Crysis стал главной причиной массового падения челюстей у игроков всего мира за последние несколько лет. Его невероятно красивые скриншоты и геймплейные ролики засматривались до дыр. Он вошел в число тех проектов, которые всерьез побуждали пользователей затянуть пояса потуже и срочно копить денежку на апгрейд. Один из самых ожидаемых, амбициозных и многообещающих тайтлов 2007-го года. Очередной выстрел кудесников из Crytek, которые еще весной 2004-ого заставили себя зауважать, явив игровой общественности неожиданно замечательный Far Cry - один из лучших шутеров современности. Графической революции тогда не произошло, но небезызвестный глава Crytek Цеват Йерли, по всей видимости, загорелся желанием ее совершить. Получилось ли? Еще как!
В земном раю
Скажем сразу: Crysis поднял планку визуальной привлекательности в играх на такую высоту, что в ближайшие полгода (а то и больше) вряд ли у кого-нибудь получится ее взять. Если вы являетесь счастливым обладателем high-end-системы и пользователем Windows Vista, то океан эстетического удовольствия от последнего детища Crytek вам гарантирован: такой же, как в Far Cry, тропический сеттинг проекта позволил мощнейшему движку CryEngine 2 показать себя во всей красе. Пейзажи в Crysis не просто манящие - они чертовски соблазнительные. Густая листва местных джунглей и усыпанные белым песком пляжи, плавно колышущиеся на ветру пальмовые листья и почти настоящие волны: Порхающие среди папоротниковых зарослей бабочки, суетливо бегающие у кромки воды стайки птиц и лениво ползающие по побережью черепахи: Умопомрачительная детализация окружения: спрайтовому убожеству здесь места практически нет. Четкие текстуры, мягкие тени, качественные многополигональные модели, HDR и volumetric-эффекты, грамотно примененный блюр, использованные везде, где только можно, шейдеры: Ослепительное солнце и мерцающие в ночном небе звезды. Вода, по качеству прорисовки сравнимая с BioShock'овской. А какие в Crysis взрывы! Антуражи тропического острова очаровывают сразу - не сильно удивляйтесь, если они будут сниться вам по ночам. DirectX 9-картинка, само собой, заметно уступает своей DirectX 10-версии, но и от нее оторвать глаз очень сложно - абы настройки были выставлены повыше. Анимация и физика в Crysis не столь впечатляющие, как графика, но более чем адекватные, а их несущественные недостатки с легкостью компенсирует высокий уровень интерактивности. В игре не просто можно сдвинуть с места почти любую вещь, но и, как заправский дровосек, валить пальмы (да простит разработчиков "Гринпис"), а также разрушать не особо прочные постройки. А вот оптимизация вызывает смешанные чувства: в целом, она хороша, но количество кадров в секунду на открытых пространствах вполне может быть ощутимо больше, чем в закрытых помещениях, - и это при одинаковых настройках! Не обошлось и без глюков. Предметы хоть и крайне редко, но проваливаются один в другой, трупы поверженных врагов могут как бы невзначай "подмигивать" игроку, а застрявшая где-нибудь доска будет терроризировать ваши уши перманентным грохотом... В любом случае, господин Йерли может быть доволен: Crysis - самая технологичная игра на сегодняшний день. Приятно также осознавать, что среди создателей этого проекта немало россиян и представителей других стран СНГ: если у вас хватит терпения на просмотр длиннющих Credits (титров, то бишь), обязательно обратите внимание на имена и фамилии разработчиков.
