Прежде чем обрушить на коллектив Katauri Interactive несколько тысяч знаков заслуженных оваций и хвалебных эпитетов, дорогие друзья, разрешите чуть-чуть поныть и поворчать на тему несправедливости в этом несовершенном мире. Как известно, начиная с 29 апреля, счастливые обладатели современных консолей друг за другом ушли в беспробудный запой по вине Grand Theft Auto IV. Мы же, четырехядерные рыцари мышки и клавиатуры, прозябаем за скромной добавкой к Settlers: Rise of an Empire, зевая, гоняем велоцирапторов в портированной Turok и боремся то с террором, то c консольными кореньями в проходной Tom Clancy's Rainbow Six Vegas 2. Тоска? Не то слово. Не мудрено, что в таких жутких условиях шансы успешно сдать сессию, найти девушку, работу или деньги на карбюратор для почти родной "копейки" возрастают во всех возможных прогрессиях. А тут, как понимаете, и до добровольного отлучения от интернета и компьютера недалеко. Особенно слабовольные личности даже начнут откладывать на PlayStation 3. Страх да и только! Нет никаких сомнений, что мы бы безвозвратно потеряли пару тысяч увлеченных игроков, если бы не долгожданный отечественный ремейк King's Bounty. Или продолжение, если хотите. Не суть важно, ведь игра, в любом случае, удивительно хороша. И даже красно-желтое лого конторы "Один Эс" на красочной обложке ее совсем не портит.
Взлеты, падения и снова взлеты
Если вы играли в King's Bounty времен неспокойных 90-х, то можете смело считать себя ветераном игрового фронта. С момента релиза именитого оригинала минуло целых 18 лет. За это время успели расцвести и уйти в забвенье целые жанры, обанкротились и озолотились сотни игровых компаний. Выросло целое поколение молодых геймеров, наконец. Несмотря на то, что студию New World Computing прославили "Герои", основоположницей постулатов жанра TBS принято считать именно King's Bounty. В 1992 году даровитый харьковский программист с музыкальной фамилией Прокофьев выпустил неофициальное и очень недурственное продолжение полностью на русском языке. Позднее, этот человек возглавит фирму "Альфа-Класс", специализирующуюся на мензурках и в 2005-ом силами коллектива столь специфичной компании решит состряпать "Героев Мальгримии". Игре суждено стать самым убогим клоном всех творений New World Computing за последние годы. Таинственную "King's Bounty: Легенду о Рыцаре" если и ждали, то только потому, что делала ее славная "косморейнджерная" студия Katauri Interactive (в девичестве Elemental Games). Попытки отечественных игроделов возродить жанр TBS (популярный, в основном, на просторах СНГ), а то и скрестить его с чем-нибудь заморским с определенного момента перестали восприниматься всерьез. Но только до первых роликов "Легенды о Рыцаре". Первой внимание на себя обращает удивительная стилистика, которую наглядно описывает фраза "вот что бывает, когда Warcraft встречает Heroes, а потом они идут пить пиво с Final Fantasy". После пары кликов игрок попадает в настоящую сказку. Пока всякие Crysis и BioShock гонялись за последними шейдерами, хоть кто-то вспомнил про такую немаловажную вещь, как дизайн. Новая King's Bounty эксплуатирует уже давно несвежие технологии, но умудряется выглядеть на порядок симпатичней любой компьютерной ролевой и тактической игры последнего времени. Виной тому - яркие краски, безупречный вкус да руки талантливых художников и программистов, растущие из правильного места, что нынче редкость. Игровой мир совсем невелик, что ничуть его не портит. Отсутствие масштаба, как у Питера Джексона, искупается солидной концентрацией красоты на квадратный сантиметр виртуальных просторов и вниманием к деталям. Где-то бурлит водопадик, где-то на поляне возвышается величественная скульптура, а на мраморном полу башни мага отражаются древние витражи. Камерой побаловаться разработчики разрешили, но в довольно тесных рамках: взвиться к облакам или упасть на землю не дадут. Каждое новое заклинание - праздник для глаз. Не забудьте посмотреть в зеркало после того, как увидите смертельный танец наколдованных орочьим шаманом томагавков. Только не пугайтесь. При этом спецэффекты вовсе не пытаются поставить на колени вашу систему. Одноядерного Pentium D и видеокарточки уровня GeForce 7600 игре хватит с лихвой.
