Впервые SimCity дала знать о себе миру в 1989 году. Именно тогда, почти два десятка лет назад, талантливый (даже гениальный) дизайнер Уилл Райт придумал и воплотил в жизнь концепцию виртуального градостроительного симулятора. Причем, одновременно глубокого и доступного. Такого, который позволял ощутить все тяготы бытности мэром, но при этом еще и не был лишен FUN'а. Перед игроком стояла задача построить город и следить за успешным его функционированием. Как с экономической, так и с социальной перспективы. Здоровье, преступность, счастье и многое другое - все, как в нашей жизни. А мешали в этом различные природные катастрофы и кризисы. SimCity была выпущена на многих платформах (о некоторых, вроде Acorn Archimedes, вы, возможно, даже и не слышали) и стала родоначальницей огромного семейства Sim-игр. Да, именно благодаря ей существуют, например, The Sims и Theme Park. Но сегодня речь не о них. Шли годы, SimCity развивалась. В 1993 году было выпущено продолжение SimCity 2000. Красивая графика, уникальный стиль, продвинутый игровой процесс. Одна из самых известных и популярных Sim-игр в истории, переиздававшаяся множество раз. Продвинул вперед серию и SimCity 3000. Наконец, последней "большой" (всевозможные дополнения и версии для DS не в счет) SimCity игрой до сих пор являлась четвертая часть. Все четыре SimCity игры были объединены разработчиком Maxis и сложной градостроительной системой. И, когда Electronic Arts заявила, что следующая, пятая часть культового сериала будет разработана уже не Maxis, а командой Tilted Mill, фанаты очень удивились. Но больший шок они испытали, узнав о том, что от проверенной временем привычной схемы игрового процесса было принято решение отказаться. В пользу более простой, но, судя по клятвам, не менее комплексной и продуманной. Удалось ли авторам Caesar IV повторить успех мастеров? Подошла ли новая концепция SimCity? Сейчас, когда в Societies мной построено с десяток городов, я готов ответить на эти вопросы.
Для всех и каждого
Понимаете, тут вырисовывается следующая картинка. Поклонники оригинальной серии останутся недовольны. И будут по-своему правы. Перед нами вовсе не тот SimCity, которые мы знали и любили на протяжении долгих лет. Это совсем другая игра, spin-off сиквел, если хотите. Детище Maxis и творение Tilted Mill роднит очень немногое. Если быть точным - то название и некоторые стилистические элементы. Не более того. При этом, не следует сразу же вешать на Societies ярлык "плохо". Это не корректно. Так как, по сути, перед нами вполне достойный продукт. Просто, в отличие от серьезного симулятора строительства города, мы получили своеобразный вариант "попкорна". Societies, несмотря на "грозные" заявления разработчиков, очень простая игра, освоиться в которой не составит труда даже для тех, кто с этим жанром раньше не сталкивался. И заслуга в этом отнюдь не "могучего" Tutorial'а. Никаких зон, отсутствие серьезных советников (то и дело всплывающие tips не в счет), намного меньше экономической и политической "головной боли". В отличие от по-своему жесткой квадрологии, Societies невероятно дружелюбна. Вам дают шанс просто развлечься, провести хорошо время. Использовать эту игру в качестве пособия для начинающего мэра нельзя. "Нет, сынок, это фантастика". Ничего общего с реальной жизнью здесь нет. Вообще.
