BioWare осетриной "второй свежести" нас не кормила никогда. Из цехов этой замечательной студии вышли такие культовые RPG-проекты, как Baldur's Gate, Neverwinter Nights и Star Wars: Knights of the Old Republic, а также скучноватая, но все равно неплохая Jade Empire. То, что у новой ролевой игры от BioWare, которая получила название Mass Effect, судьба такая - быть хитом, всем стало понятно сразу. Разработчики подошли к созданию своего детища не просто с вдохновением, а еще и с огромной ответственностью: негоже было бы конторе такого масштаба и с таким послужным списком взять и напортачить. Скажем сразу: господа девелоперы не напортачили и на этот раз. Mass Effect - одна из лучших RPG современности. Не без недостатков и без революции в жанре, но настоящему "ролевику" обходить этот проект стороной нельзя ни в коем случае, тем более что мы ждали эту появления этой игры на PC аж с конца прошлого года. История одного командора
BioWare приглашает нас в совершенно новую вселенную - эпичную, интересную и яркую. Мы попадаем в не шибко отдаленное будущее - всего на пару столетий вперед. В 2148-ом году человечество находит на Марсе - нет, не открывающий портал в ад артефакт - остатки жизнедеятельности древней расы протеанцев. Новые технологии. Новые возможности. И чем дальше - тем занятнее. Вскоре гомо сапиенсы набредают на странное устройство - mass relay, - оставленное все теми же протеанцами на задворках нашей Солнечной системы. Mass relay оказывается чем-то вроде портала между звездными системами - и такие штуковины, как выясняется позже, расставлены в самых разных уголках галактики для оперативных и комфортных космических путешествий. Любопытное человечество, не утруждая себя слишком усердным изучением этой невероятной протеанской технологии, бросается в объятия неизведанного - и очень быстро втягивается в бурную межзвездную жизнь... Среди белых карликов и красных гигантов обитает величайшее множество самых разных разумных представителей внеземной жизни. Своеобразной столицей межрасового союза является Цитадель - потрясающих размеров космическая станция, построенная за много тысяч лет до событий Mass Effect уже знакомыми нам протеанцами. В стенах этого сооружения размещается Совет, руководящий галактическими делами. Небольшую численность Совета компенсируют специальные агенты этого разношерстного правительства - Спектры - с неограниченными полномочиями и внушительной крутостью. Свои порядки, свои нравы - но среди этого нашлось место и нашему с вами, уважаемые читатели, биологическому виду. Впрочем, об уважении, которое еще нужно заслужить, никто не говорил. А об этом самом уважении, как и много о чем еще, предстоит позаботиться игроку, который на время игры переместится в шкуру командора по фамилии Шепард. В отличие от, например, The Witcher или Gothic 3, образ своего подопечного или своей подопечной мы будем создавать собственноручно. Конечно же, можно остановиться на предложенном разработчиками стандартном варианте - солдате мужского пола по имени Джон Шепард, но не воспользоваться возможностью "выстругать" командора с великой судьбой самостоятельно - почти смертный грех. С помощью стильного гида мы выбираем пол, биографию, внешность и специальность персонажа. Разрешается также сменить имя - но не фамилию. Автор этих строк, впрочем, не рекомендует вам всерьез возиться с "лепкой" лица потенциального героя (или потенциальной героини) и предпочесть предоставленные BioWare шаблоны, так как редактор внешнего вида в Mass Effect заметно проигрывает своему "коллеге" из The Elder Scrolls IV: Oblivion - и в результате своих экспериментов вы рискуете получить на выходе настоящего уродца или устрашающего вида барышню. Что до специальностей, то их в игре шесть. Здесь все вполне привычно: солдат (Soldier), инженер (Engineer) и адепт (Adept). Первый - классический вооруженный до зубов вояка. Второй - отлично разбирающийся в технике и обладающий знаниями в медицине персонаж. Адепт-биотик же является спроецированным на вселенную Mass Effect магом. Кроме трех основных классов, есть еще смежные: "агент" (Infiltrator), "страж" (Sentinel) и "авангардист" (Vanguard), которые представляют собой разные "помеси" солдата, инженера и адепта. Так как наборы способностей и навыков для каждой из специальностей предопределены, "смастерить" универсального бойца на свой вкус не получится - придется довольствоваться имеющимся ассортиментом. Итак, командор Шепард готов - и пора отправляться на поиски неприятностей. На старте мы оказываемся на борту космического корабля "Нормандия", где узнаем, что нас в компании парочки солдат-людей и Спектра-турианца по имени Найлус высаживают на планете Eden Prime, дабы найти и отвоевать у враждебной расы