Повседневная жизнь среднестатистического гопника скучна и однообразна: завтрак в МакДоналдсе, компостирование мозгов на нудной и совсем нелюбимой работе, ежепятничная поездка в "типа модный" клуб с "типа верными" друзьями... и так неделя за неделей. Адреналин? Тестостерон? Экшен? Только первое время... И именно в этот момент вспоминаешь, что в гостиной пылится зачем-то купленный двухядерный чудо-агрегат. Оказывается, устройство способно не только распечатывать офисные бумажки и воровать всякую интеллектуальную собственность, но и развлекать хозяина игрушками. Всего за пару месяцев, бестолковый балбесина превращается в геймера. Остаются позади "Медали за Отвагу", "Биошоки" и "Халф-Лайфы". Хочется чего-то особенного. Игру, которой хватит на несколько лет. С ненадоедающим, отточенным до миллиметра геймплеем. Приходит время присмотреть себе сетевой шутер. Тот, кто не боится доверить свою виртуальную жизнь другу, купит Battlefield 2. Любитель быстрых решительных рейдов предпочтет Counter-Strike. Новичку отлично подойдет незамысловатый, но чертовски привлекательный Team Fortress 2. Ну а тем, кому хочется бесшабашной беготни, динамики и спецэффектов, компания Epic Games, уже в который раз, предлагает феерическое действо под названием Unreal Tournament. Есть мудрое наблюдение, - как ты представишь товар публике, такими и будут продажи. Ребята из Epic оказались отличными маркетологами. Поняв, что штамповать по Tournament'у каждый год накладно и глупо, разработчики решили отказаться от числа "2007" в названии и обозвать свое новое детище просто и лаконично - Unreal Tournament 3. Причины сему веские. Во-первых, у всех на слуху симпатичный "моторчик" Unreal 3.0. А во-вторых, неуклонно близится 2008 год. Уже через пару месяцев, пресловутая "семерка" будет смущать не слишком искушенного покупателя. На редкость разумный ребрэндинг, это вам не яйца МТС! Жаль, что сам Unreal Tournament 3 не столь однозначен. Ярые поклонники UT 2004 уже плюются кислотой и оскверняют форумы нелестными речевыми оборотами, в то время, как бывалые "квакеры" и ветераны оригинального UT визжат от удовольствия. Попробуем разобраться на холодную голову, что же за зверька пытаются продать нам хитрые дяди из Epic.
"Месть моя страшна!"
Больше и больше убеждаюсь, что легче обучить ишака ивриту, чем припаять к сетевому шутеру хорошую однопользовательскую кампанию. Помните многочисленные анонсы и превью, которые обещали в Unreal Tournament 3 полноценный сингл с роликами, брифингами и диалогами? Знаете, на этот раз пиар не соврал. Сюжет правда есть. И плевать, что он способствует коррозии головного мозга. Мы играем за чумазого шахтера по кличке Рипер. Для парня настали тяжелые времена. На планету напали кровожадные монстры, близкие и родные убиты. Месть - единственное, что движет героем. Вместе со своей сестрой и друзьями с квадратными челюстями, мозгами гамбургских петухов и ухмылками рэкетиров, Риперу предстоит пройти длинный и очень кровавый путь. Открытая и немного грустная концовка намекает на продолжение сюжетной линии, так что, вполне возможно, следующий Unreal Tournament продолжит драму. Между миссиями периодически возникают симпатичные ролики на движке, зачем-то пререйдренные и записанные в формате bik. Их совсем немного. Основную информацию мы получаем из кратких брифингов. Во время боя персонажи обожают переговариваться, острить, выкрикивать насмешки и угрозы недругам. С одной стороны - отвлекает, с другой - раскрывает характеры и позволяет глубже проникнуться здешней атмосферой. Сам игровой процесс одиночной кампании, как и ожидалось, до жути банален. Нас ждет длительный штурм множества последовательных арен (играть можно в кооперативе). А что тут еще придумаешь? Сингл не ставит перед своей целью нагрузить игрока мифологией и интригами. Это лишь тренировка, которую обязательно нужно пройти прежде, чем соваться с базукой в мультиплеер. Иначе засмеют. Для закрепления навыков можно порезвиться с ботами. Выбирайте карту, уровень мастерства оппонентов и вперед! Мозгов у AI, по сравнению с предыдущей частью, прибавилось как-то совсем символически. Искусственный интеллект научился понимать сложные речевые команды вроде "принеси мне ракетницу". Конечно, если вы поставите самый первый уровень сложности, болванчики будут страшно тупить, и сами лезть под прицел. Зато в режиме Godlike по ушам получают даже мастера бластера и снайперской винтовки. Боты не стоят на месте, в командных режимах, действительно, работают сообща, смело стреляют из гранатомета с другого конца карты и, самое обидное, попадают прямо в "котелок". Кстати, о картах. Их великое множество. Большинство - новые. Дизайн изменился в лучшую сторону. Массовые побоища перебрались в леса. Дуэли и схватки "куча на кучу" играются совсем иначе, когда нас забрасывает на орбитальную космическую станцию с искаженной гравитацией. Перебежки по городским улицам и попытки организовывать засады в полуразрушенных зданиях вносят в процесс вожделенное разнообразие. А как красивы тут восточные развалины и зимняя природа! Словом, дизайнеры карт жуют свои плюшки не зря. Интерфейс... интерфейс сделал большой шаг назад. Epic Games пошла по извилистой дорожке упрощения того, что в кастрации вовсе не нуждается. В итоге поклонники в ярости. Неслыханная дерзость: игрок не может настраивать вид прицела и расположение статус-баров. Переделанная панель оружия сливается с ландшафтом. Разработчики уже осознали свои ошибки, и клятвенно обещают перелопатить пользовательский интерфейс первым же патчем. Зато появилась возможность не только выбрать расу, но и настроить внешность своего бойца. Тыкву на механических лапках или панка с розовым ирокезом ностальгирующим по UT 2003 смастерить не удастся, а вот поменять броню, сапоги или перчатки - запросто.