Творческий кризис
Шикарная графика - это, безусловно, замечательно, но сюжет и сценарий Crysis по шкале ценностей располагаются сразу же после окурка "Беломора". Такой вал идиотского пафоса и коллекцию дурацких штампов можно встретить разве что в дешевеньких боевиках. Сейчас повеселитесь на славу, обещаю. Седьмого августа 2020-го года от Рождества Христова в ЦРУ поступает звонок от девушки по имени Хелена Розенталь, которая работает с группой археологов, проводящих раскопки на островах Лингшан, что в водах Филиппинского моря. Мисс Розенталь сообщает о вторжении на архипелаг военных подразделений Северной Кореи и захваченных в качестве заложников ученых. "Мы сделали открытие, которое может изменить будущее планеты... Корейцы не знают, с чем имеют дело", - уверяет юная любительница истории. Какая досада. Неделю спустя на один из островов архипелага высаживается невообразимо крутой американский спецназ, в котором имеет честь служить и главный герой Crysis - лейтенант Номад. Изначальная миссия отряда - аккуратно и, по возможности, без шума и пыли найти, освободить, а затем эвакуировать заложников. Но не тут-то было: корейцы оказались не такими уж простофилями - и в райском уголке быстро разгорелась настоящая война локального масштаба. Чуть позже выяснится, что "статуя", которую нашли в горе археологи, - это космический корабль пришельцев, "провалявшийся" на острове всего-то парочку миллионов лет. Более того, совместные действия ученых и узкоглазых коммунистов, как говорится, разворошили муравейник - и инопланетяне незамедлительно стартовали операцию по превращению матушки Земли в гигантскую ледышку. Но Номад и компания обязательно покажут космической заразе и корейским нарушителям прав человека, как покушаться на демократические ценности!.. Не первой свежести сюжетец, не правда ли? Дальше - хуже. Если поначалу сценарий держится молодцом, то уже к середине игры вызывает лишь презрительное хихиканье. Прибавим сюда героические фразы вроде "Мы должны сражаться дальше!" или предсмертного "Ты обязан спасти этих людей!" - и получится настоящая клоунада. Кроме того, в персонажах нет ни живости, ни харизмы, ни характера. Crysis - это не та игра, которую стоит пройти ради сюжета. Far Cry в этом плане получился гораздо более интересным.
Верность традициям
Уже после выхода первых роликов и пресс-релизов стало ясно, что игровой процесс нового проекта Crytek будет практически таким же, как в Far Cry, разве что с парочкой "наворотов". Главным нововведением и визитной карточкой Crysis стал чудесный нанокостюм со своими занятными возможностями: последний писк армейской моды способен увеличить силу и скорость своего владельца, сделать его почти невидимым, а также стать неплохой защитой от пуль. За использование каждого режима придется платить энергией, которая быстро расходуется, но полностью восстанавливается всего за несколько секунд. Все перечисленные выше "фишки" могут спасти вашу виртуальную жизнь, поэтому уделим должное внимание каждой из них. Maximum strength (богатырская силушка, если по-нашему) - пожалуй, не самая полезная, но самая "многогранная" способность. Выбрав этот режим, Номад сможет буквально голыми руками ломать стены хижин, "рубить" деревья и швыряться тяжелыми предметами и телами врагов, словно бейсбольными мячами. Кроме того, наш бравый лейтенант превратится в главного претендента на звание чемпиона мира по прыжкам в высоту: двухметровые заборы в качестве препятствия восприниматься не будут, а забраться на крышу невысокой постройки станет проще простого. Ускорение одерживает уверенную победу в номинации "Самый бестолковый режим". Использоваться maximum speed будет в тех нечастых ситуациях, когда вы решите оперативно сбежать с поля боя или же побыстрее переместиться из точки A в точку B по безопасному маршруту. Невидимость можно смело назвать узаконенным читерством: в этом режиме Номад, делая редкие остановки на "подзарядку", может проползти на собственном пузе километр-другой через кишащие недругом джунгли без единого выстрела. Однако, если индикатор заметности, перекочевавший в Crysis из Far Cry, будет зашкаливать - перед носом злобного корейца без драки проскочить не выйдет. С последним режимом, maximum armor, все просто: броня "впитывает" часть наносимого Номаду ущерба и поэтому просто незаменима в особо жарких схватках. Еще одной достопримечательностью Crysis является возможность модернизации большинства игровых "стволов". Почти к любой "пушке" можно прилепить оптический прицел, лазерный указатель, глушитель и/или другую примочку вроде подствольного