Любительские эксперименты - чертовски увлекательное занятие. Толку от них обычно мало, зато сколько радости доставляет процесс! Мешать хлориды с диоксидами, водку с пивом, конечно, прикольно, но еще интересней работать "в поле". С людьми. Попробуйте посреди бела дня подойти к шестнадцатилетнему шкету, трущемуся около местного компьютерного клуба и спросить достопочтенного пацана, что есть сетевые шутеры? Условный рефлекс геймера сработает мгновенно. Вы увидите, как прояснятся замутненные красной пеленой глаза, как в мозгу заскрипят ржавые шестерни. Меж бессвязных обрывков фраз и довольного мычания можно будет легко разобрать что-то вроде: "Бу-бу-бу... Наша прелесть! Бу-бу-бу... Экшен, веселье! Бу-бу-бу... Это круче чем девчонки! ". Небезызвестный Джон Кармак в 1993 году доказал, что сетевые забавы обладают страшной силой тысячи мощнейших электромагнитов. Если уж решили сыграть партеечку в Quake, знайте - оттаскивать вас от монитора будут за уши, предварительно надев на провинившуюся голову кастрюлю с остывшим супом. Пока будете выковыривать из разных мест фрикадельки, наступит прозрение. Вы вспомните утро и обещанную прогулку с любимой собакой, вспомните про плантацию засохших фиалок на окне и даже про мусорное ведро, бесславно воняющее в углу вторую неделю. Но это мелочи. Только задумайтесь, какой страшный удар "Кваки" и "Баттлфилды" наносят генофонду самых разных стран! Вместо того, чтобы ходить на дискотеки, выезжать на природу и смотреть каналы для взрослых, миллионы парней и девушек протирают штаны и юбки, занимаясь отстрелом себе подобных. Свидания нынче не в моде. Молодежь предпочитает смертоубийства, пускай и виртуальные. Всяких разных массовых побоищ, где каждый может ткнуть товарищу ножичком в спину, нынче развелось великое множество. Каждый год выходит не меньше десятка шутеров с проработанной сетевой частью. Лишь единицы держатся на плаву больше года, и лишь избранные попадают в списки дисциплин киберспортивных чемпионатов. Они становятся легендами. Их приводят в пример, на них ровняются. Именно такой игрой много лет назад стала Team Fortress. Простая модификация сначала для Quake, а затем и для Half-Life смогла предложить геймерам множество интереснейших находок. Большая часть из них вскоре была "позаимствована" создателями Enemy Territory и разработчиками Battlefield. Долгожданный сиквел Team Fortress с громким подзаголовком Brotherhood of Arms заглох на полпути, чтобы в один прекрасный момент воскреснуть совсем не таким, каким мы его ждали. Вместо скучной серо-зеленой гаммы - потешно-комичный антураж аля Evil Genius, вместо столь ожидаемых нововведений - сплошные и множественные упрощения.
Цирк приехал
Удивительное рядом. В моем подъезде живет замечательный во всех отношениях дядя Вася. Сей примечательный субъект подразделяет компьютерные игры на три категории: детские, глупые и дебильные. Эксперта с мировым именем, как понимаете, видно за версту. По классификации соседа, Team Fortress 2 ни больше, ни меньше дебильная игра для глупых детей. Во-первых, она сетевая, а подобными вещами увлекаются только конченые чудаки. Во-вторых, она нереалистичная, что автоматически должно отпугнуть любого "нормального" человека. И, наконец, в-третьих, Team Fortress 2 насквозь мультяшная забава, а, как известно, суровые парни не пьют морковный сок и не смотрят мультики. Мнение дяди Васи я, безусловно, уважаю, но согласитесь, что даже насквозь аркадные и несерьезные проекты в духе No One Lives Forever имеют право на долгую и счастливую жизнь. Странно, но до сих пор никому не приходило в голову создать пародийный, смешной, несерьезный и исключительно сетевой боевик (А как же мультиплеер DooM 3? - ехидное прим. ред.). Team Fortress 2 пропахивает еще нетронутую целину. Юмор тут в каждом кадре. В главном меню играет бодренькая темка в стиле музыки из фильмов об агенте 007. По картам тут бегают потешные шпионы (одновременно похожие и на Джеймса Бонда, и на Фантомаса), мультяшные солдатики и доктора с огроменными пушками, от одного вида которых становится до неприличия смешно. К месту пришлась великолепная озвучка. "I love this doctor!" - громовым басом орет счастливый детина-пулеметчик, получив от очкастого медика лишние полторы сотни единиц здоровья. Ну а голос манерной тетки, отсчитывающей секунды до конца раунда, будет еще долго сниться вам по ночам. Смешная анимация тоже пришлась к месту. Каждый из девяти персонажей передвигается своей неповторимой походкой, и каждый наделен замечательной мимикой. Как уже догадался сообразительный читатель, все это анимированное счастье выдает хорошо знакомый нам "моторчик" Source. Жаль, но на фоне практически идеальных моделек персонажей игровой мир смотрится бледно. Стены, полы и потолки помещений украшают страшные текстуры разной степени мутности. Порой попадаются более-менее приличные экземпляры, но они тут же соседствуют с некрасивой психоделичной размазней. Частенько после смерти, модельки падают на землю, и начинают вытворять неприличные движения, а то и вовсе проваливаются за пределы карты. Надеемся, ближайшие заплатки это поправят. Спецэффектами игра явно не перегружена. Обладатели видеокарт предпоследнего поколения могут спать спокойно. Посторонних объектов на аренах практически нет (это вам не детализированный Counter-Strike: Source). Мощный физический движок отдыхает, ведь просчитывать банально нечего. И, тем не менее, картинка оставляет приятное впечатление - чувствуешь себя в мультике. А еще в Team Fortress 2 есть расчленка и море кровищи. Неаккуратные солдатики раскидывают свои игрушечные конечности и кишки по всей округе, обильно орошая ярко-красной кровищей все вокруг.
