Если бы не существовало Total War, то Crusaders получила бы у нас более высокую оценку. Но не будем разводить ненужную демагогию. К счастью для нас, игроков, и к несчастью венгерского девелопера Neocore, великолепная Medieval II вышла уже полтора года назад. С тех пор сбросить детище Creative Assembly с трона лучшей средневековой стратегии не удавалось еще никому. Поэтому сразу же расставим все точки над "i": Crusaders: Thy Kingdom Come менее красива (да, несмотря на возраст), не так увлекательна, меньше (масштаб не тот) и куда проще, чем Medieval II: Total War. И вот почему.
История, как она есть
Крестовые походы - тема для видеоигр привлекательная, особенно в последнее время. О времени кровавых похождений европейских рыцарей на восток в той или иной степени рассказывает недавний громкий блокбастер Assassin's Creed. Вот только там была фантастика, а здесь - реалистичное отображение минувшей действительности: примерно как в Medieval (сравнения неизбежны). Вкратце обрисуем то, в каком времени придется действовать. На дворе 1095 год. Турки теснят владения Византийской Империи. Император Алексей I в панике. Все понимают, что война двух религий неизбежна. К тому же, общие настроения людей (связанные с паломничеством на святую землю и преобладанием там ислама) создают наиболее благоприятную обстановку для нападения на мусульман. Папа Урбан II начинает призывать рыцарей для отправки на Восток. Продвижение христианской веры, возвращение Иерусалима, захват новых территорий - конечно же, не обошлось без политики. Западу удалось собрать огромную армию (причем сражаться были готовы не только профессионалы, но и выходцы из простого народа), которая двинулась сначала на Константинополь, а затем и в сторону Иерусалима. Походом, который вошел в историю как Первый Крестовый Поход, командовали герцоги Готфрид Бульонский, Боэмунд Тарентский (с племянником Танкредом), Роберт Норманский и графы Роберт Фландрский с Раймондом Тулузским. По сути, именно этот поход и был самым успешным из всех. Закончился он завоеванием Палестины и захватом Иерусалима с последующим возникновением Иерусалимского Королевства и других христианских государств. Первый Крестовый Поход длился с 1095 по 1099 год. И именно этот славный для христианской веры период и охватывает Crusaders: Thy Kingdom Come. Последующие, менее успешные, походы разработчики из Neocore предпочли не моделировать - или же оставить для сиквелов, которые последуют в том случае, если рассматриваемый проект будет иметь успех у масс. Впрочем, небольшой временной отрезок позволил очень подробно остановиться на этом конкретном историческом событии и достаточно детально рассказать о том, что тогда происходило.
Битвы и их герои
В Crusaders: Thy Kingdom Come нет модных нынче глобальных "пошаговых" карт а-ля Total War и Dawn of War (Dark Crusade и Soulstorm). 2D-карта используется здесь лишь для того, чтобы игрок мог видеть, как его армия продвигается к Иерусалиму. Сама же кампания - это линейная череда битв, по которым вас ведет сценарий. К сожалению, по-настоящему эпических схваток в Crusaders нет. Количество юнитов в каждой миссии строго ограничено, причем число их настолько мало, что ни о каком историческом реализме с точки зрения масштабности происходящего речи не идет. С другой стороны, сами битвы продуманы и порой интересны. Учитывается многое: ландшафт (в лесах хорошо прятаться, с гор легче стрелять из лука, т.к. с возвышенности повышается точность и ущерб), то, как расставлена армия (лучники должны стоять сзади, рыцарей нужно расположить так, чтобы вражеским стрелкам было трудно в них попасть и так далее), насколько истощены войска (та же тяжелая пехота наиболее эффективна с полной линейкой выносливости). Как и положено, у каждого типа юнитов свои преимущества. Все достаточно стандартно. Вы же наверняка уже успели выучить правило "копейщики хороши против конницы". Конечно же, в Crusaders без RPG-элементов не обошлось: кажется, без них нынче стратегий не бывает. Neocore пошла самым простым путем: ролевая составляющая представлена в виде героев. Всего в игре их пятеро, и каждый принадлежит к той или иной фракции. В Crusaders можно сыграть за французского рыцаря Годфри из Тулузии, Роберто с юга Италии, германца Лотара из Аахена, наемника Роджера и испанца Педро Луиса Кативелью. К слову, выбор героя достаточно важен. У каждого своя точка зрения на происходящее и свои мысли по поводу конфликта. Кроме того, у всех свой набор уникальных юнитов и по-настоящему различный стиль игры. О том, что думает ваш Альтер эго, вы можете узнать посредством дневников, которые ведут герои.
Тактический гений
Помимо войны, в Thy Kingdom Come есть и своеобразный мир, представленный в виде вашего лагеря. Здесь вы покупаете на заработанные в боях и при выполнении дополнительных заданий деньги броню, повышаете звание юнитов, нанимаете новых членов армии, разбираетесь с награбленным (артефактами), планируете то, как провести следующую битву, и распределяете бонусы (порой по-настоящему "вкусные"). Не следует относиться к этой составляющей как к приятному довеску к основной части: в лагере вы проведете столько же времени, сколько и на поле боя, так как все эти планирования, повышения и покупки являются по-настоящему важными элементами Crusaders. Что касается визуальной составляющей, то Crusaders выглядит так себе. Ландшафты симпатичные, но объектов на них немного, поэтому мир кажется пустым, недоделанным. Полигонов на юнитов не жалели, а вот деталей явно не хватает. Все воины одного типа располагают одним лицом на всех. Вроде бы ничего страшного, только у нас уже была Medieval II, где различных физиономий было нарисовано великое множество. Нехватка бюджета все-таки бросается в глаза. Наконец, камера чудовищна. Подобрать удобный ракурс практически невозможно. К тому же, на дворе 2008 год. И системные требования у Crusaders, между прочим, выше, чем у конкурента полуторагодичной давности.
Опоздали
Crusaders: Thy Kingdom Come очень хочет быть похожей на Medieval II, но, увы и ах, ни опыта, ни достаточного количества денег у Neocore не было. Да, местами неплохо, где-то даже интересно, но однообразно (15 миссий вы будете заниматься одним и тем же) и откровенно некрасиво. Пару лет назад мы бы "скушали", но сегодня есть блюда и повкуснее.
708 Прочтений • [Crusaders: Thy Kingdom Come - Если бы да кабы] [28.05.2012] [Комментариев: 0]