"Заранее хитов" не бывает. И достопочтеннейшая Hellgate: London ярчайший тому пример. А как здорово все начиналось! Помните первый анонс? Помните чумовое видео, обошедшее каждый магазин, торгующий HD-телевизорами? Многочисленные интервью, лапшу про невероятный геймплей и next-gen графику... Никто не замечал, но ни того, ни другого "живьем" публике не показывали. Скриншоты были вусмерть замылены спецэффектами, видеоролики, показывающие массовые убийства и мясо, неожиданно заканчивались, как только дело доходило до игровой механики и ролевой системы. Жаль, задурманенный красноречием разработчиков мозг, почувствовал неладное лишь сейчас, когда PR-атака пошла на спад, а по всему миру разошлись сотни тысяч копий Hellgate: London. Схема, по которой нас обвели вокруг пальца, обнажилась слишком поздно. Бывшему президенту Blizzard и его коллегам из новоявленной студии Flagship удалось невероятное - ребята умудрились подпортить себе репутацию первым же сольным проектом. Отмываться придется долго. Очень долго. Одно дело сидеть в удобном кресле и время от времени кричать в микрофон "Zac-zac!", мистер Роупер, а совсем другое - делать хорошие игры с нуля. Не смотря на онлайн-ориентацию и высокие продажи (реклама Hellgate не сходит с Интернет-страниц до сих пор), безделушке от Роупера и кампании вряд ли удастся потягаться в популярности даже с Sacred, не то, что с Diablo. Как показывает жизнь, реклама - штука дорогая и невечная, в то время, как халтура навязчиво воняет и видно ее, уж поверьте, издалека.
Двадцать лет спустя
Пока бравые парни из Flagship Studios рисовали страшный сатанизм и мерялись Биг-Бэнами, в жанре RPG тихонько сменились приоритеты. Старые глупые слешеры начали медленно, но верно выходить из моды. На плаву держались лишь те, что могли предложить хотя бы оригинальный сеттинг (например, Titan Quest). Прочее тупое рубилово, типа Loki и Silverfall, бесславно гнило на самом дне выгребной ямы. Настало время сюжетных игрушек. Не верите? Посмотрите на рейтинги популярности недавнего "Ведьмака". С сюжетом в Hellgate: London дела обстоят совсем плохо. Гораздо хуже, чем может показаться после нереально красивого, но жутко бестолкового ролика про заботливого дедушку, крутую внучку и орден тамплиеров. На дворе 2032 год от Рождества Христова. Прошло двадцать лет с момента, как по всему миру стали открываться Адские Врата, а улицы крупнейших городов наводнили демоны. Остатки людского сопротивления укрепились на станциях лондонского метрополитена. Поток монстрятины не иссякает. Кому-то уже давно пора закрыть лондонскую калитку Сатаны. Сделает это наш герой. В не столь отдаленном будущем. А пока... пока придется изрядно побегать под землей, покрошить в труху не одну тысячу уродцев и выполнить сотню нудных квестов. Красивых роликов по ходу игры встречается не много, посему об основных сюжетных заданиях, как и о второстепенных, мы узнаем из диалогов. Каждый встречающийся нам NPC, едва завидев нас, считает своим святым долгом вякнуть какую-нибудь дежурную фразу. Причем, чем дальше мы от вступительного видео, тем сильней эти изречения начинают раздражать. Хочется прибить колонки к потолку и расстрелять их из гвоздомета до полного уничтожения. Совсем как после игры в "Корсаров", когда тебе в десятый раз подряд выпаливают: "Чего изволите?". А вообще речи в игре мало. Видать, экономили на озвучке. Придется заново учиться читать. Любая вредная привычка начинается с "я только разок попробую". Любая приличная RPG начинается с генерации персонажа. Hellgate: London, как может, пытается походить на миловидную "ролевуху." Экран создания персонажа хоть и не блещет разнообразием настроек внешности а-ля Oblivion, но все же помогает выстрогать достаточно уникального человечка. Первым делом выбираем класс. Их в игре целых шесть: воитель, демонолог, заклинатель, стрелок, техник и страж. После колдуем над внешностью нашего болванчика. Смене поддается пол, тип лица, прическа, цвет кожи, рост и телосложение. Для девушек доступны разнообразные варианты пирсинга. Мужчина может отрастить усы, либо бороду. Прямо The Sims в миниатюре.