Казаки-разбойники
Первым делом напомним, что же представляла собой старая добрая Team Fortress Classic. В отличие от сотен конкурентов, балом здесь правили вовсе не банальные пострелушки в стиле deathmath, а вполне осмысленные командные действия. В экшен очень грамотно вкраплялись хитроумные тактические уловки. Игроки делились на две равные команды, каждый выбирал для себя наиболее подходящий класс, и начиналось действо. Спустя 9 лет ничего не изменилось. Разве что разобраться в правилах теперь сможет и ребенок, а со стороны ожесточенные битвы больше напоминают мультики про Багза Банни. На первый взгляд перед нами абсолютно заурядная старомодная игра. Транспорта нет и в помине. Модные веяния прошли мимо Team Fortress 2. Фактически наличествуют всего два режима игры: обновленный "захват флага" (роль флага исполняет кейс с разведданными). И бои за контрольные точки (доступны небольшие вариации). Не внушает оптимизма и список карт - на выбор всего шесть тесных арен, реальной популярностью на серверах пользуются всего 2-3. Забудьте про бронежилеты, гранаты, реалистичную баллистику и уникальную для каждого оружия скорость пули. Ничего этого в Team Fortress 2 нет и не предвидится. Из достоинств на ум приходит только стиль, юмор и яркая индивидуальность каждого персонажа. Не поверите, но этого достаточно, чтобы поставить игрушке твердую четверку и попрощаться со многими часами свободного времени. Присоединившись к серверу, первым делом мы просматриваем небольшой обучающий ролик. Тут же выбираем одну из двух команд - синих или голубых. Кроме цвета штанов и тюбетейки разницы между группировками нет никакой, так что смело кликаем на понравившийся цвет и попадаем на экран выбора персонажа. Определиться будет непросто. В Team Fortress нет двух одинаковых солдафонов: каждый обладает каким-нибудь уникальным умением (или умениями), оружием, определенным запасом здоровья и разной скоростью перемещения. На выбор доступно девять персонажей из трех групп: нападающие (солдат, разведчик, поджигатель), защитники (пулеметчик, инженер, подрывник) и бойцы поддержки (врач, снайпер, шпион). Стиль игры за каждого разный. Детальные сравнения и описания характеристик при всем желании не влезут в небольшую статью, поэтому ограничимся краткими примерами. Солдат и подрывник единственные в игре обучены полноценному рокет-джампу, что позволяет уносить ноги в полтора раза эффективнее. Разведчик - самый шустрый бегун. Если завидели вдали мельтешащую точку - готовьте что-нибудь скорострельное. Пулеметчик выполняет функции танка. При желании и умении при поддержке его кучного огня на вражескую базу можно провести полкоманды. Врачу вообще проблемно кого-то убить, зато хороший врачеватель способен здорово облегчить жизнь соратникам. Кроме того, активировав убер-заряд, медик может на время сделать бессмертным любого персонажа (даже себя) и тем самым устроить противнику радушный "welcome". Инженеры, как бойцы, очень слабы, зато они могут прятаться за самодельными турелями разной степени крутости. Инженер - выбор терпеливых. Не каждому понравится отсиживаться на базе, сооружая пушки и "лечилки". Шпион - любимчик публики. В отличие от TF: Classic, играть им стало гораздо легче. Раньше переодетого "спая" могли запросто завалить по ошибке свои, ведь он выглядел как враг. Теперь же такой поворот исключен. Во-первых, в игре отключен friendly fire, а во-вторых, дружественный перевоплотившийся шпион для "своих" так и остается "своим". Выбирая шпиона, следует помнить, что, будучи обнаруженным, младший брат Сэма Фишера легко выносится зарядом шрапнели в лоб. И это только часть персонажей и часть способностей. По сути, игроку доступно целых девять вариантов геймплея. Немало для одной игры. Внушает уважение, правда? Плюс ко всему, многие персонажи максимально эффективно работают только в паре. Скажем, пулеметчик, за широкой спиной которого засел толковый доктор, практически неуязвим для лобовой атаки.
Харизма есть - ума не надо!
Сложно объяснить, почему одни сетевые шутеры восходят на вершину киберспортивного Олимпа, а другие вечно прозябают на затворках жанра. Время показывает, что причина вовсе не в огромных бюджетах, не в именитых разработчиках и не в тотальной проработке всего и вся. Сверхпопулярный Counter-Strike вырос из кустарной фанатской модификации, и ведь ничего - игрушка по сей день живет и здравствует. Еще как здравствует! А иные навороченные next-gen-погремушки, порой, хоронят спустя месяц после релиза. Наверное, все дело в пресловутой харизме. Только яркие, интересные, необычные проекты западают в геймерские сердца. У Team Fortress 2, не смотря на всю ее простоту и вторичность, есть шансы встать в один ряд с Unreal Tournament, Battlefield и другими проектами высшего дивизиона. Сейчас у игры попросту нет конкурентов. Лишь бы Valve не бросила интересное начинание и в последующих апдейтах побаловала игроков новыми картами и увлекательными режимами игры.