Город моей мечты
Несмотря на общую простоту, в начале все же стоит просмотреть Tutorial, благо в нем вам предложено не просто почитать, но и попрактиковаться. Потратив на него около двадцати минут, вы обезопасите себя от бессмысленного нажатия всевозможных кнопок и попыток разобраться во всех графиках. После завершения обучения, в левом верхнем углу экрана с завидным постоянством будут всплывать советы. Их можно отключить. Даже нужно. Благо дойти до всего самому не слишком сложно. Societies начинается с того, что вы выбираете карту (если, конечно, не предпочли продолжить город из Tutorial'а), климатическую зону (есть даже такая экзотика, как тундра, Альпы, тропики и прочее), природный ландшафт (будет ли у вас много рек, гор, лесов) уровень сложности и количество денег. К сожалению, все старания создать большое пространство для настоящего будущего мегаполиса, тщетны. Карты маленькие и уже через пару-тройку часов экстенсивного развития пространства начинает катастрофически не хватать. Каждый миллиметр на счету. Поэтому строить нужно кучно. Строить приходится с оглядкой на семь тематических разделов. Ландшафт (посадить лес, отдельные деревья, засыпать площадь цементом), дороги (сельского типа, городского, метро, автобусные остановки), электроэнергия (единственно-важный ресурс в Societies, водопровод местными жителям ни к чему), жилье, работа, развлечения и декорации. Как уже было сказано выше, никаких зон в Societies нет. Поэтому разбрасывать здания можно так, как душе угодно. Но лучше, конечно, опираться на здравый смысл. И не строить жилые здания рядом с углевой электростанцией. Опять же, в идеале, у вас также, как и раньше, должны получиться зоны. А именно жилая, промышленная, зона развлечений и несколько гектаров электростанций. Впрочем, на деле, все эти раздумья, что, где и как построить, важны не столько с практической точки зрения, сколько с эстетической. Печально, но вашим симам в большинстве своем наплевать на то, что происходит. Хотя в том же tutorial'е и говорится о том, что значение имеет буквально все, на деле выясняется, что их волнуют лишь параметры социальных энергий. И чхать они хотели на все остальное.
Заново изобретенный велосипед
Да, они родимые - социальные двигатели. Новый велосипед, заменивший старый, между прочим, прекрасно работавший. В нижнем правом углу экрана разместились шесть значков, с изменяющимися параметрами. Это продуктивность, процветание, креативность, вера, авторитетность власти и знание. По задумке, в зависимости от того, что из этого развито больше всего, такой тип города вы и получите - Веселый Город, где много счастья и улыбок или тиранический мегаполис с множеством полицейских участков и офисом инквизиции. Каждое здание повышает какие-то параметры, а какие-то наоборот, понижает. Идея интересна сама по себе и до определенного момента все даже работает. Но только на ранних этапах. С развитием города, вы вскоре обнаружите, что занимаетесь простым повышением параметров с низким значением. А развивается город, между прочим, быстро. Не успеете глазом моргнуть, как в вашей казне окажется куча денег. Никаких сложностей испытывать в процессе практически не приходится. Все предельно понятно и предсказуемо. Мало продуктивности - набросаем рисовых полей и офисных зданий! Разгулялась преступность - полиция уже рядом. И так далее. То есть, о самом важном - стратегическом планировании и тактических шагах речи не идет. Зарабатываем деньги и делаем всем хорошо. В этом и есть главный недостаток Societies - не получается придерживаться, выбранного в начале паттерна. К тому же, что особенно удивительно - плюсы и минусы, которые здания дают, кажется, выбраны хаотически. Доходит до абсурда, когда школа понижает параметр знаний! Поэтому, выбирая, что построить, приходится полагаться вовсе не на собственный опыт и интуицию.
Красивая история
Зато с точки зрения того, как все это подано, нареканий быть не должно. Во-первых, Societies красивая игра. На высоких настройках, все происходящее на экране можно разглядеть в самых мельчайших подробностях, благо приближение камеры это позволяет. Все здания детализированы, ландшафт красив, анимация достойна. Если вы построили многоэтажный дом, то именно на него он и будет похож. Точно также и со всем остальным. Причем, количество строений действительно поражает воображения. Сотни разнообразных зданий на любой вкус и цвет. Не нравятся мегаполисы, можете создать поселение в духе африканских племен, где все живут в хижинах, построенных из соломы и бамбука, а передвигаются исключительно на каретах или пешком. В отличие от самой концепции, визуальные решения позволяют создавать, что угодно (вплоть до мрачных городов в духе "Матрицы"). Удалась и музыка, меняющаяся в зависимости от характера вашего поселения. Проблема лишь в том, что Societies плохо оптимизирована. Во-первых, когда город становится большим, торможения неизбежны даже на самых мощных PC. Во-вторых, привыкайте к постоянным вылетам в Windows, зависаниям и ярой ненависти к Vista. Существующий патч, к сожалению, все это не исправляет. Поэтому ждем следующий. SimCity Societies весьма противоречивая игра. Даже, если не сравнивать ее с прародителем. С одной стороны, с ней интересно, она красива и проста. Перед нами эдакий аркадный симулятор строительства города. А с другой, слишком однообразна (с точки зрения игрового процесса), ей не достает глубины, стабильности и логики. Но своих почитателей она, несмотря на это, несомненно, найдет.