Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder - Мой брат Ктулху
Мой брат Ктулху
Определенно, нынешний год по праву можно назвать годом творчества мастера ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft) и клича "Ктулху, фхтагн!". И виной тому долгострой Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Пускай сама игра получилась слабенькой, но ее вклад в игроиндустрию неоценим. Во-первых, она похоронила своего создателя - студию Headfirst Productions и заодно и еще один перспективный проект - Call of Cthulhu: Destiny's End, что, конечно, плохо. Ну а во-вторых, игра породила новый тренд, что очень хорошо. Модная нынче тема - это хорроры, где в качестве приглашенных звезд выступают знакомые по произведениям писателя персонажи и существа. Не важно, кто именно - трехметровая тварь со щупальцами или адепты сатанинской секты. Причем пока многолетний труд Лавкрафта многие разработчики используют ой как нерационально, присобачивая к механике игры разных тварей "для галочки". Вспомнить хотя бы Sherlock Holmes: The Awakened - пример глупейшей истории, где Шерлок Холмс и доктор Ватсон гонялись за самим Ктулху. Или вот Robert D. Anderson and the Legacy of Cthulhu. Казалось бы, здесь есть все: и сюжет приближен к литературной основе, и атмосфера создана подходящая. Но в данном случае подкачала совершенно никакая реализация. Так вот, Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder - это почти что идеальное переложение лавкрафтовской прозы на экраны мониторов, причем за качество выполненной работы плеваться не стоит. Здесь все к месту: пугающие тени, странные звуки, доносящиеся из темноты, восстание умерших, исчезновение предметов и прочие паранормальные явления. Плоды больного воображения Лавкрафта используются в игре на полную катушку. Паранойя, непрекращающиеся ночные кошмары главного героя и вязкая, тягучая, неспешная манера повествования. Что немаловажно, студия Zoetrope Interactive не использует заезженную пластинку. В Darkness Within нас пугают всеми возможными способами, используя как звуковое сопровождение, так и визуальный ряд.
Как у Лавкрафта
Нынешний год еще можно назвать и годом долгостроев, которые вдруг повально перестали игнорировать геймерские массы. Ладно уж S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, про главный отечественный шутер было сказано предостаточно до и после выхода игры. Но вот что случилось с адвенчурами-долгостроями - решительно непонятно. Сначала Culpa Innata спустя шесть лет скитаний добралась таки до персональных компьютеров, теперь вот и Darkness Within вышла. Любопытно, что в Zoetrope Interactive придерживались своего плана, не вносили никаких изменений, но потратили на разработку без малого три года. За этот срок игра лишь поменяла название: раньше Darkness Within отзывалась на имя Loath Nolder: Labores Solis. Darkness Within не скрывает тайну своей родословной. Напротив, всячески нам об этом напоминает. По словам авторов, в процессе разработки они вдохновлялись произведениями Лавкрафта: "Потайная Пещера", "Алхимик", 'Память", "Обитатель Тьмы" и "Существо на пороге". Ну а в качестве заглавной цитаты выступает одно из высказываний все того же писателя. Настоящее же родство начинается с сюжета - увлекательного и фантастического. Центральный персонаж - полицейский Говард Лорейд, занятый делом об убийстве бизнесмена Кларка Филда. Но едва ли деньги стали мотивом для преступления. Куда большее подозрение вызывает нездоровое увлечение погибшего оккультными науками. Особняк Филда завален десятками странных масок и фигурок Вуду. Стоят они гроши, да и немногие готовы иметь дело с опасной религией. Ситуация осложняется тем, что раньше расследованием занимался частный детектив Лоа Нолдер. Но спустя некоторое время Лоа забросил все свои дела, а затем вовсе прекратил заниматься поисками убийцы и отправился колесить по Африке и странам Океании. Там на протяжении пяти лет он знакомился с шаманами и обучался оккультным наукам. Второй глоток свежего воздуха расследованию придало возвращение Нолдера на родину. Лоа вновь взялся за дело Филда, но за отсутствием улик автоматически попал в список подозреваемых. Может показаться, что сюжет Darkness Within имеет сложную многоуровневую структуру. Для подобных экспериментов на самом деле почва подходящая. Два полицейских расследуют одно таинственное дело, но преследуют немного разные цели. Один - верный служитель закона, другой - частный детектив и потенциальный убийца Кларка Филда. Но это не так - за Лорейда мы играем постоянно, смотрим на его жизнь через увеличительное стекло и наблюдаем за переживаниями главного героя. Участие Лоа в расследовании сведено к минимуму. А жаль, могла бы получиться интересная игра в догонялки. Нолдер убегает, Лорейд нагоняет.
Myst & Scratches?
