Разработчики Empire Earth никогда не скрывали того, что их творение - эдакий ответ на Age of Empires, своеобразный "довод" дизайнера Рика Гудмана. Но, как и в случае с последователями таких гениальных творений, как, к примеру, Diablo или Command & Conquer, "братец" все же, пусть и совсем чуть-чуть, но не дорос, оставшись в тени всеми любимого "родственника". Впрочем, Empire Earth, как первая, так и вторая, полюбилась публике. Ведь прошедшим Age of Empires вдоль и поперек любителям исторических RTS чем-то нужно было заниматься. Поэтому Mad Doc Software, как и Ensemble, продолжала ковать свое железо. Начиная с 2001 года и по сей день, было выпущено одно полноценное продолжение, два дополнения и неофициальный сиквел Empires от Stainless Steel Studios. Мобильный Empire Earth Mobile в счет не беру. И вот сегодня, мы имеем дело с третей частью, которая по воле маркетологов, вышла почти одновременно с Age of Empires III: The Asian Dynasties. Вроде как: "Вот, смотрите, у нас "большая" игра, а у них всего лишь жалкий аддон". Только, увы и ах, что-то в недрах Mad Doc не заладилось, и на свет родился, прямо скажу, если и не тухлый, то точно не очень свежий продукт. Короче говоря, гордится нечем. Совсем.
Мы такие большие
Empire Earth III, как и ее предшественницы, охватывает практически всю историю человечества. Правда, эпох на этот раз меньше - всего пять (против 14 в оригинале и 15 в EEII). Но суть дела от этого не меняется. Начинаете вы войну в глубокой античности, а заканчиваете в футуристическом будущем (нано технологии, роботы и прочее). Между ними - средние века, колониальная эпоха и современность. Эпохи сменяются по вашему желанию и нажатию соответствующей кнопки на глобальной карте. К слову о ней, родимой. Первое, что вы увидите перед глазами, начав кампанию, выбрав уровень сложности и цивилизацию, это земной шар во всей своей красе (или уродстве - в зависимости от конфигурации вашего PC). Планета поделена на зоны. Ваша цель - сначала организовать собственную штаб-квартиру, завоевав предложенный кусок суши, а затем, в духе прошлогодней Dark Crusade, захватить по кусочкам всю планету. Просто и понятно. World Domination, как она есть. Без какого-либо надрыва, намека на сюжет и прочих излишеств. Зато очень серьезно и масштабно. Здесь же вы развиваете свое технологическое древо (поделенное на три ветви), можете вести дипломатические переговоры, следить за владениями, оценивать мировую обстановку (каковы шансы врага, с кем и когда начинать войну, а с кем лучше заключить мирный договор), двигать поезд времени вперед и сменять эпохи. Последнее приходится делать вручную, а не автоматически. Поэтому, не удивляйтесь, если в 2000 году обнаружите в левом верхнем углу экрана всю ту же античность. Следует следить за развитием прогресса, ростом ресурсов и постоянно захватывать все новые и новые территории. К сожалению, возможностей здесь не так много, как в каком-нибудь Total War. Создается ощущение, что все упрощено донельзя. Чтобы "скушать" и не "подаваться" мог каждый, даже самый закоренелый казуал. Закрадывается сомнение, а есть ли в Empire Earth III глубина?
