CivCity: Rome, Caesar IV, City Life, SimCity Societies... Imperium Romanum. Вот мы и дождались еще одной стратегии, где выигрывают не те, у кого сабля длинней, а те, кто шустрей соображают. Пацифизм нынче в моде как никогда. Щиты и мечи - ничто в сравнении с невиданной силой бухгалтерской абаки. Воинствующая братия остается без работы. Обленившиеся легионеры и префекты больше не рвутся в бой с криком "За Империю!". Вместо этого дети Рима безвылазно сидят в уютных казармах, потягивают ароматные вина, наслаждаются прелестями безделья и мирской жизни, изредка отгоняя от стен любопытных варваров. Счастлив не тот, кто покоряет, - счастлив тот, кто созидает. Простой народ, тем временем, дабы бокалы защитников отечества были всегда наполовину полны, непосильно вкалывает. Мужчины, как и положено настоящим мачо, таскают бревна и камни. Женщины собирают виноград и кормят мужчин. Патриции и плебеи вкалывают на одном колхозном огороде. Богач никогда не обидит бедного, хотя и в долг тоже не даст. Подрастающая рабочая сила играет на природе и даже не думает отвлекать взрослых от серьезных дел. Эдемская идиллия. Мирок, который просчитывается в "уме" вашего компьютера, кажется приветливым, светлым, почти идеальным. Но только до поры до времени. До тех пор, пока наш собственный капризный народец, вовремя не получив на блюдечке хлеба и зрелищ, не решает устроить гражданскую войну. В 2006 году софийская (есть такой город в Болгарии) студия Haemimont Games придумала диетический градостроительный экономический "симулятор" Glory of the Roman Empire. Сыграв на ажиотаже вокруг CivCity: Rome от Сида Мейера и долгожданной четвертой части "Цезаря", парни умудрились продать свою не слишком хорошую и не слишком плохую игру в количестве миллиона копий, а то и больше. При этом GotRE могла похвастаться разве что передовым движком да простотой освоения. Экономическая составляющая, равно как и периодически показывающая зубы убогая боевая система, не только стеснялась инноваций, но и пятилась в совершенно неверном направлении. Публику с запросами попроще не устраивало громоздкое и абсолютно не интуитивное управление. Хардкорные геймеры ворчали по поводу поверхностной реализации абсолютно всех задумок, отсутствия оригинальных фич и несуразного поведения римской толпы. Получился этакий попсовый "Цезарь". При этом поиграл в Glory of the Roman Empire, наверное, каждый второй преданный поклонник "умных" стратегий без масштабных войн и орков, особенно из числа любителей древнеримской истории. Сейчас ситуация в корне изменилась. Консерваторы получили новую Caesar, новаторы - в меру оригинальную CivCity: Rome. У обеих игрушек жизненного ресурса хватит еще года на три. Imperium Romanum, которая позиционируется как прямой сиквел GotRE, будет гораздо сложней пробиться к "кормушке", нежели удачливой предшественнице.
Что нам стоит дом построить...
Непосвященному человеку может показаться, что перед нами адд-он к GotRE или какой-нибудь бесплатный глобальный патч (как в случае с City Life 2008 Edition). Действительно, новая игра не блещет оригинальными и свежими идеями, так что громкое слово "сиквел" - всего лишь слово. Вариантов времяпрепровождения в наличии теперь целых три. Хронологическое древо позволяет путешествовать по разным городам и весям Апеннинского полуострова в соответствии (по крайней мере, так уверяют разработчики) с историческими реалиями. Правда, если им верить, тот же Рим в шестом и в первом веке до нашей эры - одна и та же, правда, слегка окультуренная деревня. Хваленая возможность чуть ли не самому участвовать в постановке сценария оказалась разрекламированной пустышкой. Мы видим иконку с вопросительным знаком, кликаем по ней, получаем задание, напутствие или подсказку. Щелкаем два раза - два задания и так далее. Монорельсовая линейность разрешает варьировать лишь количество одновременных целей - не более. Второй режим - "Rome" - поручает игроку шефство над полностью отстроенным городом, но без некоторых важных зданий и монументов, вроде гладиаторской арены. Задача проста - развиваться да удовлетворять потребности населения. Случайные сценарии (создатели в дань моде обозвали этот тип игры "sand box") заготовлены на десерт для тех, кто не наигрался. Выбираем понравившиеся декорации (как вам виды Везувия?) и начинаем отстраивать поселок с нуля. И так пока не надоест. А надоедает удивительно быстро. Imperium Romanum - этакая жвачка. Помусолил пару-тройку часов - выкинул. Игровой процесс не требует вникания и до невозможности однообразен. Слегка тормошат уснувший мозг случайные стихийные бедствия да потасовки, устраиваемые обиженными и обездоленными. Для избиения горе-революционеров и отражения редких атак варваров мы содержим небольшую армию. Боевая система почти не изменилась: ни тактики, ни стратегии. Щелкаем по казарме, ставим флагшток рядом