С каждым годом Sports Interactive все дальше убегает от своих преследователей - Electronic Arts и Beautiful Game Studios. Пока последние мучаются над соответственно FIFA Manager 08 и Championship Manager 2008, SI спокойно и непринужденно делают очередную часть Football Manager. Вообще, футбольный менеджер - это, пожалуй, единственный жанр, в котором при наличии нескольких проектов нет яркой выраженной конкуренции. SI за счет богатого опыта не просто обыграла своих соперников, но и прыгнула выше собственной головы. Взгляните на финальную оценку: хоть мы в глаза не видели новенькие FIFA Manager 08 и Championship Manager 2008, но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что победитель спортивного марафона определен.
Новый виток эволюции
В SI работают удивительно дотошные люди. Они месяцами копошатся в огромной базе данных, вносят в нее коррективы, оттачивают баланс, меняют одну мелочь на другую. В итоге каждую осень мы наслаждаемся очередной версией FM - самого реалистичного футбольного менеджера. По сложившейся традиции список изменений умещается на один листок формата A4. Но зато все новшества существенно влияют на механику игры. В общем, бесполезными их не назовешь. Революционными, впрочем, тоже. Самая заметная метаморфоза, случившаяся с серией за прошедший год, - интерфейс. Это, если что, главный бич SI вот уже несколько лет. Различные менюшки, столбики и таблицы были выполнены весьма небрежно, и им чертовски не хватало лоска (чего не скажешь о FIFA Manager 07 - там с этим все в полном порядке). Удобством интерфейс был обделен, навигация - средней паршивости. Так вот, Football Manager 2008 пускай и не избавилась от недостатка, но по сравнению с прошлогодней версией сделала заметный шаг вперед. Авторы поменяли практически все: скин, шрифты и расположение некоторых кнопок. В результате перемен FM 2008 заиграла новым красками. Появились дополнительные иконки да значки. Даже ветеранам серии поначалу придется привыкать к новому интерфейсу. Но со временем становится понятно, что стало только лучше и удобнее. К примеру, чтобы открыть нужный раздел можно воспользоваться не только вертикальной колонкой, но и нажав кнопочку в верхнем горизонтальном меню. Иначе говоря, с навигацией теперь не так много мороки. На этот раз полной переработке подверглась система взаимоотношений менеджера (то есть вас) с руководством клуба/сборной и фанатами. Если вы играли в Football Manager 2007, то наверняка помните, что раздел доверия состоял из одного пункта, в котором совет директоров и болельщики команды выражали вам свою симпатию (или антипатию) весьма лаконично - парочкой предложений. Так вот, в FM 2008 система взаимоотношений представляет собой целый раздел, состоящий из шести пунктов: competitions, finance, matches, signings, players и summary. В первом можно узнать об отношении руководства и фанатов к игре команды во всех первенствах, в которых она участвует. Пункт finance говорит сам за себя - здесь директора выносят вердикт касательно всех денежных вопросов (бюджет зарплат, трансферы, месячные расходы, состояние клуба и т.д.). Matches наглядно покажет, как болельщики относятся к игре любимого клуба за последние две-три недели. Более того, они рассмотрят буквально каждую мелочь. Скажем, если вашего футболиста удалили за грубую игру, то в своем отчете фанаты обязательно упомянут этот момент. Или если команда добыла победу на последних минутах, а весь матч била баклуши - не сомневайтесь, это просто так не забудут. Signings связана с трансферами: каждая покупка или продажа игрока - это очередные дебаты в кабинете директоров. Иначе говоря, потерять работу можно даже из-за того, что вы купили за немалые деньги двух бездарных футболистов, которые никак не прогрессируют. Players посвящена каждому игроку. Если подопечный в плохой физической форме, фанаты молчать не станут. Исключение: любимчики (как правило, ветераны команды и особо даровитые футболисты). Наконец, Summary полностью перекочевала из FM 2007. Здесь дается общая оценка вашей работы в клубе. Помимо этого, данный раздел выносит на обсуждение еще две интересные особенности FM 2008. Во-первых, в competitions есть специальная графа, в которой руководство клуба дает установку на пару лет вперед. К примеру, заняв тренерское кресло английского "Тотенхема" вам сразу пояснят, что в ближайшие три года команда должна хотя бы раз занять призовое место и попасть в Лигу чемпионов. Не способны угодить директорам - собирайте вещички. Второй способ вылететь с работы - требования того же руководства. Перед началом сезона директора выдают вам список минимальных требований, которые необходимо выполнить. Можно как повысить ожидания, наобещав золотые горы, так и скромно заявить, что придется бороться за выживание. В зависимости от поставленных целей меняется бюджет команды на сезон. Но в любом случае если не достигните хороших (желательно, заоблачных) результатов - голова с плеч. На этом треугольник "руководство-фанаты-менеджер" не заканчивается. Совет директоров несколько раз в год устраивает так называемые фанатские дни. Суть вот в чем: за несколько дней до начала матча в продажу поступают билеты со скидками. Таким нехитрым образом руководство хочет привлечь дополнительных болельщиков: детей с родителями, пенсионеров. Как правило, такие дни назначаются перед проходными встречами. Причем здесь есть хитрость: если матч получится неинтересным, то в дальнейшем прироста фанатов можно не ожидать. Вы же, как тренер, не имеете возможности назначать фанатские дни. В очередной раз авторы улучшили система скаутинга. Отныне селекция проводится более тщательно. "Разведчики" предоставляют более информативные отчеты по каждому потенциальному новичку, и даже дают дельные советы, как использовать того или иного футболиста в составе команды. Скаут посылает вам новости буквально каждый день, делясь впечатлениями о поисках. То есть теперь мы информированы, что делает каждый селекционер во время своей работы, а не дожидаемся неделями отчетов. К слову, о новостях. В этом году снова приходится прогибаться под навалом корреспонденции. Колкие комментарии других тренеров в ваш адрес, отчеты и выступлениях игроков за сборные, данные о перспективной молодежи. Среди новинок - известия о проданных абонементах. В целом же, колонка новостей осталась неизменной. Новости не перестают падать на ваш электронный ящик даже в предсезонном периоде и во время отпуска.