роботов, называющихся гетами, некий протеанский артефакт - Маяк. Найлус (как впоследствии окажется, опрометчиво) решает действовать самостоятельно, ну а мы идем своей дорогой, на которой прольем не один литр вражеского машинного масла. Через небольшой промежуток времени судьба сведет нас с еще одним турианцем по имени Сэрен, плюнувшего с высокой колокольни на Совет и свои обязанности Спектра и возглавившего крестовый поход гетов с непонятной пока что целью. После первых битв, в ходе которых мы ознакомимся с основами игровой механики Mass Effect, парочки загадочных происшествий и небольших политических прений нашего героя (или героиню) назначают Спектром и поручают разнюхать, что же задумал Сэрен и на кой черт ему сдался Маяк. Шепард получает в свое распоряжение "Нормандию", а мы - возможность бороздить просторы игровой вселенной. А просторы эти внушают лишь поначалу. После более-менее детального изучения галактической карты благоговейный трепет устремляется к нулю: большинство планет в Mass Effect - безжизненные клочки пространства, причем совсем небольшие. Лишь некоторые из космических тел достойны изучения - и почти все из них связаны с основной сюжетной линией. На остальных же стоит побывать разве что ради поисков всякого барахла вроде залежей минералов, практически бесполезных артефактов, а также отстрела пиратов. Обидно. В целом, мир Mass Effect, к сожалению, скорее мертв, чем жив. Его литературная основа, без сомнения, впечатляет: сценаристы очень хорошо прописали историю и особенности каждой расы, информацию о планетах и прочих составляющих вселенной. Однако NPC, концентрация которых не так велика, как хотелось бы, отличаются поверхностной проработкой и одаряют игрока чаще всего совсем уж скучными несюжетными квестами. Интересные второстепенные персонажи и задания в Mass Effect - большая редкость. Сюжет игры сам по себе оригинальностью не блещет, но основной сценарий действительно впечатляет. Mass Effect - это очень динамичный интерактивный фильм. Бешеный и лихо закрученный sci-fi-боевик. А если учесть то, что ваши поступки могут сильно повлиять на ход его событий и открыть новые сюжетные линии, к интересу прибавляется реиграбельность. На полную нелинейность рассчитывать не стоит, но сценаристы Mass Effect зачет с плюсом еще как заслужили. Massаж для мозга
Инь и ян, а также темная и светлая стороны Силы в мире Mass Effect уступили место понятиям Paragon и Renegade. Пай-мальчик или пай-девочка Шепард заслужит несколько очков в графу Paragon, а совершенные им или ей пакости помогут вырасти полоске Renegade. Уклон в ту или иную сторону (равно как и прокачивание пары навыков) повлияет на дополнительные варианты ответов в диалогах, отношение к вам NPC и некоторые другие факторы, но прилагать уж слишком много усилий для того, чтобы остаться на все 100% "чистеньким" или наоборот, не стоит. К слову, о диалогах. Ребята из BioWare, наверное, правильно подумали, что постоянно читать полные версии всех предложенных фраз надоедает, и подошли к пикантному вопросу интеракции с персонажами с полезными инновациями. Отныне варианты ответов сокращены до нескольких слов, которые передают характер и "настроение" реплик - и из-за этого вести беседу стало не только удобнее, но и менее утомительно. Кроме этого, некоторые NPC могут снабдить вас дополнительной, не имеющей прямого отношения к заданию информацией, если вы не проигнорируете пункт Investigate в диалогах. Отличный подход. Плюс ко всему, чудесная операторская работа, а также впечатляющая мимика персонажей позволила превратить даже самую скучную болтовню в добротный интерактивный фильм. Самый спорный момент в Mass Effect - это упрощенная ролевая система и упор на экшен. С одной стороны, смесь Gears of War и Star Wars: Knights of the Old Republic - это очень занятно и весело, а с другой - "ролевики", скорее всего, обиженно надуют щеки. В развитии персонажа почти все вполне стандартно. Получаем очки опыта за выполненные квесты, изведение супостатов и еще некоторые действия - и после очередного повышения уровня раскидываем драгоценные баллы по веткам навыков. Не все умения доступны сразу: для открытия некоторых придется потратить энное количество skill points на другие. Впрочем, уровни растут быстрее грибов после дождя - и очень скоро Шепард станет по-настоящему грозным бойцом. Как и его или ее команда: в распоряжении командора окажутся шестеро отчаянных ребят - различных рас и специализаций. С борта <Нормандии> с собой можно взять только двоих - на свое усмотрение. <Вселиться> в одного из боевых товарищей нельзя: полностью командовать позволено только сами понимаете кем. Напарники прокачиваются параллельно с Шепардом и при грамотном менеджменте становятся отличными помощниками. Правда, их