с врагом - на этом наше участие в сражении заканчивается. У солдафонов появилась мораль. На своей территории даже слабые юниты сражаются гораздо усердней, так что не удивляйтесь сверкающим вдали пяткам разбитого войска. "Деньги - де**мо, но де**мо - не деньги!" - чрезвычайно метко подмечает древнееврейская поговорка. В GotRE валюты не было, товарные отношения основывались на бартере. В Imperium Romanum появилась денежная единица - динарий. Изменился ли принцип построения экономики? Да ничуть. Просто теперь для постройки некоторых зданий и содержания армии нужен еще один ресурс, собираемый с богатеющего населения. Дороги несут исключительно декоративный посыл - здешние граждане, не в пример добродушным поселенцам, ходят где хотят по самой короткой траектории. Естественно, ни о каком планировании застройки, когда одна ошибка влечет за собой крах всей инфраструктуры, не мечтайте. Даже если здания разбросать в хаотичном порядке, экономика все равно неплохо функционирует, пусть и чуть менее эффективно. Главное - планомерно выполнять пожелания подопечных с оглядкой на радиус влияния постройки. Сначала люди просят храм, затем школу. Чуть позже зажравшиеся патриции потребуют театры и колизеи. Стройплощадкой может стать абсолютно любая относительно ровная местность. Интерфейс и управление переработали лишь слегка. Мы все также путаемся в сотне горячих клавиш и неизменно мучаемся с непослушной камерой. Многие глупости не исправлены. Чтобы построить новый акведук, придется искать уже существующий (нужная кнопка спрятана именно в нем), здания рассортированы в меню постройки вопреки здоровой логике. Многое упрощено, причем не всегда оправданно. Например, в отдельных сценариях нельзя выбрать сложность на свое усмотрение (есть только задуманная создателями). За ненадобностью выкинута возможность перевести игру на латынь. Зато отныне внизу экрана появилась панелька, показывающая количество основных ресурсов, и теперь не нужно каждые две минуты лазить в окошко "Экономика". Радует.
...нарисуем - будем жить!
"Три Дэ", как нынче принято, полное. И без того симпатичный движок слегка перебрали, так что за качество картинки можно не беспокоиться. Старичок оброс шейдерами, заиграл улучшенным освещением и при каждой возможности хвастается улучшенной детализацией. Вокруг не так красочно, мило и обаятельно, как в последних Settlers, но картинка держится на уровне. Особенно приятно, что минимальные системные требования на сегодняшний день вполне божеские. Игра также хвастается реалистичной водичкой. Правда, повезло исключительно естественным водоемам. По акведукам и колодцам же так и течет неприятная серая жижа, больше похожая на смесь ртути и цементного раствора. Обладатели игровых систем среднего уровня оценят густую травку, реалистично покачивающуюся на ветру. Архитектура добротная, правда, далеко не все дома и постройки выдержаны в духе соответствующего времени. Авторам отчего-то невдомек, что в VI веке до нашей эры простые римляне знать не знали ни о какой черепице (к тому же выкрашенной в красный цвет) и крыли дома соломой. Постройки, если верить историкам, были преимущественно округлыми, а не строго многоугольными, как полагает Haemimont Games. Наверное, глупо ругать именно эту игру за подобные упущения, но издатель сам так и просит подкола, обещая в пресс-релизе "исторически достоверные сооружения". Модельки горожан страшные. Сильно не хватает нормальной анимации. О малом количестве полигонов лучше промолчим. Не в пример серии Caesar, в городе царит мертвецкая тишина. Скучный и стереотипный оратор зачитывает очередные поручения. Невнятное мычание граждан Рима заменили не менее скучными репликами на английском (или на русском, если решитесь приобрести лицензионное издание от "Буки"). Порой кажется, что актерам мешают то ли зубы, то ли собственный язык. Главное преимущество музыки - ее мизерное количество. Слушать экспериментальные творения доморощенных композиторов нет никакой мочи.
Римские каникулы
Не поверите, но играть во все это порой даже интересно. Главное - правильный настрой и несерьезный подход. Imperium Romanum - никакой не симулятор. Это эволюционное развитие идеи позапрошлогодней стратегии со слабым уклоном в экономику и строительство, рассчитанной на случайную или всеядную публику. Своевременно отключаем перегретый мозг, кладем его на полочку повыше - и вуаля: былые недочеты мгновенно превращаются в достоинства. Хотя убедить себя в том, что творение со столь мощными претензиями - на деле всего-навсего забава для школьников младших классов, прямо скажем, непросто. Haemimont Games остается надеяться на игроков, которым "Цезарь" или CivCity показались слишком запутанными и сложными. На тех, кому интересней именно лицезреть, а не управлять. В хороших продажах Imperium Romanum на Западе можно не сомневаться: там такое любят.