Мертвый город
Короткая подгрузка, и мы на свежем воздухе. Под ногами текстура мусора, старательно, но неумело натянутая на плоский асфальт. Вокруг серые прямоугольные дома-коробки, серое небо и серые Ктулху, неспешно бороздящие небо над городом. Красота, блин, неописуемая. Ой, смотрите, ко мне радостно скачет мутная кучка полигонов! А как потешно она прихрамывает! При ближайшем изучении кучка оказывается кровожадным зомби, радушно скалящимся всеми тремя с половиной зубами. Не проходит секунды, как срабатывает геймерский рефлекс, и исчадие ада щедро огребает саблей. Из безвременно почившего зомбака вываливаются деньги. Из следующего - полезные предметы. И так далее. Цвет вещицы говорит о ее ценности и полезности. Зеленые не слишком котируются, зато оранжевые - большая редкость. Через пару секунд, на горизонте показывается чудо природы по имени Кискис, простите, Мурмур, притаившееся аккурат между помойным баком и странной коричневой кучей. Мурмур - первый сюжетный персонаж. Убить его нельзя (аналогично со всеми дружественными дуболомами), даже если очень захочется. Парень вводит нас в курс дела, и помогает добраться до ближайшей станции метро, попутно показывая местную скелетную анимацию по всей красе. Homo sapiens, прописанные в Лондоне 2032 года, - самое смешное, что случалось с жанром RPG после выхода Bard's Tale. Только посмотрите, как они бегают: туловище неестественно выгнуто вперед, ножки и ручки дрыгаются явно в разногласии друг с другом. Цирк уродов на выезде. А теперь, внимание, главная новость! Большая часть локаций в Hellgate генерируется автоматически. Встречаются, правда, заготовки. Например, те же станции метро или какие-то важные объекты. Но в основном миссия сооружения трехмерных уровней ложится на плечи не шибко сообразительного AI. Вот почему на картах встречается огромнейшее количество знакомых подвалов, домиков и двориков. К середине игры однообразие и отсутствие хотя бы какого-то намека на дизайн заставляет бросить игру даже самых прожженных Diablo-манов. Представьте себе, но все это непотребство поддерживает DirectX 10. Так что при наличии мощного "железа" и Windows Vista, любой желающий сможет разочароваться в покупке видеокарты за $600. Спору нет, после включения DirectX 10 картинка слегка преображается. Улучшается освещение, становятся ярче спецэффекты, кривые модели не так режут глаз, однако суть остается прежней. Графика Hellgate: London устарела года на четыре. Уверен, найдутся ярые защитники, которые вспомнят про жанр RPG, которому на красивую картинку, якобы по барабану. Чушь это все, уважаемый читатель. Когда за окном конец 2007 года, а на мониторе корявые руины, текстуры цвета детской неожиданности и навстречу, весело сверкая рожками, мчится чертик из ста полигонов - никакой геймплей не спасет. К тому же игра "кушает" немало ресурсов. Подтормаживания и резкие падения производительности бывают даже на двухядерных системах с парочкой GeForce 8800 GTX на борту, на которых "летают" Crysis и Call of Duty 4. Низкая производительность - далеко не единственная проблема. По количеству багов Hellgate опередил многие отечественные разработки. Набор стандартный: то персонаж в ландшафте застрянет, то предмет из инвентаря чудесным образом пропадет, то герой вывалится за пределы карты. Сейчас создатели активно трудятся над экстренными заплатками (две из них уже вышли). Если энтузиазм у Flagship не пропадет, есть вероятность, что мы получим достаточно стабильную игру "всего" через 2-3 месяца. Иногда игра вспоминает, что в ней есть музыка. В эти светлые моменты так и хочется приписать к финальной оценке лишний балл: уж больно хорош саундтрек. Многим напомнит старушку Deus Ex. Но совесть не дремлет, и не позволяет совершить роковую ошибку, ибо кроме бодренькой музыки в коробочке с Hellgate нет ровным счетом ничего примечательного.
