Отель "У погибшего альпиниста" - Вот кто-то с горочки спустился!
Вот кто-то с горочки спустился!
На Отель "У погибшего альпиниста" возлагались большие надежды. История появления проекта на свет началась с того, что несколько лет назад компания "Акелла" неожиданно для многих взялась за освоение трудов братьев Стругацких. Игроизации (как принято их сейчас называть) по мотивам литературных произведений породили новый, долгоиграющий тренд. Одни разработчики занимаются игроизациями трудов Лукьяненко, другие - Перумова, третьи - Зорича, а "Акелла" верна Стругацким. Результат тесного сотрудничества отечественных писателей и игровой индустрии можно увидеть уже сегодня на прилавках магазинов, заваленных дисками с проектами "Обитаемый остров: Землянин", "Трудно быть Богом", "Обитаемый остров: Послесловие". И это только начало! Любопытно, что среди целой плеяды игр по лицензиям именно "Отель" долгое время находился в списке персональных любимчиков российских геймеров. Оно, в общем-то, понятно: к творчеству Бориса и Аркадия Стругацких в нашей стране относятся с большим почтением, а роман Отель "У погибшего альпиниста" читали если не все, то многие (во всяком случае, смотрели одноименный советский фильм 1979-го года выпуска). Поэтому вслед за фанатами квестов в очередь выстроились поклонники классиков научной фантастики. Толпа собралась ого-го какая, все ждали, когда Electronic Paradise соизволит выпустить долгожданный проект. Но студия-разработчик не спешила, словно нарочно в очередной раз перенося релиз на более поздний срок. Конец всем слухам, казалось, был положен еще год назад, когда авторы презентовали демо-версию игры. Разработчики клятвенно обещали завершить все работы как можно раньше, дескать, осталось всего ничего. Однако вскоре "Отель" неожиданно исчез с наших радаров на неопределенный срок. С тех самых пор от Electronic Paradise не поступало никаких известий. "Отель" стал подавать признаки жизни лишь ближе к концу 2007 года, сумев-таки вскочить на ступеньку уходящего поезда.
Кошмар перед Рождеством
Первое, с чем придется столкнуться почти всем пользователям, - это баги. Не важно, каким способом вы достали игру: купили лицензионную копию (тем самым поддержав отечественного производителя) или скачали с торрентов с кривым "кряком". "Отель" наводнили баги всех мастей, с которыми вам рано или поздно придется бороться. Складывается ощущение, что первый проект Electronic Paradise такого уровня кто-то проклял. Беды начались в процессе разработки - тогда дату выхода игры постоянно переносили по разным причинам. Полоса неудач не прекратилась даже когда мастер-диск отправили в печать. Спустя некоторое время от завода-изготовителя пришла неутешительная новость: часть тиража игры попадет в продажу с неправильным CD-ключом. К чести издательства, отмахиваться от упреков в свой адрес оно не стало. "Акелла" сработала быстро: за пару дней до релиза "Отеля" корректный ключ выложили на официальном сайте. На этом проблемы не закончились. Потому как, став обладателем заветной коробочки с игрой, вы также приобретаете диск, набитый багами. Кошмар первых дней - взаимная неприязнь "Отеля" и процессоров фирмы AMD, выливающаяся в нежелание детища Electronic Paradise нормально работать, частые вылеты на рабочий стол, порой неадекватное поведение персонажей (отдельное спасибо простенькой анимации). Убрать все ошибки обещали патчем, который должен был выйти сразу после новогодних праздников. Но фанатам пришлось ждать дольше - до 5 февраля. Маленькая заплатка (всего 373 Кб) связывает узелками вечной дружбы "Отель" и "Атлоны". Когда исправят остальные недочеты, все еще неизвестно. Желание авторов выпустить "Отель" в преддверии новогодних праздников сыграло с ними злую шутку. Терроризирующие игрока баги - это лишь одна сторона монеты. Вторая же сторона сложилась благодаря невероятной спешке разработчиков, в результате чего им пришлось отказаться от многих интересных фишек. Помните, нам обещали, что у главного героя появится мобильный телефон? В игре вы его найдете в одном из чемоданов, но он намертво