Немецкие квесты - словно аномалии. Возникая, как правило, во время полного затишья в жанре, они приковывают к себе внимание, манят роскошными скриншотами, лихо закрученными сюжетными линиями и увлекательными пазлами... а затем исчезают навсегда. Лишь единицам вроде Simon the Sorcerer 4: Chaos Happens удается выбраться за пределы Германии и показать себя на Западе. А там - сплошные разочарования: низкие финальные оценки, выставленные прессой, мизерные шансы на штурм игровых чартов, ну и рукоплескания ценителей прекрасного, коих всегда набирается немного. К чему весь этот разговор? Да к тому, что за будущее Sunrise беспокоиться не стоит: шансы игры выйти за рубежом стремятся к нулю. Противоположного мнения мы (да и не только мы - жаждущие релиза пользователи и журналисты тоже) придерживались довольно продолжительное время. "Многообещающая", "оригинальная", "красивая", "качественная" - вот избранные лестные эпитеты, адресованные Sunrise. Но вышедшая недавно немецкая версия игры расставила чаяния и ожидания по полочкам в совершенно неожиданном порядке. И не то чтобы новое творение TML-Edition не оправдало возложенных на него надежд. Просто из списка эпитетов можно смело вычеркивать половину слов.
Когда мы были молодыми
Говорят, Нью-Йорк - идеальная стартовая площадка для осуществления "американской мечты". Именно здесь стартовали карьеры многих известных нынче звезд театра, кино и телевидения. И именно здесь осели трое закадычных друзей и по совместительству коллег по несчастью. Знакомьтесь: Райдек, Брайан и Макс - молодые, подающие надежды ученые, променявшие родную Германию на небоскребы Нью-Йорка. Поселились парни не на Манхэттене, конечно, а в арендованном заводском цеху, где-то там, вдали от центра города, поблизости с неспокойными "черными" кварталами, рядышком с ворами и бездомными. Впрочем, в планы трио ученых любование восхитительными пейзажами за окном не входило. Впереди - бессонные ночи, отсутствие личной жизни, редкие вылазки на свежий воздух и работа, работа, работа! Ребята вознамерились создать машину, с помощью которой можно телепортировать объекты на небольшие расстояния. В перспективе - несколько месяцев работы над гениальным изобретением, Нобелевская премия, слава, почет, деньги, девочки... Но реальность кусается. Уже которой месяц парни пытаются добиться поставленной цели, но безуспешно. Когда наступил черед опробовать устройство в деле, все пошло наперекосяк. Сначала комнатное растение отказалось телепортироваться на смехотворное расстояние, а затем изобретение взорвалось! Рвануло так, что многомиллионный Нью-Йорк в мгновение опустел, а солнечный день как-то подозрительно быстро сменился тоскливой ночью. Вдобавок к ученым наведалась странная девушка, страдающая частичной потерей памяти. С первых минут парней охватили проблемы, решение которых стало первостепенной задачей. Мечты о Нобелевской постепенно ушли на второй план.
Трое ученых и одна девушка
Sunrise умеет преподносить приятные сюрпризы. Задолго до релиза все надежды были связаны с интригующей сюжетной завязкой и проверенной временем игровой механикой. Мол, выйдет добротный классический квест, и мы будем довольны. В итоге все оказалось еще лучше. Sunrise весьма удачно выступает в жанре "молодежный сериал про трех неудачников со sci-fi-элементами". Все черты налицо: события разворачиваются в наше время, Райдек расхаживает по мокрым улицам футуристическоого Нью-Йорка в стильной кожаной куртке под аккомпанемент бодреньких рок-композиций. Свежо и оригинально? Еще как! Разработчики завоевывают нас интересными новшествами, не влияющими на игровой процесс. Как давно во время блужданий по декорациям вы слушали ураганные треки немецкой рок-группы? А можете вспомнить квест с таким же необычным оформлением меню, как в Sunrise? В совокупности новшества, разумеется, не переворачивают жанр с ног на голову, но они заставляют еще долгое время вспоминать творение TML-Edition, потому что в Sunrise есть роскошные рок-баллады и стильные меню, а в других квестах - нет.
