Мудрецами подмечено: чем успешней и солидней мужчина, - тем капризней и хулиганистей карапуз, сидящий у него в голове. Даже серьезным взрослым дядям, иногда, хочется уйти от серой и скучной реальности, убежать от забот и работы и просто пофантазировать. Вы еще помните студию Saber Interactive, в которой и работают эти самые дяди? Да-да, те самые, что смастерили несколько лет назад младшего братика "Серьезному Сэму" и обозвали сорванца Will Rock. Резвый был шкет! За право издания нового проекта парней из Питера (большая часть сотрудников кампании работает именно там) зарубежные издатели грызли друг другу глотки. Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о TimeShift - игрушке в новой глянцевой упаковке, но с кучей старых, я бы даже сказал извечных, проблем.
Пойми меня, если сможешь
Перед Новым годом принято подводить итоги, оценивать пройденное, раздавать пинки и плюшки. Ждать полтора месяца нет никаких сил, поэтому одну награду торжественно вручу уже сейчас. Гремят барабаны, свистят трубы. Итак, внимание. Номинация: "Идиотизм года". Приз, без разговоров и трений, получают сценаристы и постановщики TimeShift. Нет, правда, сочинить настолько тупой сценарий - надо уметь. Начальный ролик красив, динамичен, зато смысловой нагрузки несет меньше, чем Анфиса Чехова умных слов в известной передаче. Дальше - больше. Прошлое героя подается крохотными видео продолжительностью по 5 секунд, которые "всплывают" в памяти каждые полчаса геймплея. Наплевательский подход к сценарию и режиссуре уже вышел разработчикам боков. Даже щедрые на похвалу западные сайты основным недостатком игры отмечают именно никакущий сюжет. Толи Sierra захотела странного, толи разработчики нас нагло обманули, но финальная версия сюжета TimeShift отличается от первоначальной, как жираф от мотоцикла. Главное сразу настроить себя правильно. Глупо ожидать шекспировской глубины от завихрений игры, чей логотип напоминает желтые стринги, натянутые на ржавую крышку от унитаза. Забудьте про специально обученного сержанта Майкла Свифта, про смерть дочери и 1911 год. Все это попало под нож. Действие переносится в до жути альтернативный 1939-й. Мы играем безымянным увальнем в костюме точь-в-точь как у Тони Старка (вы же уже скачали трейлер "Железного человека"?). Место дочки заняла сексапильная докторша Марисса Фостер, с которой, как выясняется по сюжету, наш герой спит. Правильно Sierra, так куда интересней. А еще в игре есть политкорректный негр-ботаник и самый настоящий лидер повстанцев. Вижу, вы уже запутались. Постараюсь проще. Основной смысл, если вкратце, такой: злой доктор Крон обижает нашу женщину, и без оглядки смывается в параллельный мир, где уже успел построить тоталитаризм. Герой времени не теряет, надевает экспериментальный комбинезон, и прыгает в туже дырку в пространстве. Наша цель - добраться до Крона. Встреча с гадким доктором состоится только спустя 10 часов наедине с игрой. Сначала, хотим мы или нет, придется помогать демократам, простите, повстанцам. В итоге зло, разумеется, получит по заслугам. А неоднозначная концовка неожиданно намекнет на возможный сиквел.
"Не думай..."
Многие считают, что шутер - это диагноз. Так бывает, когда разработчики берут на себя слишком много и вместо шедевра, красочно расписанного на бумаге, выдают муру, вроде "Инстинкта" и "You are Empty". При первом взгляде на TimeShift, сразу хочется навешать на игру все имеющиеся в распоряжении награды и регалии. Уж больно здорово начинается действо. Мы попадаем в мрачный аналог City-17. По городу разгуливают гигантские треногие роботы, по небу плывут футуристические дирижабли, с экранов вещает диктатор Крон, а вокруг постоянно что-то происходит. Ну, прямо младший братик Half-Life 2. Как только нам открывают доступ к управлению временем, щенячий восторг окончательно заглушает здравый смысл, и суровыми пинками загоняет его в самый угол сознания. Наш герой (для понятности его отчего-то хочется звать человек-будильник) обучен трем мега-фокусам. Во-первых, это обыкновенное slo-mo. Все вокруг замедляется, и человек-будильник без суеты укладывает своих обидчиков меткими выстрелами в котелок. Прием неоригинален. Все играли в Max Payne и F.E.A.R. Но было бы глупо из-за этого от него отказываться. Второе умение героя намного интересней. Ход времени останавливается всего одним щелчком: замирают пули, застывает огонь, повисают в воздухе капли дождя. Мы становимся абсолютно неуязвимыми. Я ни раз выхватывал у несчастных болванчиков винтовки, забегал им за спину и наблюдал удивленную реакцию на странное происшествие. Наконец, хит сезона - отмотка времени назад. Подобное уже было в "Принце Персии", там это заменяло скучный "load game" после неудачного акробатического этюда. В TimeShift отмотка обрела несколько другой смысл. Здесь все завязано на обратном действии физических законов. Лопасти винта крутятся противоположном направлении, то, что падало вниз, теперь поднимается вверх и так далее. Не спешите сетовать на "неубиваемость героя". В углу экрана есть полоска, показывающая, что вечно повелевать временем мы не можем. Полоска обычно иссякает в самый неподходящий момент, заполняется долго, и мы остаемся с врагами лицом к лицу. Именно в этот момент начинается так называемый "шутер обыкновенный". Девять видов оружия (не считая мин и гранат), однотипные противники, отличающиеся лишь дизайном комбинезона и много, очень много скриптов. Постепенно восторг проходит. Начинаешь понимать, что выкини из игры все завихрения со временем, получится обыкновенный клон Half-Life, а то и вовсе Medal of Honor средней руки. Беготня в команде от турели к турели сменяется одиноким шатанием по катакомбам неизвестного города. Затем плавно переходит в виртуальный тир на дирижабле и рутинные покатушки на маленькой, но юркой четырехколесной машинке. Сложно сказать, почему при такой-то динамике, игрушка наскучивает всего часа через три. Виной целая совокупность причин: скучные враги, отсутствие сюжета, как движущего фактора и стандартность игровых ситуаций. Слегка сластит пилюлю огромное количество простеньких пазлов, завязанных на фокусах со временем. Если бы не они, играть в TimeShift было бы совсем тоскливо. Многие очевидны, над некоторыми же придется слегка поломать голову.
