"Новые идеи? Всё давно придумано до нас!" - частенько ноют скептики и, в большей части случаев, оказываются правы. Что-то свежее, необычное и неизведанное в нашем мире нынче заповедная редкость. Не успеешь отойти от восторга после нового шикарного ужастика, как оказывается, что киноделы опять подсунули ремейк или сиквел. Только-только перелистнешь последнюю страницу отличной книжки, как узнаешь, что автора не в первый раз привлекают к суду за плагиат. Оптимисты возразят: "Хватит уже нудеть! Переосмысление старого и доброго - тоже здорово!". Это с какой стороны посмотреть... Успешной и опытной американской студии Radical Entertainment, некогда начинавшей свой путь с аркадки про Бивиса и Баттхэда для Sega Mega Drive, золото из свинца не нужно. Парни уже давно дали понять, что активный творческий поиск - не их метод. Гораздо проще на скорую руку мастерить непритязательные и безликие поделки по известным лицензиям вроде Independence Day и Jackie Chan Stuntmaster. Подражать общепризнанным хитам: не секрет, что The Simpsons Hit & Run и Scarface: The World is Yours (только не подумайте, что "Симпсонов" и "Лицо со шрамом" Radical придумали сами) напоминали о славных моментах с GTA 3. Приятным исключением стал лишь Hulk 2003 года выпуска: пусть игрушка не могла похвастаться приличным сюжетом (большой зеленый гамадрил с драмой сочетается плохо) и необычным геймплеем, зато показала PC-геймерам, что интерактивная окружающая среда на экранах мониторов - это очень круто. Сейчас "Радикалы" бросили силы на Prototype - экшен, всеми силами старающийся выглядеть концептуально. На деле же перед нами - очередная подшивка идей, тактично позаимствованная из той же GTA, приставочного хита Crackdown, шутера Evolva, Assassin`s Creed и доброй дюжины других сторонних проектов. Смешать всё лучшее из самых любопытных игр последнего времени - задумка, безусловно, благая. Только бы не вышло как в сказке про зверей-кулинаров, кидавших в кастрюлю свои самые любимые продукты. Колбаса с вареньем и огурцы с кефиром, как показывает жизненный опыт, вызывают исключительно расстройство желудка.
Сказ про то, как мутант Нью-Йорк громил
Не будем так критичны, ведь на словах Prototype симпатична и приветлива. Сторилайн поднимает из глубин сознания порядком пожеванные временем воспоминания о первых частях Resident Evil. Нью-Йорк охвачен хаосом. Глупая американская военщина опять смешала не те пробирки - и на свободу вырвался страшный вирус, превращающий обычных людей в не обремененных интеллектом плотоядных мутантов. Вместе с опасными бациллами стены секретного военного комплекса покинул и наш ничего не помнящий герой Алекс Мерсер - жертва незаконных и антиконституционных биологических экспериментов. Парень, и без того не пылающий страстной любовью к людям в форме, окончательно трогается рассудком и для смеху начинает кромсать в клочья всех без разбору. Благо, американские Айболиты наделили Алекса парой-тройкой любопытных способностей. Продвигаясь по прямой сюжета, герой цинично расправляется с причастными к катастрофе людьми, "скушав" их ДНК (похожая система была с душами в Legacy of Kain), постепенно вспоминает свое прошлое и выходит на организаторов заварушки с вирусом - но только спустя пару десятков часов геймплея. В начале же придется отчаянно спасать свою шкуру, ведь мало того, что братья-мутанты не слишком жалуют Алекса, так и высшие чины настроены решительно. Несколько слов о виртуальном Нью-Йорке. Разработчики с гордостью трубят у каждого столба, что основные районы города воссозданы в мельчайших деталях и что какой-нибудь счастливый житель Манхеттена сможет обнаружить в Prototype свой дом. Плавная смена дня и ночи призвана обострить ощущения от игры, ведь под покровом ночи шансы словить пинка от загулявшегося мутанта возрастают раза в три. Но и тут Алекс не пропадет: специальные режимы зрения помогут разглядеть крадущуюся вражину издалека. Для полного погружения в мир снаряды и бомбы, упавшие неподалеку, вздымают в воздух столпы пыли, а погода меняется по два раза на дню. От GTA игрушке досталась всеобъемлющая свобода передвижения как на своих двоих, так и на самом разном транспорте - от джипов до танков и вертолетов. Доступную для исследования территорию Radical хотят поделить на зоны, разнящиеся по степени опасности. Вначале разумнее посетить спокойные участки, а уж затем соваться в самое пекло. Если вы смотрели недавний фильм-катастрофу "Монстро", то знаете, что американская армия действует по двум генеральным планам: либо бомбит, либо застреливает угрозу до смерти. Когда не получается ни то, ни другое, вместе с угрозой расщепляют на молекулы и целый городской район. В Prototype для устранения толп обезображенных обывателей прибывает некое секретное подразделение Blackwatch.Толком об их происхождении пока ничего не известно, зато мы знаем, что внешне они похожи на гибридов-комбайнов из Half-Life и спецназовцев из F.E.A.R. Парни вооружены до зубов последними образцами конструкторской мысли. Действуют группами: разумно, сплочено, прикрывая тылы и каждый отдельно взятый котелок специального назначения. Их цель - стереть с лица земли всех мутантов, включая и нашего подопечного Алекса, поймавшего биозаразу в особо крупных количествах. В отличие от коллег по несчастью, получивших невиданную силу, но лишившихся даже зачатков интеллекта, Мерсер сохранил способность рассуждать и приобрел исключительно полезные способности.