приклеен к чему-то - и попользоваться им нам не дадут. Под нож легли и другие замечательные новшества. Среди наиболее обидных "вырезок" - отсутствие третьего, так ожидаемого фанатами, финала. До нас добрались только две концовки: та, что хорошо известна по роману Стругацких, и альтернативная. Правда, отличия между двумя финальными роликами заключаются в двух практически незаметных деталях, но это мелочи. Важно, что после удаления третьей концовки авторы забыли убрать все остальное, поэтому в "Отеле" полно совершенно бесполезных с точки зрения геймплея активных точек. Лишних объектов тут еще больше - они всю игру лежат в инвентаре, образуя настоящую свалку. Использовать предметы на окружающей среде? Увольте: половину того мусора, что попадает в инвентарь, вообще нельзя никак использовать. Со временем, когда карманы героя набиты всяким хламом, возникает нешуточная путаница. "Что? Где? Когда?" - эта игра очень популярна в "Отеле". В Electronic Paradise не побоялись удалить из игры целые куски - декорации, то есть. Так, в некоторых комнатах отеля нам не суждено побывать: авторы заколотили двери невидимыми досками. Настырных фанатов, конечно, подобные трудности не остановили. Покопавшись в файлах, им удалось проникнуть в тщательно закрытые локации. А там - россыпь активных точек и предметов, а еще - грозная табличка, уведомляющая о скором вылете игры на рабочий стол в связи с очередным конфликтом файлов. В целом, случай с "Отелем" очень напоминает историю легенды отечественного трэша - Lada Racing Club. Там с оптимизацией движка, ловлей багов и реализацией идей сложилась похожая ситуация. Вот только "Лада" изначально представляла собой кусок программного кода без шансов на успех, а у "Отеля" были все шансы стать квестом на все времена. Не сложилось, увы.
Как в Syberia
Тут стоит уточнить: несмотря на все наши претензии по поводу багов и прочих недоработок, "Отель" - добротный квест, который способен очаровать своими неоспоримыми достоинствами. И первым среди плюсов числится наличие на борту романа за авторством Стругацких. Но в Electronic Paradise с литературным первоисточником обошлись не очень-то уважительно. В принципе, игру и роман роднят события, в то время как диалоги были написаны самими разработчиками. Наверное, поэтому виртуальные постояльцы отеля "У погибшего альпиниста" получились такими... безликими, серыми, скучными. Зато озвучены они превосходно. Можно поспорить, правильно ли подобраны голоса для некоторых персонажей (госпожа Мозес и служанка Кайса - яркие тому примеры), но у каждого игрока свое мнение на этот счет. Общую картину дополняет музыкальное сопровождение. Почти все мелодии записаны с помощью фортепиано и скрипок, что идеально подходит для "Отеля" - чистой воды детективного квеста. Есть за что похвалить художников. Они построили отель в игре точно по инструкциям Стругацких. Интерьеры и пейзажи - все передано с потрясающим вниманием к мелочам. А в ночное время суток отель чудо как хорош! И пускай некоторые декорации и даже предметы дословно цитируют Syberia, "Отелю" подобные заимствования идут на пользу. Радость омрачает слабое оформление задников. Кроме того, декорации изобилуют активными точками, половина которых бесполезны в механике игры. Мало того, предметы и точки так хорошо запрятаны, что нередко приходится заниматься муторным делом - пиксель-хантингом. Плюс, никуда не годятся модели персонажей. Кривые, угловатые фигуры, квадратные лица без единой эмоции. На фоне расчудесных декораций они выглядят серо. Electronic Paradise ощутимо не хватает опыта. Это заметно во многих аспектах проекта, особенно в режиссуре. В "Отеле" неправильно распределены события. Динамика спит крепким сном первую половину игры (а это около трех скучнейших часов блужданий по отелю), зато ближе к финалу начинается форменный бардак. События, словно из пушки, вылетают с бешеной скоростью - успевай только переваривать увиденное и услышанное. Данная проблема не то чтобы мешает наслаждаться игрой, просто далеко не все готовы терпеть несколько часов баги, пиксель-хантинг и однообразие.
