющем slo-mo.
Теория вероятности
Если бы на свете не было Fable, то её, безусловно, стоило бы придумать. 1364 страницы сценария, порядка 150 проработанных квестов, около 70 человек, участвующих в разработке. И это не главное. Куда привлекательнее живой мир, небывалое количество возможностей и практически полная свобода - в качестве новой игрушки от Молинье мы не сомневаемся. Нет поводов беспокоиться и за коммерческий успех: Microsoft очень удачно выбрала время для релиза, а шикарная первая часть - лучшая реклама. Конечно, многие задумки могут не дожить до осени, а красивые обещания померкнуть, но: главным вопросом повестки пока так и остается: "А выйдет ли Fable 2 на PC?".
P.S. А еще в Fable 2, как и в "Ведьмаке", будет секс. Шуточный, несерьезный, где-то за черным экраном, но ведь, черт возьми, будет!