Помнится, мы уже имели сомнительное удовольствие созерцать несколько среднего качества шутеров под лейблом Turok от издателя Acclaim Entertainment. Парочкой из них занималась студия Iguana Entertainment, а последняя часть - Turok: Evolution - родилась в цехах Acclaim Studios Austin в далеком 2003-ем году. Но время продолжает течь, все меняется - и в нынешнем году Turok - это уже детище Propaganda Games и Aspyr Studios, сделанное при поддержке небезызвестной Touchstone. Не поменялись за эти годы в Turok, пожалуй, только общая концепция и абсолютная вторичность. Планета юрского периода
Нашего подопечного, как вы, наверное, уже успели догадаться, зовут Турок. Джозеф Турок, если быть точными. Служит этот бравый парень в рядах одного из военизированных спецподразделений на благо американского народа в частности и матушки Земли в целом. В качестве очередного задания Джозефу и его свежеиспеченным напарникам предлагают совершить небольшой круиз по бескрайним космическим просторам. Место назначения - некая планета, заселенная немаленькими рептилиями, которых на Земле не наблюдают уже много миллионов лет. Динозаврами, то бишь. Основная цель - бородатый дядька по имени Роланд Кейн, руководитель местной сепаратистской группировки под названием Wolf Pack ("Волчья Стая"). А самая прелестная загвоздочка заключается в том, что сам Турок когда-то состоял в рядах этой самой "Волчьей Стаи" и посему обязан знать, как лучше подобраться к господину Кейну и его бороде. По канонам жанра, космическому кораблю, на котором Джозеф сотоварищи бороздили просторы вселенной, приземлиться самостоятельно суждено не было. Шаттл не совсем благополучно навернулся прямо в кишащие всякой плотоядной пакостью джунгли - и приключения главного героя Turok - и наши с вами, соответственно, тоже - начались. Общая сюжетная линия Turok пахнет старыми носками и может похвастаться неимоверным количеством шикарной паутины, но сценарий получился действительно живым. Занятные флешбэки и чаще всего предсказуемые, но все равно неплохие событийные ходы прилагаются. Небось, это именно Touchstone постаралась, чтобы написанный для Turok сценарий смог встать в один ряд со своими аналогами из недурственных голливудских боевиков с уклоном в фантастику. Кроме того, проект отличается множеством кинематографичных и довольно интересных роликов. Все характеры в Turok статичны, но это вряд ли помешает не слишком искушенному игроку с неприкрытым любопытством наблюдать за взаимоотношениями персонажей. Правда, никакой харизмой здесь и не пахнет: перед нами - всего лишь кучка мускулистой военщины с суровыми лицами, тяжелым детством и большими "пушками". Dinosaurs eat meat. You are meat. Run away!
"Динозавры едят мясо. Вы - мясо. Убегайте!" - услужливо предупреждают нас разработчики при загрузке уровней. И они, черт подери, правы: мы - самое настоящее мясо. Как и все самостоятельно передвигающиеся игровые объекты. Если бы в Turok было еще больше бегающих мишеней, проект был бы здорово похож на Serious Sam - и назвать его, например, Serious Joseph было бы более чем логично. Да-да: наш пациент - это бездумная, но порой претендующая на хардкорную "стрелялка". Впрочем, даже на уровне сложности Normal врагов вам будет скорее хватать, чем не хватать. Супостаты в Turok хоть и тупоголовые, но радикально настроенные. Оппонентов можно разделить на две основные категории - местная фауна и подчиненные упомянутого выше Кейна. Последних мистер Главный Бородач, видимо, сумел научить разве что метко стрелять: жутко смахивающие на "комбайнов" из Half-Life 2 солдаты на иное не способны. Куда большую опасность для нашего ненаглядного Джозефа представляют большие и не очень рептилии: "ящерицы" вышли очень юркими, шустрыми и больно кусающимися. Единственное, чем разочаровывает зубастая фауна Turok - сравнительно небольшое количество видов. Можете умилиться: среди животного мира вам встретятся даже травоядные "породы", для которых вы большого интереса не представляете. Кроме названных супостатов, доведется повоевать с гигантскими, но при этом дохленькими скорпионами, с паукообразными танками и, конечно же, "боссами". Согласитесь, собственноручно перерезать глотку тираннозавру или расправиться с помесью мурены-переростка и осьминога - перспектива заманчивая. Жаль, методы убиения монстров формата "макси" раскусываются моментально: даже подумать не над чем. Даже широко разрекламированная процедура стравливания млекопитающих и пресмыкающихся врагов между собой оказалась пустышкой. Завидев бой между подчиненными Кейна и парочкой динозавров, вы можете просто усесться на травку и, почесывая затылок или место пониже спины, дожидаться окончания мясорубки, а потом добить выживших. Вот и вся военная хитрость. Кстати, о чужих глотках. Верный нож Джозефа - это еще одна на совесть пропиаренная "фишка" Turok. Как ни смешно прозвучит, холодное оружие главного героя - одно из самых эффективных в игре, особенно в стычках с динозаврами. Один