Все болезни от нервов. А точнее, от их умелого наматывания на неизбежные колючки повседневной жизни. Умные доктора и важные ученые давно доказали - злиться вредно. Пускать в ход свой хищный взгляд, громовой бас или стальной кулак нужно лишь в чрезвычайных случаях. Логика у продолжателей дел Павлова и Склифосовского убойная. Негатив рождает негатив. А тут и до сердечно-сосудистых заболеваний недалеко. Хамят сослуживцы? Не беда! Просто выслушайте претензии, поблагодарите уважаемых господ за "совет", поставьте диск Чайковского и расслабьтесь. Подставляют партнеры? Ну и бог с ними! Налейте чашечку зеленого чайку, отпустите непорядочных людей с миром и даже не вздумайте бить их наглые и хитрые морды. Давно доказано, что пофигисты и мастера плевать на проблемы с высокой горки живут дольше и счастливей. Но как показывает жизнь, спартанским спокойствием и философским отношением к проблемам могут похвастаться далеко не все. Зачастую эмоции берут верх, и обидчики ловят филейной частью пушечный залп из отборнейших проклятий и ругательств. Таких суровых и ядреных, что даже у толстокожих слонов уши скатываются в трубочки, а провинциальный сантехник дядя Вася с двадцатилетним стажем копания в [censored], простите, в фекалиях, не выдержав экспрессии, пытается совершить акт суицида вантузом. Дабы настолько вывести из себя воспитанного журналиста - надо постараться, но разве это препятствие для крупных и серьезных компаний? Замечательная фирма 1С, из года в год, прикладывает все больше и больше усилий. Сначала любопытное, местами отличное, но сильно недоработанное развлечение "Восхождение на трон". Потом геймеров-варгеймеров удивили странной и несуразной "Второй Мировой". Спустя пару месяцев, желто-красные самосвалы отгрузили в магазины разрекламированное нечто под названием Maelstrom. Наш ответ сериям C&C и Ground Control не попинал только ленивый. Не спорю, иногда геймеров радуют вполне качественными высокобюджетными игрушками вроде "В тылу врага" и "Кодекса войны". Но в тоже время 1С продолжает усердно, с завидным азартом и постоянством засыпать специализированные магазины дешевым программным шлаком. Сегодня на нашем редакционном столе, с одной стороны, - "достоверная средневековая стратегия" с многообещающим заголовком XIII Century: Death or Glory, с другой, - противная субстанция с биркой "XIII век: Слава или смерть". Очередной несчастный выкидыш российского игропрома.
Рожденная в муках
Вы не поверите, но релиз "XIII века" должен был состояться еще в далеком 2003 году. Не сложилось. Дату тихо, без лишнего шума перенесли на зиму-2006. И снова не срослось. Знаменательное событие отложили еще почти на год. И вот, наконец, коробочки с игрой весело поблескивают глянцем со стеллажей магазинов. На вопрос, почему "XIII век" опоздал на целых четыре года, прессе официально никто ответа не дает, но после долгих часов наедине с игрой, ваш покорный слуга склонен предполагать, что всему виной многочисленные "незачеты", которые 1С выписывала октябрятам из Unicorn Games. Глюков и багов в финальной версии "XIII века" больше, чем поклонников у Жанны Фриске. Страшно представить, что представлял собой проект в 2003 году, раз на его отнюдь неидеальную отладку и доводку ушло около тысячи рабочих дней. Интересный факт - в правом нижнем углу главного меню, если хорошо приглядеться, можно заметить проясняющую многое надпись Build 0.1.5. Чувствуете, к чему я клоню? Помните "Корсаров 3" знаменитой версии 0.99? Нас опять втянули в массовый платный бета-тест. Задумайтесь, в случае с "XIII веком" это очень даже оправданно, ведь в начале 2008 года игра выходит на Западе. Там другие цены, другой издатель, другой менталитет. За халтуру могут оштрафовать и засудить. Рисковать нельзя. Сначала надо "обкатать" проект на дорогах СНГ, склепать жизненно необходимые патчи, сделать видимость того, что разработчикам не наплевать на отечественных потребителей, а уж после смело прорубать окно в Европу и Америку. Что ж, дела в долгий ящик, чашку кофе на стол, диск в привод и после войнушки с драйверами и настройками мы попадаем в красочное и симпатично оформленное главное меню. Железный рыцарь на коне. Замок. Елки. Средневековье. На выбор пять компаний: за англичан, французов, немцев, за Русь и за монголов. Сюжета не ищите. Его нет. Разработчики просто взяли учебник по всемирной истории и, не церемонясь, понадергали из него всевозможные более-менее крупные заварушки, выпавшие на неспокойное тринадцатое столетие. Прежде чем приступать к серьезным историческим баталиям необходимо пройти хотя бы одну основную миссию обучения, которое, к слову, безбожно глючит. Ходит поверье, что если усадить за пишущие машинки сотню шимпанзе, то через несколько лет они напишут "Войну и мир". Теоретически. Надо полагать, что Unicorn очень верит в сказки и силу оптимизма. Мол, если понабрать с улицы полторы сотни шкетов и усадить за компьютеры с "XIII веком", то через пару месяцев, теоретически, они помогут довести игру до идеала. Размечтались. Как говорится, горбатого могила исправит. Проект пестрит критическими ошибками. То интерфейс не отобразиться, то скрипт, зависнет, то просто выкинет на рабочий стол. И еще. Вы являетесь гордым обладателем мышки без среднего колесика прокрутки? Можете смело прибить диск на стену и кидать в него дротики. Обучение для вас непроходимо. Мелочь, конечно, но обилие таких вот глупых мелочей и портит общее впечатление от и без того неидеальной картины.