искусственный интеллект оставляет желать лучшего: наши подчиненные очень часто глупят, и от этого не спасает даже возможность частично ими управлять. Впрочем, агрессивно настроенные против нас инопланетяне хорошей соображалкой тоже не отличаются. Режим паузы, с которым мы сталкивались в Star Wars: Knights of the Old Republic, канул в Лету. Теперь во время боя мы можем разве что вызвать меню, с помощью которого мы отдаем указания напарникам: какое оружие расчехлить, какой навык применить и какое действие предпринять. Сделано это очень грамотно и удобно, как и абсолютно весь интерфейс в игре. Разработчики сдержали свое слово - и PC-версия Mass Effect консольными рудиментами не раздражает. Камера по характеру поведения напоминает Gears of War, а управление так и вовсе замечательное. Mass Effect - это одна из лучших в плане портирования на "персоналки" игр всех времен и народов. Как уже было сказано, в проекте очень много тактического экшена в стиле Gears of War. В Mass Effect стрельбы, пожалуй, не намного меньше, чем в любом другом шутере. Ввиду этого, автор рецензии рекомендует начать первое прохождение игры за солдата: так будет живее и интереснее. Командору можно всучить до четырех видов оружия: пистолет, штурмовую и снайперскую винтовки, а также дробовик. То же самое согласны таскать и напарники. Кроме этого, на персонажей можно нацепить броню, гранатомет и всякие биотические и инженерные штучки. Каждый элемент экипировки имеет несколько слотов для апгрейдов, которые заметно влияют на характеристики снаряжения. Процесс сбора боевых трофеев - еще одна инновация в Mass Effect. После убиения очередной вражеской группировки все добро "телепортируется" в инвентарь парой щелчков мышью. Самые лучшие образцы, кстати, добываются именно на поле боя. Игру легко и просто можно пройти, ни разу не прибегнув к услугам торговцев, которые разве что иногда могут снабдить вас уникальными вещичками. Шепард, к слову, может передвигаться не только на "Нормандии" и своих двоих: нам разрешат покататься на шустром бронетранспортере "Мако". Машина эта очень хороша и имеет лишь один недостаток - корявую физику поведения. Игровой процесс Mass Effect не раздражает, а очень сильно затягивает, несмотря на то, что ничего уж совсем особенного в нем нет. Динамично, живо и не скучно - если не допустите большой передозировки. Это как умелый массаж: и бодрит, и расслабляет одновременно. Жаль, проходится игра очень быстро - даже если всерьез заняться побочными квестами и прочей дополнительной деятельностью. Плюс к этому, после финальной биты и финального же ролика будут только титры: полетать по игровой вселенной после развязки не дадут. Effectная внешность
Mass Effect использует Unreal Engine 3, что - при должных стараниях BioWare - обеспечило отличную картинку (особенно с эффектом старой пленки и в разрешении 1280 х 1024) и добротную оптимизацию. Очень грамотный блюр, неплохие текстуры, потрясающие эффекты и реалистичные тени - все это есть. А хороший дизайн большинства локаций и вовсе может заставить вашу челюсть несанкционированно отвиснуть. Огорчает разве что отсутствие сглаживания, что вызвало "ступенчатое" освещение в частности и изображение в целом при игре в разрешении, например, 1024 х 768. С анимацией все не просто хорошо, а великолепно, что особенно заметно в роликах. Физики и интерактивных объектов в проекте мало: а большего для RPG и не надо. Претензии в этом плане есть только к тому самому "Мако". Звук - одна из самых сильных сторон Mass Effect. Трудно даже представить, сколько сил потратили разработчики, чтобы озвучить абсолютно все диалоги и отдельные фразы, комментарии и реплики. И ведь как озвучили! Со всякими "ба-бахами" и прочими "бумами" тоже полный порядок. Немного смущает бедноватое музыкальное оформление, но его простота практически не замечается. Как видим, Mass Effect отличается качеством не только геймплея, но и технической части. Здесь BioWare тоже зачет с плюсом. Спешите видеть
Премьера! Впервые на мониторах ваших PC! Самый яркий и интересный фантастический блокбастер современности - Mass Effect! Грамотное сочетание элементов RPG и TPA позволили свежему проекту от BioWare стать захватывающим интерактивным фильмом, в котором на месте абсолютно все: и форма, и содержание. В плане отыгрыша роли Mass Effect значительно уступает таким культовым линейкам, как FallOut, Gothic и The Elder Scrolls, однако в динамичности он их значительно превосходит. В детище BioWare просто приятно и увлекательно играть. Думается, даже жесткие ненавистники sci-fi смогут полюбить Mass Effect, если распробуют. Что еще можно сказать? Перед нами - главный на сегодня претендент на звание "RPG года" и даже, вполне возможно, "Игра года".