Монстр на свободе
Первый побочный симптом вируса - появление нечеловеческой силы и богатырского здоровья. Взять мусорный контейнер и швырнуть его в недругов для Алекса вовсе не проблема. Или, скажем, прыгнуть с высоты многоэтажного дома, не получив ни царапины. Дальше - интересней. Как вам умение главного героя трансформировать свое тело одной силой мысли? Мгновение - и руки превращаются в острые ножи или опасные когтистые грабли. Противник произвел захват? Не горюйте. Секунда - и его пронзает десяток лезвий, появившихся из спины Алекса. Кроме того, наш подшефный мутант умеет запускать свои ручонки прямо под землю, после чего они появляются под ничего не подозревающим врагом. Изначально герой не умеет управлять сложной военной техникой вроде вертолета, однако он быстро учится. Вместе с ДНК убитого человека к Алексу переходят знания и умения. То бишь, убив военного пилота, Мерсер сможет управлять вертушкой, как настоящий ас. Схожая задумка уже была реализована в Evolva. В довесок ко всей этой чертовщине в игре ожидается около 20 образцов обыкновенного огнестрельного оружия: все-таки бесконечные драки могут вскоре надоесть, а стрельба их разнообразит. Фанаты Сэма Фишера также могут взять внешность любого убитого противника, предварительно отправив его к ангелочкам, и поиграть в Штирлица. Стиль местного геймплея, в отличие от того же "Халка", где нудный "стэлс" совсем не вовремя прерывал бесшабашное мочилово, полностью определяется игроком. Визуально Prototype выглядит на четверку с хвостиков. С одной стороны, в игре нет ровным счетом ничего, что могло бы расплавить микросхемы современных видеокарт. Текстурки слишком простоваты. Взрывы и другие спецэффекты нарисованы симпатично, но буйной радости не вызывают. Словом обещанный десятый DirectX работает в полсилы. С другой - размеры доступных районов Нью-Йорка, бешеный темп игры, интерактивность окружения и густая заселенность города спецназовцами, мирными жителями и монстрятиной полностью оправдывают не самую лучшую детализацию. Зато анимация однозначно порадовала. Алекс скачет по крышам не хуже, чем Альтаир из Assassin's Creed или известный Персидский Принц, и орудует кинжалами виртуозней длинноногой рыжей вампирши Рэйн. Кровища хлещет рекой. Тушки противников разлетаются клочьями, обильно орошая близлежащие окрестности килолитрами ярко-красной жидкости. Рейтинг "17+" игре обеспечен. В мультиплеере особых откровений не предвидится. Разработчики лишь пожимают плечами, мол, и одного веселого кооператива вам, дорогие геймеры, при таком-то одиночном режиме хватит с лихвой.
Итог неоднозначен. Судьбу игрушки предсказать очень сложно. Prototype может оказаться всем чем угодно - от проходной "побегушки-покатушки" до одного из самых мощных экшенов 2008 года. В пользу первого говорит нездоровая страсть разработчиков к чужим идеям. На второе указывает медленно, но верно растущее качество продуктов от Radical. Время для гадания на кофейной гуще еще есть. Истинную правду об Алексе Менсере мы узнаем только в сентябре. Игра выйдет одновременно на PC, PlayStation 3 и Xbox 360.