Будни искателя сокровищ
События стартуют в довольно ординарной волшебной стране Эндории. В шахтах суетятся гномы, морские просторы бороздят легендарные пираты, в деревнях бесчинствуют демоны и нежить. Словом, налицо фэнтезийный мир в своем самом классическом проявлении. Наш герой только что закончил обучение в Тренировочном центре Рыцарского Храма, и его ждут выпускные испытания, которые ненавязчиво помогут освоиться с игровой системой и управлением. Едва покинув стены тренировочного центра, первым же делом мы отправляемся к правителю королевства Дарион и вступаем в должность королевского Искателя Сокровищ. Здесь и начинаются странствия - немые (ни один игровой диалог не озвучен), довольно нудные и предсказуемые, если бы не одно обстоятельство. Да, весь сюжет можно просчитать до финальных титров уже после получаса игры. Да, события не претендуют на оригинальность и абсолютно линейны. Но все недостатки меркнут, когда осознаешь, с каким качеством подается эта не самая замысловатая история. Диалоги написаны с юмором и самоиронией, читать их не скучно, а каждый квест - шедевр. Выдерни из игры весь текст - и она потеряет половину своего очарования. Хотя кое-что останется. Скажем, очаровательный, проверенный временем геймплей. В распоряжение игрока поступает "зеленый" рыцарь на лошадке и много-много экранов волшебного мира, богатого на объекты и персонажей. Специализация (маг, воин или бесполезный паладин) довольно строгая, так что воспитать всесторонне развитую личность не выйдет. Либо магия, либо военные дела, либо всего по чуть-чуть. Передвижение по миру в первое время ограничено рамками сюжетных квестов, но чем дальше по истории мы продвигаемся, тем обширнее кажется Эндория. Декорации меняются молниеносно. То мы в густой чаще, то лазаем по заснеженным горам, а то и вовсе гоняемся за пиратом по тропическим островам. Такой контрастный душ просто не оставляет шансов скуке. Пятым "Героям" есть чему поучиться. При желании растянуть удовольствие от "Легенды" можно на несколько недель (при условии, что играть будете не больше 3-4 часов день). На карте полно замков и построек, хозяева которых только и ждут шанса с нами поболтать, поторговаться или выдать какое-нибудь задание. Обязательны для выполнения лишь сюжетные квесты (в журнале отмечаются короной). Остальные - отличный шанс подзаработать золотишка, понабраться опыта да найти дополнительные руны. Последние нужны для продвижения по ветвям древ способностей (сила, магия, дух). Основных характеристик немного. Улучшаются они либо при повышении уровня, либо под влиянием предметов в инвентаре, либо в специальных алтарях. С "атакой", "защитой", "маной" и "интеллектом" все ясно без лишних слов, а вот на "ярости" и "лидерстве" остановимся подробней. Очки лидерства определяют численность армии героя. Чем больше баллов, тем мощнее армия окажется под его флагом. "Ярость" необходима для управления существами из Шкатулки Ярости, о которой чуть ниже. По игровым окрестностям в обилии разбросаны руны, волшебные кристаллы и сундуки с золотом, которые перед началом каждой новой игры генерируются случайным образом. Большую их часть, как положено, охраняют монстры. Зачастую сражения в "Легенде" можно избежать. Игрок перемещается в режиме реального времени. Многие противники тоже не стоят на месте и постоянно патрулируют заданный маршрут. При должной сноровке нужный предмет можно просто "увести" под носом врага. Если враг заметил неладное, это вовсе не означает неотвратимую бойню. От несмышленого можно просто убежать. Бои проходят в пошаговом режиме и придутся по вкусу истинным ценителям серии Heroes. За ход каждый отряд может передвинуться на определенное количество клеток или совершить какое-то действие. Можно сделать и то, и другое, но только при условии, что после передвижения остался неиспользованным хотя бы один шаг. Под действием подразумевается стандартная атака или же использование спецумения отряда. Магия не требует скрупулезного освоения. Для пущего удобства заклинания рассортированы по нескольким школам. Не секрет, что для полководца магия - непозволительная роскошь, но даже ему переодически приходится пользоваться особенно эффективными свитками. Так выжить проще. На закуску для полного и всеохватывающего счастья уготована так называемая Шкатулка Ярости. В волшебной коробке заключены четыре архисильных духа. Каждый - спец в какой-то определенной области. Каменный Зерок проводит мощнейшие физические атаки. Его сосед по коробке Слиим ловко обращается с ядами. Очаровательная Лина обрушивает на врага глыбы льда и помогает дружественным отрядам на поле боя. Дух Смерти Жнец способен повелевать временем и буквально вытягивать жизненные силы из несчастных жертв. Существа, подобно герою, получают опыт, становятся от уровня к уровню только сильней и разучивают новые сокрушительные способности. Разумеется, в первом же бою командовать духами вам никто не даст. Сначала придётся походить по миру в поисках той самой Шкатулки, а потом еще и уболтать своенравных чертиков из табакерки. Например, один попросит победить армию магов, а другой - принести в жертву пару центнеров змей и пауков. Для воина и паладина Шкатулка - вещь незаменимая, а вот маг может вполне обойтись и без нее: ему и волшебных свитков хватает.
Замечательное исключение
Игры, подобные King's Bounty, появляются очень редко, раз в несколько лет. Еще реже продукты такого качества имеют славянские корни. Невооруженным глазом заметно, что сплоченный коллектив разработчиков до самого релиза относился к "Легенде о Рыцаре" не как к товару, который предстоит продать любыми средствами, а как к произведению искусства. Наверное, такой же по-детски наивной и прилежной была "Акелла", когда выпускала первых "Корсаров". Перед нами - почти идеальная представительница жанра. Завораживающая, умная и до неприличия обаятельная игра. Лучше в ближайшие годы уже не будет. По крайней мере, до выхода полноценного продолжения. Ну, и адд-оны никто не отменял. Правда, зная фирму "Один Эс" и историю с ее "Кодексом Войны", можно с уверенностью сказать, что будут они до мозга костей коммерческими. P.S. После релиза прошло совсем немного времени, а уже появился патч размером в 20 мегабайт, обновляющий игру до версии 1.2. Он чуть правит баланс и доводит до ума и без того достаточно стабильную по отечественным меркам игру.