Последнее время разработчики компьютерных игр жанра FPS все больше и больше стали отклоняться от когда-то заложенных стандартов жанра. На смену ожесточенным схваткам на оригинальных, созданных с умом и любовью картах, пришли унылые перестрелки с врагами, похожими на карикатурных плохих парней из дешевых голливудских фильмов. Вылизанная до блеска графика и выстроенный по всем законам драматургии сюжет не спасает многие современные игры от звания: "самая скучная игра года", потому что вязкий, безыдейный геймплей заставляет откровенно скучать, что совершенно недопустимо для хорошего шутера. Да что там говорить, были раньше хорошие игры, возьмем, например, Painkiller - игру, появившуюся на свет в 2004 и ставшую культовой благодаря ураганному геймплею, простоте и в то же время неподражаемому черному юмору. Создатели игры так и не удосужились выпустить полноценное продолжение Painkiller, но фанаты игры и сами не лыком шиты, чешская Mindware Studios, решила взять коня за рога и сама взялась за тотальную конверсию Painkiller. Вскоре фанатская модификация переросла в полноценную игру и даже нашла издателя в лице DreamCather, согласившуюся выпустить Painkiller: Overdose в свет.
И как они ухитряются такое выдумывать?
Разработчики называют свою игру приквелом к грядущему когда-нибудь сиквелу. Сюжет игры начинается с того места, где заканчивается оригинальный Painkiller. После того как Дэниел Гарнер одолел зло и расправился со своими врагами, на свободу вырывается Белиал, хранитель порталов - наполовину демон наполовину ангел. За Белиала нам и предстоит играть. Наш герой очень зол, долгие годы заточения не пошли ему на пользу, он жаждет одного - мести! По ходу игры нам предстоит путешествие по удивительным мирам, придуманным и воссозданным неутомимыми чешскими фанатами оригинальной игры. По всему видно ребята никак не сдерживали свою буйную фантазию - это прекрасно ощущается по дизайну локаций. Вы никогда не сможете угадать в какой мир попадете на следующем уровне и какие фантастические монстры будут пытаться лишить вас жизни, борясь за право умертвить вас именно на своей локации. На протяжении шестнадцати уровней наш герой с боем пробивается через чистилище, средневековые замки, египетские пустыни, траншеи Первой Мировой войны, ядерные фабрики и скотобойни. Но этого создателям игры показалось мало: безумие игровой концепции подчеркивают такие локации как: космический астероид, древняя Япония и ледяная тундра в которой обитают норвежские викинги. И еще множество удивительных игровых локаций, которые можно называть как угодно, но только не скучными или банальными. Но, не смотря на остроумное воплощение игровые локации, они все же производят впечатление обыкновенных фанатских модификаций. Общий размер уровней довольно маленький, схватки происходят на аренах или в просторных залах - все очень традиционно для игр подобного рода. После окончания вступительного видеоролика мы немедленно погружаемся в самую гущу битвы. Не успев переварить полученную информацию, приходится отстреливаться от толп монстров, которые сотнями лезут на нас изо всех щелей. В этом вся соль, весь смак игры Painkiller: Overdose! Весь игровой уровень сужается до прицела на экране и прыгающим на нас теням, от которых надо уворачиваться и стрелять, стрелять и уворачиваться. В этих коротких и яростных схватках на игровых аренах, когда решается вопрос - на щите или под щитом, графическая составляющая игры отходит на второй план и в свои права вступает старый добрый шутер: нельзя ни секунды оставаться на месте, необходимо все время двигаться, уничтожая исчадий ада, попутно собирая разбросанные везде боеприпасы. В духе оригинала мы снова собираем оставившие поверженных врагов души, тем самым, восстанавливая свое здоровье, а так же золотые монетки, на которые можно купить карты Таро, дарующие нашему герою уникальные способности. Только сейчас и только для вас шесть разновидностей самого демонического оружия: традиционный дробовик, модернизированный таким образом, чтобы стрелять человеческими костьми, арбалет вместо кольев (как это было в оригинальном Painkiller) стреляющий стрелами, видимо тоже осиновыми. Не забудьте ракетницу (куда же без нее), магический куб, всегда возвращающийся к своему хозяину, предварительно разрубив на