Time Fortress
Совсем другая игра начинается в мультиплеере. К его проработке создатели подошли с особой ответственностью. Здесь управление временем уместно ограничено. Вместо мгновенной остановки или включения slo-mo по нажатию волшебной кнопочки, мы кидаемся специальными гранатами, искажающими лишь небольшую часть пространства. Представляете, как весело подорвать врага на лимонке, полностью останавливающей время и спокойно нашпиговать его арбалетными стрелами аки дикобраза? К слову, такие гранаты годятся не только для изничтожения. На некоторых картах до пушек и бонусов можно добраться, лишь применив всю свою смекалку. Режимов игры парни из Saber придумали аж целых шесть. Если с Deathmach, Team Deathmach, классическим CTF и One-on-One все предельно просто, то оставшиеся два режима совершенно непохожи ни на что из того, что мы видели ранее. King of Time, пожалуй, самый веселый. Один игрок подбирает специальную Временную Сферу, после чего становится совершенно невосприимчивым к любым эффектам времени. Цель других игроков - догнать Короля Времени и отобрать у него Сферу. Представьте, огромная орава с ракетницами и автоматами носится за несчастным по всей карте. Хохочешь громче, чем в Team Fortress 2, честное слово! В режиме Meltdown Madness на базах игроков установлены специальные машины, отсчитывающие время. На чьем таймере быстрей высветится ноль - тот и победил. Способ замедлить вражью машину лишь один - закидать временными гранатами. По навороченности сетевого режима в этом месяце TimeShift проигрывает разве что новому Unreal Tournament. Такого обилия опций и настолько отточенного баланса от питерских парней не ждал никто. Выглядит TimeShift образцово. Перенос релиза на полтора года и денежные мешки нового издателя пошли игрушке только на пользу. Картинка на порядок лучше того, что нам показывали в прошлогодней ранней демо-версии. За здешний шейдерный дождь программистам отдельное "мерси". Признаюсь честно, меня несколько раз убивали только из-за того, что я засматривался на эти крупные, почти настоящие капли, стремительно падающие с небосвода. А спецэффекты? Великолепны. Вы никогда не перепутаете полную остановку времени с его отмоткой или ускорением. Дизайнеры не поленились нарисовать абсолютно разные визуализации. По красоте вне конкуренции, конечно, отмотка. Вода начинает течь в обратном направлении, капли возвращаются обратно на небо, разорванный на куски мяса солдат вновь становится невредимым. Впечатлит даже человека, избалованного Crysis, Gears of War и Call of Duty 4. Плюс игрушка умудряется совершенно не тормозить. Комфортно играть можно даже на средненьком ноутбуке с видеокартой, поддерживающей шейдеры 2.0b. Звук со времен той самой первой демки 2006 года выпуска лучше не стал. Со стрелятельно-взрывательными эффектами все более-менее в порядке, зато музыка обычно находится в двух ипостасях: либо ее нет, либо она раздражает. Возможно, под качественный рок расстреливать дядек в униформе было бы веселей... жаль, мы этого никогда не узнаем.
Не время?
"К чему ж эти громкие обещания замолвить новое слово в жанре?" - спросите вы, после всей этой сдержанной писанины. Ответ очевиден. То, что не в состоянии двигаться навстречу фанатам само, двигает именно реклама. Не подумайте дурного: перед нами довольно приличный шутер с красивой графикой, любопытным мультиплеером и парой прикольных фишек. Все портит однообразие и скука, которыми от него несет за километр. Вот и приходится обрабатывать покупателя. Придумывать зазывалки, способные продать достаточно заурядный продукт. Выйди TimeShift посреди "мертвого сезона" - у нас, несомненно, стало бы одним "хитом на месяц" больше. Но сейчас, во время традиционного осеннего звездопада, игра с оценкой "чуть выше среднего" просто не в состоянии конкурировать с монстрами вроде Bioshock, Call of Duty 4 или Crysis. Что поделаешь - выживает сильнейший. Однако если вам наплевать на сингл, прибавьте к итоговой оценке полтора балла. Сетевые побоища, не будем лукавить, тут знатные. P.S. В английскую версию изначально встроены хорошие русские субтитры. Включить их не составляет труда: заходим в директорию с игрой и в папке "bin" открываем блокнотом файлик "steamwars.txt". В поле "Language" вписываем "Russian". Готово.