Правильный подход
Sunrise получился таким, каким его задумывали создатели, - обычным классическим квестом с point & click-интерфейсом. Но разработчики, напротив, всячески преподносят свой проект как нечто новое. Дескать, у нас тут новаторская игра со всеми вытекающими. Не верьте: все проще, чем кажется. Да, в Sunrise нашлось место многим интересным идеям, но они как не способны двигать жанр вперед, так и не могут повысить финальную оценку. Зато сколько здесь приятных сюрпризов! Помимо саундтрека, в игре имеется занимательный обучающий режим. В нем нам не предстоит постигать азы управления: туториал полностью состоит из видеоролика, в котором Райдек рассказывает обо всех детальках игрового процесса, нередко переходя на шутки про попугаев и стиральные машинки. Еще один сюрприз: структурно и геймплейно Sunrise немного отличается от других представителей жанра. Во-первых, в игре отсутствует стандартное горизонтальное меню для хранения предметов. Открывается инвентарь оригинальным способом: необходимо навести курсор на модель главного героя и дважды кликнуть левой клавишей мыши. Инвентарь представляет собой некую систему, состоящую из отделения для хранения предметов (их не разрешается вынимать и использовать на окружающей среде, все делается автоматически), краткого описания прошедших событий и маленького окошечка, в котором при нажатии кнопки всплывают подсказки к решению пазлов. Во-вторых, курсор при нацеливании на активные точки (коих практически на всех декорациях - тьма) не меняет форму. Все куда интереснее: меняется цвет. Красный означает, что с героями можно поболтать, зеленый сигнализирует о найденном предмете, а синий подсказывает места перехода между игровыми экранами. А вот управление стандартное: левая кнопка мышки отвечает за передвижение персонажа, двойной клик - бег, а чтобы моментально перемещаться из одной декорации в другую, достаточно все того же двойного клика, но возле выхода из экрана. Со временем в распоряжении героев появится автомобиль. С тех самых пор проблемы с беготней на большие расстояния перестанут вас тревожить. В-третьих, действующие лица нашей истории. Их, прямо скажем, немного, что само по себе противоречит законам жанра. Есть потерявшая сознание девушка, несколько откровенно скучных второстепенных товарищей и троица главных героев. Причем игроку поручено управлять только Райдеком, в то время как Макс и Брайан успешно справляются с ролями двух говорящих энциклопедий. Когда не знаешь, что делать дальше, куда пойти и как преодолеть стоящие на пути преграды, идти за помощью стоит к друзьям: они-то точно знают ответы на поставленные вопросы - не даром парни на Нобелевскую претендуют. На Райдека накидывают всю физическую работу: отнеси один предмет, взамен принеси другой, почини сломанную электротехнику, перетащи ящики и т.д. Преодолеть быстро накатывающую тоску Райдеку помогают шутки собственного сочинения. Насмехаться паренек любит над всем, до чего дотягиваются его руки. Душевая, старый телефон, картонные коробки, обычный шкаф - Райдек умудряется камня на камне не оставить буквально от каждого активного объекта. При этом многим предметам герой способен дать более двух характеристик - проделанная сценаристами работа достойна похвалы. Кроме шуток в Sunrise, в общем-то, больше ничего и нет. Точнее, имеются также диалоги. Но разговаривать приходится редко, да и то с Максом и Брайаном. Дружки Райдека почти всегда "очень заняты", поэтому диалоги превращаются в скучнейшую перепалку из простых предложений. Ну и, в-четвертых, задания и пазлы. Найти предмет, дабы потом спустя минуту применить его на окружающей среде, - это не в духе Sunrise. Местные головоломки созданы исключительно для того, чтобы продемонстрировать способности тройки ученых. Так, в начале игры нас без дураков просят смастерить устройство наподобие обогревателя. И вот, Райдек в поисках всего необходимого осматривает дом, вытаскивает из микроволновой печи проволоку и роется в холодильнике, где только замерзшая пицца недельной выдержки и кислое молоко. Мастерить и сооружать - вот чем предстоит заниматься на протяжении всей игры. Никаких пятнашек, ненужного собирательства барахла и пиксель-хантинга (клавиша пробела отмечает все активные точки). Расстраивает разве что чертовски малое количество головоломок.