куски надоедливого монстра. Адский инвентарь дополняет череп, который удобно помещается в руке и испускает смертоносные лазеры из горящих потусторонним огнем глазниц, а так же при необходимости может издавать ужасный крик, от которого супостатов просто разрывает на части! Каждое оружие может действовать в двух режимах, запускаемых левой либо правой кнопкой мыши. Очень удобно - не надо лихорадочно искать нужный инструмент, чтобы навсегда упокоить неспокойного монстра. Геймплей игры даже подразумевает некий мыслительный процесс игрока, нужно выбирать какое оружие будет эффективно против затаившегося вдалеке зомби: испепелить его лазером, держась на почтительном расстоянии или метнуть ему под ноги гранаты, подойдя чуть поближе. Такое ведение боя оценят поклонники старой школы шутеров. Навыки, полученные в первых частях Serious Sam, будут очень кстати в этой игре. Разработчики настолько увлеклись банальным "убей их всех", что порой игра напоминает тот же Serious Sam гораздо больше, чем оригинальный Painkiller с его задачками на каждый уровень и колодой карт. Похожий дизайн уровней и монстров, даже голос главного героя, произносящего время от времени всякие глупости до боли похож на голос Серьезного Сэма. Вот только, несмотря на старания авторов игры, Painkiller: Overdose все же не дотягивает до той планки качества установленной Croteam, страшно сказать, в 2001 году. Вроде бы и геймплей традиционный - уничтожай все, что движется, вроде бы и монстры очень оригинальные и созданы с немалой толикой черного юмора, а все равно Painkiller: Overdose смотрится не так ярко, даже по сравнению с древними, но самобытными "стрелялками". К месту будет сказать, что монстры получились у авторов ни чуть не хуже оригинальных локаций. Давненько я не видел столь разных и по-хорошему безумных персонажей: скелеты, мумии, мертвые солдаты разных эпох, смертельные гейши, киборги, зомби-ученые, брызгающиеся токсичными отходами, ниндзя, а также еще многие и многие не менее веселые персонажи. Каждый класс противников уникален и по-своему интересен в плане ведения с ним боя.
А побыстрей нельзя?
Сейчас игра воспринимается всего лишь как некий привет из прошлого, приятного, но далекого. Виновата не только устаревшая графика, напротив, игра смотрится неплохо и по-своему ярко, хоть и нет в ней разрушаемых объектов, кроме ваз с золотыми монетами, и не потому, что сейчас всем подавай DirectX 10, вовсе нет. Просто у игры отсутствует атмосфера, ставшая залогом успеха Painkiller в свое время. Вы помните, как бешено колотилось сердце, как только во время схватки начинала звучать тяжелая и мелодичная рок-музыка. Хотелось порхать по арене как бабочка и жалить как пчела, тогда был настоящий азарт. В Painkiller: Overdose ничего подобного нет, звучит лишь унылый амбиент, записанный лишь для того, чтобы схватки не проходили в тишине, просто положено, чтобы играла музыка, а какая - это разработчикам, как оказалось, совсем неважно. Присутствуют в игре и традиционные тайники, но их очень мало и искать их нет никакого желания. Создатели сосредоточились на ураганном геймплее, но и тут вышла промашка - старый движок дает о себе знать. Если вас угораздило погибнуть, например, когда противники прижмут вас к стенке или уворачиваясь от них вы случайно упадете в бездну, то приходится несколько минут дожидаться, пока игра загрузится с момента последнего сохранения. Причем за эти 2-3 минуты пока приходится смотреть на шкалу загрузки, весь боевой пыл пропадает начисто. Painkiller: Overdose - создана специально для тех, кто скучает по старым добрым временам, по жестоким и бескомпромиссным схваткам, это игра для тех, кто устал от одинаковых и скучных современных шутеров, перегруженных ненужным сюжетом и слишком заумным геймплеем. Простенькая игра, сделанная с душой и выдумкой, но, к сожалению, не лишенная недостатков и некоторой бюджетности, помешавшей созданию полноценного продолжения Painkiller. Возможно, мы когда-нибудь и дождемся хорошего сиквела, но только не в ближайшее время, разработчики оригинала взялись за другой проект, так что нам остается довольствоваться малым. Вот только боюсь, что особой популярности игра сейчас не завоюет и вряд ли у кого-нибудь возникнет передозировка, уж больно доза для большой и полноценной игры маленькая.