Игра по любимому фильму - великий соблазн, который чаще всего чреват коварным ударом ножом прямо в сердце геймера-киномана. После просмотра очередного улетного суперблокбастера так сложно сохранить хладнокровие и не купить по пути домой сопутствующий кусок программного кода. Зачем? Наверное, чтобы провести еще несколько часов в радушной компании знакомых героев, лично поучаствовать в событиях иногда вселенского масштаба. Вот только чаще всего после первого же уровня диск с компьютерным недоразумением осыпается проклятьями и с предельной жестокостью разбивается о ближайшую стену. Причем чем лучше фильм, тем, как правило, хуже и непотребней игра. Обманутые покупатели жалуются, грозятся поджарить недобросовестных разработчиков на адском костре, но что толку: чуть ли не каждый месяц полки магазинов снова и снова заполняются какой-нибудь кособокой "официальной игрой по мотивам". Бывают, конечно, редчайшие исключения. В Peter Jackson's King Kong и Ice Age 2: The Meltdown можно играть хотя бы без слез, а интерактивные "Хроники Риддика" стали одной из лучших игр 2004 года. Вот только вряд ли кто-то из вас, уважаемые читатели, назовет фильм о похождениях Вин Дизеля в смешных черных очках своим любимым. Канадская студия Artificial Mind and Movement была основана 16 лет назад и за время своего существования выпустила не один десяток игрушек. И что примечательно: за долгие годы упорного (или не очень) труда шараге со штатом 300 человек так и не удалось сотворить ни одного, даже самого маленького, хита. Happy Feet, Monsters Inc., Chicken Little, The Ant Bully, Monster House, Scooby Doo: в последние годы эти мультики неплохо отгремели в кинотеатрах. Но существуют ли в природе люди, которые бережно хранят и каждые полгода, урча от удовольствия, переигрывают в сопутствующие им игры? Не на этой планете.
Приключения консервной банки
"Железный человек" - яркий образец уже не детского, но еще не взрослого кино. Лента по мотивам популярных комиксов очаровала не только зрителя, но и пришлась по вкусу черствым критикам. В фильме минимум глупых штампов: главный герой - Тони Старк - не прыщавый подросток, а вполне кредитоспособный не лишенный чувства юмора изобретатель и наследник оружейной империи. Он не сохнет по скромной девочке по соседству, а коротает вечера с Девушками Месяца журнала Maxim. Словом, настоящий мужик. Жизнь Тони круто меняется после иракского плена: герой получает страшное ранение. Дабы не склеить ласты окончательно, мозговитый мистер Старк собирает и вживляет себе в грудь миниатюрный ядерный реактор, оттягивающий кусочки шрапнели и не дающий им попасть прямо в сердце. Не слишком приятные события заставляют изобретателя и оружейника слегка пересмотреть взгляды на окружающий мир и измениться. Однако не до такой степени, как подумали парни из Artificial Mind. Старк в картине Джона Фавро и Старк в игрушке - абсолютно разные люди. Компьютерный Тони говорит скучными, совершенно неправдоподобными репликами, наотрез отказывается хохмить и напрочь лишен всякого обаяния. К тому же, он отвратительно нарисован и мало похож на свой экранный прототип. Впрочем, как и все персонажи игры. Особенно "повезло" героине Гвинет Пэлтроу. Заботливые разработчики решили довести ее фигуру до ума и пририсовали Гвинет могучую грудь а-ля Памела Андерсон. Только квадратную. Начало и самый конец игры практически дословно повторяют основной сюжет картины. Отсебятина притаилась посередке. То нас попросят слетать и навести марафет в неизменно снежной России, то проведать старую знакомую в особняке где-то посреди тропиков, то разобраться с огромным воздушным крейсером. События явно старательно высосаны из пальца. После второй же миссии хочется выключить диалоги или, на худой конец, промотать. Не выйдет. Игровой процесс прост и незатейлив, как советское оцинкованное ведро. Один герой, 15 скучных уровней и приблизительно полчаса на прохождение каждого. Бегаем, летаем, бьем и стреляем. Управление на удивление простое и интуитивное. У героя несколько типов атак. Можно просто отвесить суровый подзатыльник, можно подбить неприятеля дистанционно (есть слабая, но быстрая атака или мощная, но требующая времени). Противники стандартные: безликие человечки с базуками и автоматами, танки, вертолеты, беспилотные дроны. Иногда под конец подсовывают крепкого босса. Для борьбы с ним особой смекалки не требуется. Бежим, уворачиваемся, палим, бежим, уворачиваемся... и так много, очень много раз. Задания особым разнообразием не отличаются. "Взорвать пять ящиков с оружием" или "уничтожить все пушки" - верх местной геймдизайнерской мысли. По ходу игры открываются новые доспехи. В начале довольствуемся простеньким "Марк-1" в котором Тони похож на родича железного дровосека из известной сказки. Другое дело, высокотехнологичный "Марк-3". Красный, стильный, чем-то напоминающий дорогущее спортивное авто. На деле, правда, костюмы почти не различаются. Скорость передвижения и огневая мощь почти одинаковая, просто один выжигает террористов огнеметом, а второй - ультразвуком. Апгрейды, в отличие от версий для Xbox 360 и PS3, презентуются не за деньги, а за активное использование той или иной функции костюма. Одни повышают эффективность той или иной атаки, другие расширяют функционал костюма. Дополнительный пулемет в руке никогда не бывает лишним. Мини-игры встречаются совсем нечасто. Обычно требуется методично стучать по одной из стрелок, иногда - по двум, совсем редко - по трем. Тем самым игрок помогает Старку выбраться из объятий босса или открыть бронированные ворота. Даже из смерти Artificial Mind сделали развлечение (в самом плохом смысле этого слова). Как только герой ловит роковой снаряд или пулю, костюм съедает запасную энергетическую ячейку, а игроку предлагается ритмично отстукивать комбинации. Количество ячеек строго ограничено, так что не удивляйтесь, если однажды сердце бедолаги Тони все-таки остановится.