Do you wanna play rough?
Первые минуты знакомства с Unreal Tournament 3 пребываешь в состоянии перманентного шока. Игрушка стала еще более Quake-образной. Повысилась скорость передвижения игроков. Войнушка на тесной Deathmatch-карте с участием 32 игроков напоминает светомузыкальный балаган. Тут и там разрываются снаряды, воздух пронизывают разноцветные лучи бластеров, со скоростью пьяных ежиков носятся Васи и Джоны. Кажется, что выжить здесь больше одной минуты нереально, но чем дольше играешь, тем больше убеждаешься, что опыт - дело наживное. Режимов шесть: Deathmatch, Team Deathmatch, Capture the Flag, Vehicle Capture the Flag, Duel и Warfare. За ненадобностью были вырезаны Onslaught, Bombing Run, Double Domination, Assault. Первый с несущественными изменениями мутировал в Warfare. Остальные, ввиду своей непопулярности, без тени сожаления со стороны разработчиков, отправились на свалку истории. Подробно останавливаться на классике вроде всеми любимого "дезматча" и "погони за флагом" не буду. Тут все предельно просто и ясно. Как вы догадались, приставка Vehicle означает, что в этом режиме игрокам доступна разнообразная техника. Сразу перейдем к новинкам. Duel перекочевал из консольной Unreal Championship. Два игрока бегают по картам для "дезматча" и старательно пытаются порвать друг друга на половые тряпки. Как только один из них падает смертью храбрых, его место занимает другой игрок, терпеливо ожидающий своей очереди. Скучненько, банально. Судя по количеству серверов, режим вряд ли будет пользоваться популярностью. Зато с Warfare ситуация гораздо интересней. Игровой процесс здесь больше всего похож на почивший Onslaught. Имеются две люто ненавидящие друг друга команды. У каждой на базе есть условное мега-ядро, которое всеми способами необходимо защитить. Ядра надежно защищены силовым полем, отключить которое можно лишь захватив несколько второстепенных стратегических точек. Захватывать точки разрешается в определенной последовательности и только при помощи альтернативного режима Link Gun или волшебного шарика Orb. Весь здешний арсенал в том или ином виде уже мелькал во вселенной игр Unreal. Разработчики избавились от читерского щита и вернули нам Impact Hammer (да-да, тот самый из первого UT). На смену бесполезному автоматику пришел более эффективный Enforcer. Баланс хорошенько доработали. Ранее бесполезный Rocket Launcher получил в подарок повышенную скорострельность, и стал действительно грозным орудием смертоубийства. "Снайперка" вытеснила Lighting Gun, вызывавший немало нареканий геймеров. Любимый агрегат кэмперов теперь оставляет после каждого выстрела яркий шлейф, выдающий Ворошиловского стрелка. А значит, кэмперство переходим в разряд не самых безопасных занятий. Введена новая система брони. Стандартный бронник - дает 100 единиц защиты и пока не иссякнет, полностью защищает от любых повреждений. "Полтинник" - наиболее распространенный жилет, берущий на себя лишь часть повреждений. Шлем - дает жалкие 20 единиц защиты, но зато полностью защищает игрока от хэдшота. Акробатики стало заметно меньше. Реально полезным остался только Double Jump. Появились новые бонусы, вроде реактивных ботинок, забрасывающих владельца в самые неожиданные места. А еще можно прикинуться хладным трупиком, и всадить невнимательному врагу снаряд в спину. Технику разогнали по двум лагерям. Джипики, танки, летающие чудеса на воздушной подушке и все, знакомое нам по UT 2004 теперь ползает под маркой Axon. Новые футуристические образцы гордо именуются Necris. Модельеры взяли за основу стилистику "Войны Миров" Спилберга. Самые запоминающиеся машины смерти - огромный Dark Walker и шустрый Scavenger. Первый размером с небольшой небоскреб и умеет выдавливать из себя тоненький лучик, мгновенно превращающий в пыль гуманоидов и технику. Второй, похож на мыльный пузырь на тоненьких ножках. Машина умет лазать по стенам, подбирать щупальца и раскатывать оппонентов по бетону. Ярко выделяется из всего этого многообразия hoverboard. Устройство есть у каждого игрока, обладает отличной маневренностью и на вид похоже на обычный скейт. На просторных картах hoverboard незаменим, ведь, зачастую, в разгар жестоких баталий на базе, обычно, наблюдается острый дефицит транспорта. Жаль, первый же меткий вражеский выстрел отправляет нашу челюсть самоотверженно перепахивать окрестные барханы.