гранатомета. Фонарик в игре как автономный девайс отсутствует: его также отнесли к разряду оружейных аксессуаров. Арсенал состоит из десятка "стволов", среди которых такие любопытные экземпляры, как винтовка Гаусса и хитроумное чудо инопланетной инженерной мысли, пуляющее чем-то вроде бронебойных сосулек. Оставшиеся "пушки" - стандарт жанра плюс три вида гранат да родные кулаки вместо привычного ножа, топора или мачете. Таскать с собой одновременно можно лишь два "тяжелых" оружия, пару пистолетов, гранаты и "побочные" штуки вроде базуки, взрывчатки и "квестового" чудо-агрегата, который понадобится только для уничтожения последнего босса. Оставшаяся часть геймплея Crysis - чистой воды Far Cry. В первую очередь, это заманчивая возможность добраться до заданной точки разными способами и путями: к цели почти всегда проложено несколько дорог. Хотите - топайте на своих двоих, но левел-дизайнеры нарисовали на локациях целый автопарк из армейских джипов, грузовиков и обычных пикапов не только для красоты. Да и лодки со времен Far Cry никто не отменял... Доведется также посидеть за штурвалом футуристического самолета, а также под люком танка и зенитной установки - но только в рамках определенных миссий. Обидно, но "почти свобода" под конец игры исчезнет - и геймплей обретет так ненавистную нами линейность. Главный облом, однако, заключается не столько в линейности последних глав, сколько в их искусственной затянутости. Прогулка по кораблю пришельцев, которой так усердно соблазнял нас Йерли, выдалась настолько скучной и блеклой, что приходится сдерживать зевки. Финальная же миссия с круговыми побегушками по отсекам американского авианосца вообще не выдерживает никакой критики. Да и, откровенно говоря, шатание по джунглям и военным лагерям под неплохую, но слишком пафосную музыку ближе к финалу, как ни прискорбно, тоже надоедает, несмотря на совсем небольшую (8-9 часов) продолжительность игры. Не получилось разбавить геймплей ни командными боями, ни сменой вражеской силы с корейцев на странного вида инопланетян, ни боссами- дохляками. Судите сами: автор этих строк, играя на третьем из четырех уровне сложности, со скуки взял да убил шефа узкоглазых вояк: кулаками! Искусственный интеллект умом также не блещет: все, что противники умеют делать хорошо, - это стрелять. Еще один раздражающий нюанс - порой не срабатывающие скрипты, из-за чего приходится обращаться к разделу Load game. Благо, разработчики сжалились над игроками и добавили к чекпойнтам - единственным сейвам в Far Cry - возможность сохранения в любой точке.
Немного о самодеятельности
Тем, кому стандартного сингла мало, ребята из Crytek предлагают сразиться не с "кремниевыми", а реальными соперниками. Бои могут протекать в двух режимах - Instant Action и Power Struggle. Если первый представляет собой вполне обычный deathmatch, то второй очень сильно смахивает на Enemy Territory: Quake Wars и мультиплеерную часть старичка Command & Conquer: Renegade. Суть: вооруженные и опасные представители США и Северной Кореи воюют между собой за обладание внеземными технологиями и стремятся уничтожить главную базу противника. Весь процесс разбит на своеобразные мини-миссии, за выполнение которых, как и за убийство оппонента, игрок получает очки престижа - здешнюю валюту. С самого начала в распоряжение каждого бойца поступают лишь "демо-версия" нанокостюма да пистолет, но со временем арсенал расширится, чудо-броня проапгрейдится, а также появится возможность использовать транспорт, "построенный" в специальных зданиях. Захват стратегически важных точек и длительные (Enemy Territory: Quake Wars отдыхает) раунды прилагаются.
Maximum game?
В стартовой заставке вы сможете обнаружить, что Crytek обзавелась смелым "тематическим" слоганом - "Maximum Game". Как выяснилось, Crysis не только не стал этой самой maximum game, но и растерял часть шарма, атмосферы и, самое главное, свежести своего предшественника - Far Cry. Ввиду сказанного, можно предположить, что первостепенная миссия Crysis - всего-то стать полигоном для демонстрации возможностей CryEngine 2: Crysis - это революционная графика и бездарная работа сценариста. Это резвый старт - и разочаровывающая концовка. Это технологический монстр - и обидно малое количество инноваций. Это громкое имя - и просто хорошая (но не более того) игра. P.S. Помнится, глава Crytek заявлял, что Crysis - первая часть запланированной трилогии. Искренне надеемся, что господин Йерли не зазнается, надает по шапке сценаристам и сделает все возможное, чтобы сиквел вышел таким, каким мы хотели увидеть оригинал.