А жизнь его - жестянка
Версия с Xbox 360 элегантно обошла компьютерные края стороной. Вместо нее SEGA подкинула убогий порт с полумертвой PlayStation 2 со всеми последствиями. "Прелести" графического движка во всей красе раскрываются на первом же уровне и заставляют как-то нездорово улыбаться и хихикать. Кажется, даже престарелая GTA 3 была ярче и симпатичней. Уровни "Железяки" безжизненны и мертвы настолько, насколько это вообще возможно. Кругом сплошной кубизм и торжество прямых углов. Постройки напрочь лишены деталей: убранство особняка мало отличается от декора пещеры. Дальность прорисовки унылых пейзажей редко превышает 100 метров. Спецэффекты? Есть! Даже чуть лучше, чем в Quake 2. Сомнительный комплимент, правда? К тому же, вокруг тесно. При любой попытке шага влево или вправо металлический лоб Тони неизменно упирается в невидимую стену. Иногда доходит до маразма: в лагерь террористов, что находится за невысокой горкой, можно попасть только через подземные пещеры. При этом подразумевается, что наводить порядок герой прилетел из-за океана именно в том же в костюме. Интересно, что такое стряслось со сверхсовременным летающим доспехом, что тот оказался не в состоянии перенести задницу героя на лишние 500 метров? Со звуком в игрушке относительный порядок. Эффекты и взрывы так себе, зато заглавную песню "Iron Man" от Black Sabbath (да-да, именно там пел Оззи Озборн, пока окончательно не сбрендил), естественно, выдрали из фильма. Целиком ее можно послушать во время титров. Остальную внутриигровую музыку сочинил композитор Knights of the Old Republic II и Star Wars: Obi-Wan Марк Гриски. Набив руку на "Звездных Войнах", товарищ выдал весьма недурственные мелодии. Жаль, с игрой не повезло. К озвучке героев привлекли Голливуд. Реплики Тони Старка начитал Роберт Дауни-младший, а его лучшего друга Джима - Теранс Ховард. Что это меняет? Да ничего. От засилья клише, глупостей и идиотских фразочек игровой сценарий не спасли бы даже голоса Аль Пачино и Марлона Брандо.
О ржавой канистре замолвите слово
Artificial Mind умудрились сотворить, наверное, худшую свою игру по кинолицензии. Учитывая то, что в компьютерной версии Iron Man, за исключением музыки, нет ровным счетом ничего хорошего, втаптывать игру сапогом в грязь по самые уши с превеликим удовольствием можно еще очень и очень долго. Припомнить отвратительную реализацию управления с геймпада (в консольной-то игре!), завышенные системные требования, отсутствие чекпойнтов и много чего еще. Только надо ли? Ведь и без того понятно: перед нами - ярчайший пример абсолютной безалаберности разработчиков и невероятного свинства со стороны издателя. И ничего с этим не поделать. Попади нам в руки порт с Xbox 360, возможно, мы бы накинули еще балл за графику, но что есть, то есть. Уродливый, скучный, совершенно неоригинальный огрызок с консоли, морально устаревшей еще 3 года назад. Поклонникам одноименной ленты Джона Фавро (как и всем остальным) настоятельно рекомендуем бойкотировать программный мусор от Artificial Mind и показательно не приближаться к нему ближе, чем на 200 метров. P.S. Кстати, настоящие (читай "убогие") скриншоты из PC-версии появились только на следующий день после релиза. Мы любим тебя, SEGA!