C графическим движком Darkness Within произошла смешная и довольно запутанная история. Если взглянуть на скриншоты трехлетней давности, то у любого фаната квестов возникнет прямая ассоциация со Scratches. На самом деле, схожесть местами поразительная. Те же темные уголки, таящие опасность сгнившие подвалы, странные шорохи, звуки и крики, доносящиеся из соседней комнаты; даже курсор в форме руки а-ля все части Myst и тот же Scratches. Когда же Лорейд попадает в заброшенный дом покойного бизнесмена, вообще начинается форменный "Шорох" (русскоязычное название Scratches, если кто подзабыл). Десятки дверей, лестница на второй этаж, подвал с секретным входом, глубокий и темный колодец, выцветшие фотографии, странные картины и статуэтки, покрывшиеся многолетним слоем пыли... И если бы не скриншоты Darkness Within образца 2004 года, наглядно показывающие устройство дома Филда, то Zoetrope Interactive можно было бы смело обвинять в плагиате. Видимо, боясь сравнений, авторы добавили несколько светлых локаций без элементов мистики, а указатель из полюбившейся "мистовой" руки превратился в бумеранг. Но в технологическом плане Darkness Within приятно удивит многих. Уже старенький моторчик игры выдает приличную картинку. Игра света и тени - безупречная, качество текстур - приемлемое по стандартам нынешних адвенчур. Сэкономили авторы только на анимации. Собственно, ее там практически нет. NPC крупным планом показывают пару раз за игру, да и то в эти моменты они занимают определенную статичную позу. В связи с этим невозможно оценить возможности лицевой анимации. Под стать графике очень приличный звук, которому в Darkness Within отведена важная роль. Главный козырь игры в многообразии записанных звуков. В одном особняке Филда, прогуливаясь по комнатам, можно услышать около десятка разных скрипов во время ходьбы по гнилым доскам. Музыку лучше отключить сразу и навсегда. Не то чтобы она ужасна: при переходе от одной локации в другую включается определенная мелодия, наиболее подходящая под атмосферу окружения. Саундтрек игры получился довольно цветастым: есть как тяжелые для восприятия депрессивные мелодии, так и танцевальные композиции, которые круглосуточно "крутят" по радио. Но погрузиться в мрачную вселенную Darkness Within все же намного проще без зажигательной ламбады, доносящейся из колонок или наушников. Один в темноте
Еще одна забавная история приключилась с дизайном уровней. По сюжету игры события разворачиваются в 2011 году (убийство Филда произошло, соответственно, в 2006 году). Но дело в том, что только старый календарь, висящий на стене, напоминает о том, что тут у нас недалекое будущее. Обстановка в комнатах скорее заставляет вспомнить о середине-конце 90-х годов прошлого столетия. Оттуда же, по всей видимости, допотопный телефон Говарда. Кстати, за всю игру герой пользуется "мобильным" крайне редко и только в предусмотренные сценаристами моменты. Так что телефон скорее идет в нагрузку, чем на пользу. Дом Филда так и вовсе напоминает склад векового старья. Столько барахла и пыли нет даже в поместье Блэквудов (снова вспоминаем Scratches). Но Ктулху такое место жительства однозначно понравилось бы. Зато в плане стиля почти стопроцентное попадание. Старые телефоны, безвкусные обои, странные картины, чередование темных и светлых красок на локациях. Почти всю игру тебя не покидает ощущение, что нечто плохое уже рядом. Обставлено все в духе ужасов Лавкрафта. В остальном Darkness Within - классический панорамный квест с красивыми статичными картинками. Пазлов и ребусов более чем предостаточно, причем решение многих из них отнимает несколько часов - сложность зашкаливает. Darkness Within отчасти страдает проблемой Scratches. Бывают случаи, когда попадаешь в эдакий игровой "ступор", то есть попросту не знаешь куда идти и что делать. Куцые подсказки с тремя уровнями сложности практически не помогают продвинуться вперед. Пару часиков скитаний по локациям - и о прохождении игры уже как-то не задумываешься. Инвентарь в Darkness Within поделен на два поля: основное, где хранятся вещи, и специальное для всяческих манипуляций. Из первого можно доставать предметы, а также рассматривать их со всех ракурсов и под любым углом наклона. Второе поле поделено на несколько ячеек и с ним связана главная особенность игры - комбинаторика. Дело в том, что соединять можно не только объекты, но и догадки Говарда. Изучили отпечаток пальца на картине - и вот в дневнике появилась короткая заметка на тему, а рядышком - значок в форме глаза. Подслушали важный разговор - и спустя пару секунд в том же дневнике появилась новая запись, но со значком мозга. Затем пару-тройку догадок комбинируем, пытаясь создать новую логическую цепочку. Если повезет, откроется новая локация.
Три на два
Darkness Within очень умело маскирует свои недостатки. Нехватку средств на анимацию с лихвой компенсируют хорошо отрендеренные бэкграунды. Звук и музыка не вызывают нареканий, как и головоломки. Zoetrope Interactive, конечно, старались. Старались не ударить в грязь лицом, старались угодить фанатам творчества Лавкрафта, старались создать хороший квест - к счастью, получилось. И, возможно, будь у Zoetrope Interactive бюджет побольше, об очевидных недостатках игры мы бы сейчас не говорили. P.S Меж тем финал недвусмысленно намекает на продолжение. В первоначальных планах Zoetrope Interactive - выпустить три части Darkness Within. Как получится на самом деле - посмотрим. А то вот создатели серии Penumbra тоже было взялись за трилогию, а дело ограничится всего двумя эпизодами.
1180 Прочтений • [Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder - Мой брат Ктулху] [28.05.2012] [Комментариев: 0]