Момент истины
Хвалить Sunrise можно до бесконечности, но поругать тоже стоит. Недостатков в игре хватает, и именно они станут весомым аргументом многих журналистов против детища TML-Edition. Первый изъян - непрекращающаяся беготня. Нет, мы понимаем, что жанр обязывает к частым прогулкам по декорациям, но разработчики с этим переборщили. Просто представьте, что уйму времени вы потратите на беготню ради сущей мелочи. Ради того, чтобы услышать от Макса несколько бесполезных слов, предусмотренных сценарием; ради того, чтобы известить Брайана о проделанной работе; ради того, не зная ради чего... Ложку дегтя в бочку меда подкладывает традиционный для немецких квестов недуг: объекты разрешается подбирать лишь тогда, когда они необходимы Райдеку. Как ни старайся, но положить раньше положенного времени заветный предмет в инвентарь не получится. Неудивительно, что прохождение отнимает в среднем двадцать часов, хотя действия в игре (и тем более динамики) - с гулькин нос. Роль бега в хронометраже - примерно пятнадцать часов против пяти, отведенных на задания. В противовес недостаткам - отменное музыкальное сопровождение и превосходная озвучка. Здешний саундтрек полностью состоит из рок-композиций за авторством ганноверской группы Beyond. Работа парней не ограничилась составлением плейлиста из своих старых песен - отнюдь, специально для проекта они записали совершенно новые треки. Фанаты, ошеломленные таким подарком, сметают с прилавков магазинов диски с Sunrise ради хорошего квеста и нового альбома Beyond в одной коробке! К тому же, в немецкой версии игры (другой пока собственно и нет) герои говорят голосами знаменитых немецких актеров, настоящих мастеров озвучивания. Правда, ажиотаж вокруг привлечения звезд национального масштаба витает вокруг Германии, не добираясь до других стран. Что для немцев - роскошная озвучка и гениальный саундтрек, для всех остальных - просто хорошая работа звукорежиссера и добротная музыка одной неизвестной группы. Напоследок приятное впечатление оставляет визуальная составляющая игры. Забавно, но TML-Edition использовали допотопный графический движок от freeware-продукта. Все шло к тому, что нас поджидал технологически отсталый (лет эдак на пять) проект. Однако получилось все как нельзя лучше: разработчики почти с нуля переписали код и оптимизировали его так, что на максимальных настройках графики (сложные тени и включенный антиалайзинг прилагаются) Sunrise не подтормаживает даже на слабых машинах и выдает добротную по нынешним меркам картинку. Особенно удались спецэффекты: не прекращающийся дождь затапливает улицы ночного Нью-Йорка, освещаемого тусклыми и редко встречающимися на пути фонарями. Художники отработали свой хлеб, подарив нам свыше 140 богатых на детали игровых экранов. Модели персонажей удались на славу, правда, порой возникают проблемы с лицевой анимацией - к счастью, заметить этот недостаток можно во время нечастых видеороликов, когда лица героев показывают крупным планом. Вообще, визуально Sunrise поразительно похож на The Moment of Silence. Отчасти из-за того, что в обоих проектах события разворачиваются в Нью-Йорке, но в разные временные отрезки; а еще похож антураж: заброшенные заводики, неприступные небоскребы, осенний ливень... Кроме того, оба проекта немало позаимствовали у жанра sci-fi. Вот только сюжет The Moment of Silence полностью связан с фантастикой, а в Sunrise sci-fi играет далеко не главную роль.
Все только начинается
Наступивший год обещает быть интересным на приключения. На подходе целая рота роскошных квестов и адвенчур, ознакомиться с которыми обязан любой, кому не противен сам жанр. Ну, а пока проекты неспешно готовятся к релизу, у нас есть Sunrise - первая ласточка в наступившем 2008-м. Игре далеко до идеала, но в качестве лекарства от скуки в ожидании хитов подходит идеально. В общем, не проходите мимо.