Если в 2005 году игра F.E.A.R. была воспринята, как весьма продвинутый и неординарный шутер от первого лица с элементами Survival Horror'а, то уже Extraction Point особых восторгов не вызвал. И все же, несмотря на отсутствие серьезных нововведений "зачет" от большинства тематических сайтов был получен. С того момента прошел год. Но вместо полноценного продолжения (на которое, учитывая возраст оригинала, вполне можно было рассчитывать) нам снова подсовывают аддон. К тому же, Perseus Mandate - дополнение в самом плохом понимании смысла этого слова. Почти, как "большая" игра, но только всего меньше. Меньше ярких сцен, меньше врагов, меньше стрельбы, совсем без разнообразия. Потребитель, на которого рассчитывали (безумный фанат F.E.A.R., готовый приобрести даже самую затхлую поделку, только бы на ней был родной логотип) в любом случае не подавится. Как же, это же F.E.A.R.! И одного названия тут должно быть достаточно.
Тот же самый бой
Нельзя сказать, что руки у сотрудников TimeGate Studios растут не там, где положено. Kohan, Axis & Allies - тому подтверждение. Да, что уж говорить - тот же прошлогодний Extraction Point доставил мне (и, наверняка, я был не одинок) несколько часов удовольствия. А сейчас, видимо, все дело в том, что привычная схема безнадежно устарела. И наружу вылезли все те недостатки, которые мы могли не замечать раньше. Или просто у них, на самом деле, вышла халтура. По сценарию, действие Perseus Mandate начинается тогда, когда главный герой первой части F.E.A.R. уже наполовину прошел свой путь. Битва между ATC и F.E.A.R. в самом разгаре. Только на этот раз мы будем наблюдать не за знакомыми нам персонажами, а за новой командой, которая была послана в одно из строений ATC, чтобы расследовать дела компании. Итак, это капитан Дэвид Рэйнс, лейтенант Стив Чан и безымянный сержант - собственно, вы. Не слишком яркие личности; наше счастье, что разговаривают они немного. Пробравшись внутрь, выясняется, что в здании действует некая третья сила. Солдаты высокого класса Nightcrawlers, ответственные за то, что все комнаты залиты кровью и завалены трупами. Они работают на некого сенатора и их основная задача найти генетический материал (ДНК), благодаря которому была создана хорошо известная армия клонов. Дальше - больше. Встреча со старыми знакомыми - Пакстаном Фэттелом и Альмой, много взрывов, смертей и призраков. Все повороты истории ожидаемы, и, во многом поэтому, наблюдать за развитием событий в Perseus Mandate скучно.
Серый мир, серые враги
Понимаете, это примерно то же самое, что есть одни лишь макароны на протяжении трех месяцев. В итоге от них начнет воротить. Да, раньше мы могли испугаться появившегося из неоткуда призрака маленькой девочки. Да, эффект сепии был в новинку. Да, сверхъестественные звуки впечатляли. Но сегодня все эти вставки в стиле "Звонка" и Silent Hill не воспринимаются. Ну, есть и есть. Никаких эмоций. И даже все еще, заслуживающая восхищения, работа со световыми эффектами не спасает. Нам уже не страшно - даже в темноте, даже среди невидимых врагов. Все потому, что мы знаем, как они себя поведут в следующую секунду и какими средствами с ними бороться. Они все также будут бегать взад-вперед, прятаться за стенами, переговариваться друг с другом (опять же, лишь для того, что произвести на вас впечатление), реагировать на фонарик. Только, все это не по-настоящему. Доказательства того, что уровень AI совсем не так высок, как хотят заставить нас думать разработчики, разбросаны по всей игре. И вы обязательно в этом убедитесь. Вот вам пример, так сказать, "из жизни". Я стою у окна, на втором этаже, внизу четверо врагов. Включаю фонарик - направляю его на них, слышу знакомый истошный крик. Двое бегают - суетятся, еще двое - просто стоят на месте. Убиваю активных. Никакой реакции со стороны их коллег. Хорошо - посветим на них. Вот - теперь "включились" и они. И так повсеместно.
Снова и опять
Опять же поведенческие паттерны неприятелей не изменились - поэтому, игравшим в F.E.A.R., не составит труда пройти Perseus Mandate за два-три вечера. Возможно, учитывая щедро разбросанные по уровням аптечки, так ни разу и не погибнув. Хотя не обошлось без пополнения "бестиария". Среди дебютантов - новая Альма (мы скучали), солдаты Nightcrawler, ранее не появлявшийся тип воинов ATC. Всего четыре экземпляра. Прямо скажу, не густо для продолжения, находившегося в разработке целый год. Что до арсенала, то здесь все то же самое, что в Extraction Point, плюс продвинутый автомат, световое оружие и гранатомет. Они, что, издеваются над нами? А мир - все тот же черно-темно-серый, никаких новых красок. Кругом кровь, от которой моментально устаешь, лампочки, игра света и тени. Дизайн остался прежним - коридоры и комнаты с кучей деталей (вроде колон, бетонных плит, столов, шкафов), чтобы сражения были более зрелищными и сложными. Но, если два года или даже год назад, F.E.A.R. казалась очень красивой и технологически продвинутой игрой, то сегодня, после того, как мы видели, на что способны современные PC, к примеру, в BioShock и Crysis, это всего лишь "так себе". Схематичный мир - дома-коробки, никакое ночное небо, уродливая мутная вода, внутренние помещения "коробки". Лишь модели персонажей выглядят относительно неплохо. И то, лишь издалека. Подойдя поближе, понимаешь, что такая лицевая анимация "дела давно минувших дней". Все это дело спасают лишь спецэффекты (взрывы, по-прежнему, зрелищны), симпатичный Slo-Mo (хоть и притянутый за уши) режим и освещение. В остальном, это уже давно не та игра, которая на максимальных настройках запускалась лишь на High-End системах.
Заверните и выбросьте
В 2005 году F.E.A.R. была чуть ли не лучшей представительницей жанра. Но сегодня, увы, она безнадежно устарела. Спасти ее могли лишь интересные нововведения, свежая кровь. Этого не случилось, оставили все, как было. И вот результат. На фоне последних шедевров, вроде Call of Duty 4, Perseus Mandate только и остается, что отойти в сторону и нервно покурить. Ну, что она может противопоставить современным "титанам"? Масштабные схватки, красивую картинку, может быть СТРАХ? Нет, нет и нет. F.E.A.R., такой, какая она есть, нужно было уйти в историю еще в прошлом году. И возродиться уже не дополнением-инвалидом, а полноценным "фениксом" продолжением.