Kill 'em all & shoot 'em up
Резонный вопрос, который возникает у каждого геймера: "А как оно играется?". Отвечаю: "Неимоверно скучно и однообразно". Возьмите Diablo 2, выбросьте атмосферу, испортите квесты, наплюйте на 7 долгих лет, прошедших с момента выхода, припаяйте к тухлой концепции трехмерную графику, смените названия классов и... вуаля! Перед нами бездушное изделие под названием Hellgate: London. Вы ужаснетесь, но фактически в игре всего 2 вида квестов: убить некоторое количество монстров и принести (отнести) что-либо. После часового забега это удивляет. После трех дней наедине с игрой - бесит. Iron Lore и Blizzard себе таких вольностей не позволяли. Сложнее всего определиться с классом. Выбор зависит от ваших личных предпочтений и любимого стиля геймплея. Думаю неуместно объяснять, что, выбирая воителя, вы обрекаете себя на монотонное рубилово до финальных титров, а, остановив свой выбор на заклинателе, придется соблюдать дистанцию и кидаться файерболлами. Мне больше всего подошел техник. Воистину читерский класс. В обычных условиях, этот щуплый малый выносится вперед ногами чуть ли не раньше всех, зато, если рядом с ним ползает умело прокачанный дроид - положение дел круто меняется. Железяка принимает основной удар на себя и хорошенько прессует гадов, в то время как мы преспокойно постреливаем из пистолетика с порядочного расстояния. Правда через пару часов все равно наскучивает. Как ни пытаются "Адские врата" походить на экшен, получается плохо. Ни о каких комбо нет даже речи, перестрелки просты до безобразия. Прицел растянут на пол-экрана, поэтому, чтобы промахнуться, придется приложить немало усилий. Ценный опыт выписывается за акты геноцида против монстрятины и выполнение заданий. По достижении каждого последующего уровня нам предлагают чуток "прокачать" нашего персонажа. Во-первых, можно увеличить атрибуты, будь то меткость, сила, выносливость, либо воля. Плюс к этому, нам позволяют поколдовать с древом умений. Уникальным для каждого класса. Здесь приобретаются полезные навыки, вроде регенерации и суперударов. Оружия и вещичек в игре масса. Полезный лут, правда, в дефиците. Они вываливаются из особо прочных монстров, и покупаются у торговцев. На некоторых станциях установлены автоматы, улучшающие характеристики средств защиты и нападения. "Прокачать" орудие смертоубийства разрешают и вручную. Для этого необходимо отыскивать специальные моды. А еще в Hellgate есть простенькая мини-игра, хотя обучение о ней почему-то умалчивает. В правом нижнем углу интерфейса поблескивают три небольшие пиктограммы. Неспроста. Это условия, после выполнения которых, нам выдадут какую-нибудь шмотку. Условия могут быть самыми разными. Иногда достаточно, скажем, просто убить несколько монстров нужного вида или сдать квест, иногда необходимо подобрать определенные предметы, а иногда использовать какой-то особенный вид атаки. После того, как мы сделаем то, что от нас хотят, иконки пиктограммы замигают, зазвучит музыка и на голову вашего альтер-эго свалится небольшой клад. Если мини-игра пройдена в мирной зоне, то, как только вы попадете в следующую боевую локацию, сгенерируется синий монстр с причитающимися вам вещичками. Разглагольствовать про мультиплеер особо не буду. Все уже сказано выше. Да, вы правильно подумали. Многопользовательский режим - точная калька с сингла, за исключением того, что в MMO-режиме станции выполняют функции городов. Здесь можно пообщаться в чате, поторговать или сколотить партию. После чего смело отправиться на прогулку по боевым местам, существующим только для вас и ваших компаньонов. Очень напоминает Guild Wars (к ней, кстати, приложили руку выходцы из той же Blizzard). С поправкой на то, что все действие происходит в серых, бездарно слепленных AI локациях. В отличие от Guild Wars, MMO-режим Hellgate: London платный. Придется раскошеливаться почти на $ 10 в месяц. Бесплатный доступ есть, но он слишком прост. Придется забыть про PvP и другие "вкусности".
Не взлетит
Итак, девочки и мальчики, наши беседа подходит к концу. Пора делать выводы и, к сожалению, неутешительные прогнозы. С диском, за который парни из "Софт Клаба" просят 799 рублей, можно сделать многое. Например, приспособить его как подставку для кофе, запустить им в соседского кота-диверсанта, ворующего носки с балкона, распилить пополам, нарисовать черточки и получить два великолепных транспортира... вариантов масса и последний из них - аккуратно вынуть DVD из бокса, вставить в дисковод и начать играть. Зачем нам второсортный клон игрушки семилетней давности, когда вокруг столько замечательных релизов? Куда разумней потратить деньги на The Witcher и получить больше 50 часов крепкого, разнообразного геймплея, сдобренного отличным юмором. Пусть по количеству багов тот же "Ведьмак" ни чуть не отстает от Hellgate, зато по "душевности" и всяческому разнообразию уделывает ее, как кенгуру черепаху на стометровке. Не спешите возражать, что продажи в Америке говорят обратное. Не удивительно. С такой-то рекламой Flagship Studios смогли бы преодолеть полумиллионный барьер продаж, даже если бы записали на диски восьмибитный арканоид. Время расставит все на свои места. Геймерскую любовь, как известно, не купишь. Мой вам добрый совет - обходите детище Flagship Studios стороной. P.S. Искренне жалко Билла Роупера. Даже если вспомнить былые заслуги, очень напрячься и попытаться найти в Hellgate: London хоть что-то положительное, все равно труды его новой команды заслуживают от силы дохленькую "пятерку".