А техника-то дошла!
Опытные киберспортсмены знают - графика в сетевой игрушке - последнее дело. Огромная популярность престарелого Quake 3, Counter-Strike 1.6 и третьего Warсraft возвели это утверждение в разряд аксиом. Но, согласитесь, как приятно раздавать пинки недругам и швырять ракеты, когда путь тебе освещает невероятно реалистичное освещение, которому аккомпанируют самые модные, самые яркие спецэффекты. От Unreal Tournament 3 ждали чего-то невероятного. С момента выхода Gears of War (за авторством той же Epic) прошел год. Хотелось верить, что ребята поднимут планку качества на новый уровень. Разработчики рассудили иначе. Картинка Unreal Tournament 3 абсолютно идентична оной в "Шестеренках Войны". Прибавьте сюда мультиплеерную направленность проекта и следствием получите минимум всяческих деталей на картах. Тоскливо. Главная претензия к задникам. Не солидно в 2007 году собирать декорации из такого спрайтового непотребства. С другой стороны, а нужна ли мультиплеерному боевику фотореалистичная картинка? Epic сработала без лишнего гусарства. У любителей поглазеть на компьютерные деревца, травку и водичку есть Crysis. Скажу больше: чрезмерный гламур, коим вымазана третья часть Unreal Tournament (сравниваем с UT 2004), по началу, слегка обескураживает. Под ногами, куда не плюнь, bump-mapping, модельки сверкают шейдерами распоследних версий, горизонт замылен сплошным bloom'ом. Сначала отвлекает. После пары часов игры привыкаешь, и воспринимаешь как должное. Парадоксально, но графических настроек в Unreal Tournament 3 самый минимум. Можно подумать, что перед тобой простенький консольный порт. Из главного меню меняется только разрешение. Под кнопочкой "Advanced" скрыты ползунки, отвечающие за качество текстур и детализацию мира. Все. Хотите большего? Придется покопаться в файлах конфигурации, но это при условии, что руки у вас растут из правильного места. Немецкое издание игры подверглась строгой цензуре. Здесь нет ни разлетающихся в разные стороны кусков мяса, ни кровищи, ни даже ragdoll-шевеления трупиков. Безобразие. Если вы стали обладателем пуританской версии, не отчаивайтесь. При должном старании в Интернете легко отыскиваются фанатские патчики, добавляющие в игру выдранную цензорами мясокровищу. А еще в игре отличный саундтрек. Поверьте, прежде чем приступить к охоте на нубов, вы, дабы потянуть время, изучите каждый даже самый незначительный пунктик меню. Уж больно хороша музыкальная тема. Неудивительно, ведь над ее созданием трудился не только постоянный композитор "нереальной" серии Кевин Рипл, но и сам маэстро Джеспер Кид. Композиции отлично вписываются в бешенный ритм игры. К звуковым эффектам претензий тоже нет. Кровожадный комментатор, следя за беспределом, периодически восклицает громогласные "Megakill!" или "Headshot!". Пушки бахают абсолютно так же, как и в UT 2004, то бишь громко, звонко и качественно.
Венец жанру?
Человек устроен так, что привыкает к любым переменам, и вскоре начинает замечать, что из русла: "Лучше бы оставили все как было!" мысли плавно перетекают в: "Ух ты как шустро залетали ракеты!". Нравится нам или нет, альтернативы Unreal Tournament 3 сейчас попросту не существует. Quake Wars слишком сложна, скучна и громоздка. То же самое можно сказать и о Battlefield 2142. Все остальное дико устарело. Перед нами однозначно лучший фантастический сетевой шутер 2007 года. Частый гость будущих чемпионатов и завсегдатай Интернет-серверов. "А как же спорные нововведения, недостатки легкой степени тяжести, упрощения?" - спросите вы. Да шут с ними! После пары дней беспробудной игры, вы забудете о них, как о страшном сне. Ведь, как ни крути, приятно взять старую добрую AVRiL и устроить заокеанским братьям маленький "Incoming!".