Смерть в горах
Местный геймплей строится из двух "кирпичиков": линейности и триггеров. В начале игры главный герой, инспектор Глебски, оказывается наедине со своими мыслями и догадками в огромном, роскошном отеле. На первых минутах авторы весьма успешно создают иллюзию полной свободы. Но достаточно один раз обежать все декорации, понаблюдать за поведением персонажей, как все становится на свои места. "Отель" - квест, полностью зависимый от заготовленного разработчиками сценария. События не меняются местами, а для каждого персонажа здесь придуманы роли для любого игрового момента. То есть, если по сюжету Глебски предстоит найти в отеле активный предмет, то именно этим вы займетесь сразу же. Иного варианта просто нет - авторы ловко перекрывают все входы и выходы. Как только Глебски получает очередное задание, ничем другим заняться нам особо не дают. Персонажи отказываются подолгу с нами беседовать, а некоторые декорации вовсе закрыты: игра таким образом всячески намекает, что пора бы уже выполнить задание. Поведение постояльцев отеля, кстати, угадать проще простого, все зависит от срабатывающих триггеров и игровой ситуации. Если во время выполнения первой миссии персонажи находятся в одной части отеля, то во время второй - в другой части. Места временной дислокации NPC установлены разработчиками. Подражать Syberia Electronic Paradise решили не только пейзажами и декорациями. Есть еще инвентарь - невероятно неудобная вещица, которой, к несчастью, приходится пользоваться крайне часто. Состоит он из трех отделений, переключаться между которыми - сущая мука. Одно отделение отдано для хранения активных предметов. Но кто бы мог подумать, что, чтобы достать объект, понадобится столько усилий! Постоянно доводится нажимать на разные кнопки ради того, чтобы достать предмет, использовать его на окружающей среде и т.д. Зачем?.. Остается добавить, что инвентарь занимает совсем мало места на экране, но располагается чуть ли не посередине, загораживая весь обзор. С курсором дела обстоят еще хуже - он у нас "умный". Проще говоря, меняет форму при наведении на активные точки. Но дело в том, что делает он это жуть как медленно. Приходится тащить курсор по каждому пикселю в надежде что-либо отыскать. Неспешное исследование декораций с пиксель-хантингом за пазухой - это совершенно не то, чем нам хочется заниматься в "Отеле". Завершает праздничную феерию мини-игры. Дартс, Блэк Джэк, погоня на лыжах, забавы для алкоголиков - у авторов все в порядке с фантазией. Реализация, правда, хромает, но это поправимо, нужна практика, и этим Electronic Paradise сейчас упорно занимается. Вот, на днях вышел их новый проект - третья часть культового (в очень узких кругах) сериала "Провинциальный игрок". По сути, там вся игра состоит из аркадных вставок.
Пособие для горемык
У Electronic Paradise на руках был козырь. Действующие лица, интерьеры, пейзажи уже давно созданы Стругацкими, разработчикам оставалось не напортачить: правильно связать геймплей с сюжетом романа, очеловечить модели персонажей да придумать оригинальные пазлы. Разве это так сложно? Видимо, да. Electronic Paradise можно понять: они старались, но не хватило опыта и немного везения. Как-никак, в послужном списке студии значатся десятки проектов обучающей и детской тематики, а также энциклопедии ("Русский мат от А до Я", "Большая энциклопедия компьютерных игр"). Так что "Отель", как справедливо заметил один из сотрудников студии на официальном форуме игры, "первый же большой проект!". И он, к сожалению, вышел комом. P.S. "Отель" стал одним из немногих отечественных квестов, которые могут похвастаться не только обычной jewel-упаковкой. Куда больший интерес вызывает коллекционное издание игры (средняя цена - 900 рублей). Помимо собственно диска с дистрибутивом "Отеля", в комплекте вы найдете руководство пользователя, диск с саундтреком и набор начинающего детектива (спиральный блокнот и ручка с логотипом игры). Но и в обычном издании есть чем полакомиться. Среди бонусов на диске лежат демо-версии новых проектов "Акеллы" - Pro-Race и "Трудно быть Богом".
724 Прочтений • [Отель "У погибшего альпиниста" - Вот кто-то с горочки спустился!] [28.05.2012] [Комментариев: 0]