Сказал, как отрезал
"Присмотревшись" поближе и обнаружив себя на первой карте, которую вам требуется завоевать, вы, даже будучи незнакомыми с френчайзом Empire Earth, скорее всего, сразу же разберетесь, что к чему. Здесь примерно такой же бульон, как и в большинстве RTS, просто с другой курицей. Строим здания, тренируем юнитов, выполняем задания, занимаемся поиском ресурсов и крушим врагов. В этом ничего плохого нет. Это нормально, таков жанр. Мы же не ругаем RPG, за то, что в каждой - герои накапливают опыт и общаются с NPC. Но тут проблема другого характера - слишком однообразно и невыносимо скучно. До такой степени, что, захватив три-четыре карты, вам, вероятно, захочется снести игру с жесткого диска. Начинаем, как обычно, со строительства базы. Основных ресурсов два - расходные материалы и богатство. Устанавливаем специальные сооружения возле разбросанных на картах источников ресурсов, нанимаем рабочих и счет начинает пополняться.. Не следует забывать о рынках и торговых связях. На их постройку стоить обратить особое внимание. Накопив денег, покупаем новые строения, делаем апгрейлы всему и вся, растим армию покрупнее и идем зачищать карту. Карты зачем-то сделали слишком большими и, в связи с тем, что передвигаются бойцы на первых порах слишком медленно, бродить придется долго. Дальше - лучше. Но до этого "дальше" нужно дотерпеть. Сами схватки просты до безобразия. Забудьте о тактике и стратегическом мышление. В Empire Earth III побеждает тот, у кого больше армия. Поэтому достаточно просто выждать (предварительно, обставив свою базу защитными сооружениями), собрать как можно больше различных юнитов (кто-то будет бить здания, кто-то расправляться с пехотой) и все - победа за вами. С другой стороны, можно поступить иначе. На некоторых картах, где местное население изначально настроено к вам нейтрально, достаточно просто задарить его, чтобы оно согласились присоединиться к вам. Все тоже просто - на дипломатическом экране, по накоплению достаточного количества средств, жмем кнопку "дарить" до счастливого финала. Ну а там, где живут и враждебные народы и потенциальные друзья, можно просто натравливать последних на первых. При должном уровне терпения, пройти кампанию Empire Earth III не составит особого труда. Другое дело, ради чего тратить столько времени?
Трое в лодке
Помнится, Empire Earth славилась разнообразием доступных к выбору воюющих сторон. Другое дело, что все они были похожи друг на друга, как две капли воды. Теперь все иначе. Имеем дело лишь с Западом, Средним и Дальним Востоком. Не все так плохо, как кажется на первый взгляд - есть внутренние градации (вроде того, на Китай и Японию, различных индейцев и прочих "негров"). Только игроку от этого не холодно ни жарко. Какая разница, как кто называется, если отличается только цветом и именем. В общем, имеем то малое, что имеем. Зато разница между фракциями есть. И ощутимая. Ну, примерно также, как и в Age of Empires 3. Запад наиболее сбалансирован. У них самые мощные юниты (особенно в будущем) и продвинутые технологии. Недостаток - общая медлительность и высокая стоимость. Медленно строятся здания, медленно производятся новые воины и апгрейды. Если вкратце - золотая середина, которая подходит новичкам. На Среднем Востоке для постройки зданий строители не нужны. Там за их производство отвечает сам центр. Это самая мобильная и быстрая фракция. Играя за них, нужно придерживаться тактики - ударил и убежал. А также не забывать о шпионах и наведении хаоса в рядах противника. Только это все на словах и в идеале. На деле же вы будете, скорее всего, точно также просто собирать большое количество солдат и осадных орудий и идти разрушать базу врага, без всякой хитрой подготовки. Да, за скорость Middle East платит общей хлипкостью и не слишком высокой огневой мощью армии. Наконец, Дальний Восток. Азиаты, в отличие от Запада, рассчитывают не на качественный перевес, а на количественный. Чем больше - тем лучше. Поэтому их дешевые воины строятся моментально, и численность растет в геометрической прогрессии. К тому же, построить здание может не только азиатский крестьянин, но и любой пехотинец. Это открывает интересные возможности в сложных боях, где самурай способен возвести барак в разгаре сражения прямо рядом с базой противника. В кампании это имеет значение лишь в самых сложных миссиях. Зато в skirmish и в многопользовательском режиме оторваться можно по полной. Также, Far East полагается на героев со специальными способностями. Минусы - плохое "здоровье", как бойцов, так и сооружений.
Обманули
Наконец, Empire Earth III не красива. Возраст движка Gamebryo все-таки дает о себе знать. Смотреть на все это можно только на самых высоких настройках. Тогда и листва зеленая, и вода реалистичная и погодные условия впечатляющие. Но для этого нужен неожиданно мощный компьютер. А так, на средних параметрах - жалкое зрелище, не способное тягаться даже с Age of Empires 3 (которой, посчитайте, сколько уже лет). Сразу же обращаешь внимание на квадратных воинов, недостаточную детализацию зданий, "мертвый" мир, несоблюдение масштаба. Нет, мы ждали не того. Супер юниты, уникальные способности, радикальные различия между нациями - все это, конечно, интересно само по себе. Но общую унылость игрового процесса спасти не может. Тот случай, когда, вроде бы все на месте, но все же, что-то не так. От Empire Earth III мы ждали чего-то особенного, а получили очень скучную псевдо-историческую RTS, которая сгодится разве что для многопользовательских баталий. Обидно.