щелчок левой клавишей мышки в нужное время - и сотня-другая килограммов пресмыкающегося мяса валится к вашим ногам. Вот Турок хватает за горло похожую на велоцираптора мелкую тварь - и из сонной артерии несчастного животного бордовым фонтаном брызжет кровушка. А вот Джозеф подкрался к противнику побольше и почти по рукоятку всадил нож в черепушку чаявшего позавтракать человечинкой динозавра. Ну а если повезет, то наш брутальный герой эффектно запрыгнет какому-нибудь немаленькому чудищу на спину и с мастерством опытного хирурга оприходует тщетно щелкающую зубами "ящерку". Смотрится, на самом деле, красиво, но анимаций для таких упражнений с ножом разработчики наклепали немного. Обидно. Что касается остальных предметов арсенала, ничего экстраординарного не ждите. Стандартный набор стандартного футуристического шутера: от пистолета и дробовика до снайперской винтовки, пульс-гана и огнемета. Из нетривиальных вещей, пожалуй, можно отметить разве что концептуально выглядящий лук, из которого Турок "снимает" врагов не хуже самого Робин Гуда. А еще Джозеф хорошо наслышан о понятии "стрельба по-македонски". Правда, у нашего парня свои представления об этом деле: Турок не ограничивается огнем из пары пистолетов и может использовать связки вроде дробовик-SMG или SMG-SMG. "Тяжелое" оружие вроде гранатомета или пульс-гана, само собой, Джозеф "дуалить" не согласен: даже для такого здоровяка это представляется задачей невыполнимой. В целом, бывший член "Волчьей Стаи" может таскать с собой любимый нож, не менее любимый лук, несколько разрывных гранат и еще две "пушки" на выбор. Разумеется, менять "родные" "стволы" на трофейные никто запрещал: балуйтесь с наборами снаряжения на здоровье, которое, кстати, восстанавливается автоматически. Мода, что тут поделаешь. Геймплей у нас исключительно линейный: некоторые варианты пробежек из одной точки в другую не в счет. Более того, иногда страшно надоедает бродить по однообразным темным джунглям в поисках нужного прохода, который может быть самым омерзительным образом 'замаскирован" за густой травой. Миссии - самые обычные: найди пропавшего товарища или девайс для связи с внешним миром, помоги напарникам отбиться от "Волчьей Стаи" и т.п. Впрочем, порой Turok приятно и неприятно удивляет по-настоящему динамичными и сложными этапами, в процессе прохождения которых неопытный игрок вполне может застрять на пару десятков минут. Способствуют этому, в первую очередь, коряво расставленные контрольные точки при отсутствии системы "свободных" сохранений. Периодически будут раздражать и консольные "мини-игры" вроде "нажимай такую-то клавишу до боли в пальцах, пока Турок не сбросит с себя подлого динозавра или не откроет заевшую дверь". Консольные пережитки налицо. Благо, продолжительность сингла Turok невелика, поэтому шансы на то, что вы все-таки пройдете эту игру, относительно немаленькие. А вот на состоящий из банальных режимов мультиплеер хватит разве что самых терпеливых и непривередливых. НедоCrysis
Turok использует замечательный движок Unreal Engine 3 - и использует его далеко не на полную катушку. Если в динамике картинка выглядит сравнительно неплохо, то в статике ситуация иная: сразу замечаются порой проваливающиеся друг в друга мутноватые текстуры, 'плоская" трава, которая, кстати, рандомно колышется на ветру, и прочие безобразия. Привлекательными вышли разве что модельки как персонажей, так и прочих "действующих лиц" нашего, в целом унылого, спектакля. Впрочем, порадовать глаз могут еще симпатичные погодные эффекты и приемлемая анимация. Знаете, если бы разработчики засунули в Turok джунгли уровня Crysis, играть было бы намного приятнее. На деле же приходится постоянно слоняться по убогим экзотическим лесам, любоваться которыми нет ни малейшего желания. Закрытые пространства из-за бедного дизайна восторга также не вызывают. Да и интерактивность почти нулевая. Поиграйте в Turok - и вы зауважаете Crysis. Или зауважаете еще больше: здесь уже дело вкуса. Из технической части проекта по-настоящему качественной получилась только звуковая сторона. Динозавры ревут устрашающе, гром гремит вполне реалистично, пули свистят пронзительно, а монологи и диалоги персонажей озвучены более чем замечательно. Да и боевые мелодии не подкачали, только их, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Жмурок
Turok скорее мертв, чем жив. Если вы изголодались по более-менее хорошим шутерам, а Tom Clancy's Rainbow Six Vegas 2 и Frontlines: Fuel of War уже пройдены - этот проект, конечно же, сойдет для того, чтобы убить один или, если постараться, два вечера. Ежели вы считаете себя эстетом и ценителем прекрасного, автор этих строк рекомендует вам держаться от Turok на расстоянии, дабы потом не фыркать с надлежащими нотками презрения. Да, ближе к середине игры геймплей немного оживает, а динамика нарастает, однако относительно свежий сеттинг проекта мог бы быть использован разработчиками куда более эффективно.