Генерация талантов
В сухом остатке - десяток-другой незначительных изменений, которые найти в дебрях FM 2008 весьма проблематично. Самое интересное новшество - это генератор лиц молодых футболистов. По понятным причинам, авторы не могли вставить в игру фото всех юных дарований, коих в базе игры - несколько тысяч. Поэтому их виртуальные физиономии создает специальная программа. Любопытно, что со старением футболиста меняется его фотография: появляются морщины, становится видна залысина. Весьма забавно наблюдать, как талантливый юнец так быстро стареет. Генератор используется лишь для создания лиц молодых футболистов, в то время как остальные довольствуются качественными фотографиями. Правда, не все. В базе игры полно фото неизвестных игроков, а фото таких мировых звезд, как Франческо Тотти (Francesco Totti) и Стивена Джеррарда (Steven Gerrard) отсутствуют. Как обычно, сомнению подвергается расстановка показателей некоторых игроков, особенно в странах, где футбол не пользуется большой популярностью. Ситуация с Российской Премьер-лигой с каждым разом становится все лучше, хотя претензии пока остаются. Главный сюрприз поджидает нас во время матчей, построенных на 2D-движке. Целый год SI молчала, говоря, что в этом плане изменений не предвидится. Как бы не так: умные 2D-колобки стали играть совершенно по-другому. В первую очередь существенно снизилась динамика матча, не в зависимости от того, какая команда на поле: явный аутсайдер или "Милан". Также почти исчезли дальние передачи через все поле, а профессионал вроде Рауля (Raul) вполне может допустить глупую ошибку при передаче. Проходы по флангу через все поле отныне удел счастливчиков. Игра стала более вязкой, тяжелой, и, как следствие, реалистичной. Кроме того, авторы перепахали интерфейс, в результате чего проводить замены и менять тактику можно прямо на ходу во время матча, не ставя игру на паузу. К слову, на тактику влияет еще одна особенность FM 2008 - размер поля. Мало того, что от параметров зависит стиль игры, но теперь появилась возможность самому менять размеры. Командуя "Интером" вы вольны изменить размер поля домашнего стадиона клуба - Giuseppe Meazza. Раскатать пару километров зеленого газона, конечно, не разрешат - все в пределах разумного и установленного правилами FIFA. Если после всего сказанного вам кажется, что FM 2008 стала еще более сложной для простого пользователя игрой - то вы правы. Дабы облегчить новичкам страдания, SI в прошлом году ввела виртуальный учебник, где были расписаны все малейшие детали FM 2007. Но не многим понравилось часами штудировать правила, поэтому в нынешней версии появилась куда более полезная система советчиков. Реализована она довольно просто: в правом нижнем углу экрана постоянно всплывает маленькое меню с подсказками. Предназначена она исключительно для новичков, ветераны в любой момент могут отключить функцию.
Король среди королей
История повторяется каждый год. SI дорабатывает свое творение, добавляет парочку новинок и кое-что меняет в балансе сил. Революцию (как это было с появлением Championship Manager 4) отправляет в бессрочный отпуск. И дело даже не в лени, а в том, что серия Football Manager - пример чуть ли идеального футбольного менеджера. Здесь практически не к чему придраться - так, по мелочам. Некоторые проблемы с тем же балансом, 2D-движком, тактическими схемами и тренировками... Но в этом году SI доказала, что способна на очень многое. FM 2008 выдался без пяти минут безупречным менеджером с маленькими, совсем незначительными недостатками. Мы, конечно, посмотрим, что придумали кудесники из Bright Future и Beautiful Game Studios, но чисто так - любопытства ради. Потому как победитель в номинации "лучший футбольный менеджер года" уже найден.