Total War для умных
В начале каждой битвы камера красиво пролетает над полем боя. Одновременно зачитывается абзац из вышеупомянутого учебника за 6 класс. Грустный голос дядьки, утомленного тяжелой жизнью актера, здорово приедается уже после 3-4 потасовок. "XIII век" позиционируется как масштабная стратегия в реальном времени с тысячами юнитов на поле боя. Как известно, в те далекие средневековые времена люди еще не знали, что такое харвестеры и десант. Поэтому ни ресурсов, ни стратегической карты (она должна была быть, но попала под нож издателя), ни стремительных маневров с флангов в тыл и обратно в обозреваемой игрушке нет. Как и альтернативной истории. Играем всегда за исторического победителя. На первый взгляд здешние сражения здорово напоминают оные из любой части Total War. Но это только поначалу. Втянувшись, начинаешь понимать, что глубины в детище Unicorn Games куда больше. На прохождение одной битвы уходит до двух часов (разработчики очень кстати предусмотрели сейвы), а на исход сражения влияет множество показателей: от морали и самообладания, до рельефа местности и опыта отряда. Огромное значение приобретают маневры. Спрятать лучников за широкими спинами копейщиков мало для ее величества Виктории. Необходимо просчитывать каждый свой шаг, следить за перемещениями врага, постоянно маневрировать, пытаясь "нащупать" слабое место в его обороне. У каждой боевой единицы есть два режима атаки. Так, копейщики в стандартной ситуации, как им и положено, орудуют копьями, если же враг прорвал плотный строй - воины достают короткие мечи. Выставлять войска в режиме паузы нельзя. Полки раскиданы по карте в соответствии с историческими реалиями и фантазиями разработчиков. Конечно, соскочив с паузы, мы можем переставить войска как вздумается, но это еще надо успеть. Враг не дремлет и рвется в бой. Обидно за неудобный, громоздкий и просто некрасивый интерфейс и глупую камеру. Привыкнуть к первому вы сможете лишь после долгих часов яростной возни. Вторая же будет преследовать вас на протяжении всей игры. Вариантов управления виртуальным оператором в "XIII веке" великое множество. Удобных - ноль с хвостиком. Немало нервов доморощенным стратегам попортит местный поиск пути. Юниты отказываются выполнять приказы, теряются в трех соснах и двух елках. Не дай бог на их пути встретится водоем. Ваши отважные рыцари будут долго тыкаться носом в береговую линию, прежде чем смекнут обойти злополучное озерцо. Мультиплеер как бы есть, но жутко бестолковый. Нормальной системы серверов нет, и не предвидится. Чтобы сыграть партеечку с благородным сэром, вам придется неведомыми путями искать оного, самолично создавать сервер, и передавать оппоненту IP-адрес. Простой люд, как известно, такие сложности не любит, поэтому многопользовательский режим "XIII века" не без горечи признаем мертвым. Вскользь коснемся графики. Что можно ожидать от визуальной составляющей игры, которую мусолили больше 6 лет? Правильно, ничего хорошего. Движок страшен, как утро понедельника. Я долго пытался найти в нем хотя бы пару положительных качеств. Тщетно. Текстуры земли напоминают растянутые по плоскости сопливые носовые платки, состоящие из огромных пикселей. Юниты больше похожи на отряды ошалевших буратин. Угловатые, некрасивые, со смешной неестественной походкой. Уродливой растительности на картах выше крыши, а вот всяких объектов - самый минимум. Деревья здорово затрудняют обзор. Так, не хватает функции прозрачности при приближении к ним войск. Юниты просто обожают заниматься фокусами. Когда кавалерия, разогнанная до 40 км/ч, стремительно пролетает сквозь отряд копейщиков, аки Дэвид Копперфилд сквозь Великую китайскую стену - волей-неволей задумываешься о смысле бытия. Напоследок интересное наблюдение: если у вас "летали" World in Conflict и Company of Heroes, это вовсе не значит, что "XIII век" не скажет вашей видеокарточке свое презрительное "Фи!". Системные требования необоснованно завышены. Причем на диске и в файле ReadMe указаны абсолютно разные минимальные конфигурации, необходимые для запуска игры. Как хочешь, так и понимай. Музыка на удивление хороша: мелодична, в меру агрессивна, в меру пафосна. Кстати, над саундтреком трудилось в два раза больше народу, чем непосредственно над игрой.
Выносите!
Едкие и циничные выпады с моей стороны вовсе не означают, что "XIII век" напрочь лишена положительных качеств. Напротив, ей даже есть, чем похвастаться. Серьезные тактические приемы даруют практически безграничные возможности для доморощенных воевод. Если взять микроскоп помощней и присмотреться, то за тоннами багов можно разглядеть один из самых достоверных и дотошных симуляторов средневековых побоищ. Благо, конкурентов нет. Вот только многие ли готовы ради пары десятков скучных драк терпеть дурацкий интерфейс, бесконечные глюки, ущербную графику и всеобъемлющую бюджетность? Сдается мне, что к такому буйному мазохизму склонны лишь единицы. Орешек оказался Unicorn Games не по зубам. Лучше бы ребята для начала сваяли что-нибудь попроще и подружелюбней. Судьба "XIII века" незавидна. Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать скорый провал на Западе. А от провала до забвения, как известно, один маленький шаг. P.S. Сейчас разработчики трудятся над первым патчем. Надеемся, не последним. Быть может, после 2-3 заплаток игрушку, действительно, будет нестыдно продавать в Европе хотя бы по соседству с играми категории "B". Мечты-мечты...
857 Прочтений • [XIII Century: Death or Glory - Опять перемудрили!] [28.05.2012] [Комментариев: 0]