Мир полон странных людей. Больше всего чудаков, надо сказать, среди разработчиков наших с вами любимых и обожаемых компьютерных игрушек. В консольных краях господа мозголомы давно вымерли как класс, поэтому их художественные выкрутасы целиком нацелены на среднестатистического обладателя PC. Интересней всего наблюдать за командами, которые пытаются выпендриться и создать что-то уникальное, невероятно проработанное, глубокое, но никому ненужное. Такие люди обычно следуют правилу, что лучше обмотать вокруг шеи медную цепочку и быть первыми мачо на деревне, чем распоследними городскими лохами. Крутые парни выбирают для окучивания какой-нибудь маловостребованный жанр. Если стратегия, то обязательно пошаговая. Если шутер, то непременно тактический. Пока приличные конторы старательно мастерят глуповатые, общедоступные, зато динамичные и нескучные боевички про спецназ и террористов, морпехов и инопланетян, странные дядьки в очках бегают по окрестностям с логарифмической линейкой, высчитывают всякие там баллистики, составляют громоздкие таблицы характеристик и скрупулезно вырисовывают болтики на винтовках. На протяжении всего этапа разработки ребята руководствуются простым кредо: "Все против игрока". Первых делом из программного кода выкидываются схемы интуитивного и удобного интерфейса, управление делается максимально неудобным (простите: реалистичным), а от набора никому ненужных "фишек" начинает рябить в глазах даже у самих гейм-дизайнеров. В итоге, в продажу уходит глючная бета-версия, "лечение" которой растягивается на долгие месяцы. Именно такую муть три квартала назад выдала нам на руки славная студия Bohemia Interactive. Создатели Operation Flashpoint (объективно - лучшего шутера 2001 года) слишком долго почивали на лаврах и, в итоге, разучились делать хорошие игры. Недаром Codemasters в последний момент открестилась от того, что могло стать Operation Flashpoint 2 и пустила ребят по миру. Проект был почти готов, поэтому "Богемию" с радостью приютила скромная издательская конторка 505 Games. В их репертуаре можно найти несомненные "хиты" вроде Party Girls, Power Fighters и Zombie Attack. Слышали о таких? Вот и мы не слышали. Несчастную игрушку окрестили Armed Assault или просто ArmA. Судя по всему, разработчики не стали утруждать себя доводкой "АрмЫ" и записали на мастер-диск то, что успели сляпать еще до разрыва с Codemasters. Не было предела народному гневу, когда Armed Assault оказалась практически неиграбельной: жутко тормозной, громоздкой, безнадежно глючной и, главное, скучной, как жизнь сантехника третьего разряда. Разобраться в многоэтажных нагромождениях меню смогли лишь обладатели титанического запаса терпения и редкого склада ума. За долгие 8 месяцев, прошедших с выхода оригинальной "АрмЫ", ничего не изменилось. Даже доведенная до версии 1.08 (два патча общим "весом" 1 Gb) игра так и осталась неотесанной болванкой для мазохистов. Заплатки, по сути, оказались бесполезными. Оптимисты, правда, делали ставку на аддон Queen's Gambit. Мол, всякое бывает, не будем оглядываться назад, вот в продолжении разработчики развернутся. И они развернулись, стремительно прокатившись задним ходом по тем же граблям.
Когда молчат оптимисты
Зачем растягивать заведомо недоделанную игрушку вширь известно одним разработчикам. Да, соглашусь - задумка хороша. Гигантские карты (Battlefield 2 курит бамбук), разнообразный транспорт, максимальный реализм - привлекательно. За это мы и полюбили "Операцию Флешпоинт". Но зачем же так демонстративно плевать на претензии по организации интерфейса? Разве правильно, что многоуважаемая Armed Assault напоминает о гигантской куче кирпичей, которые пятый год валяются у тебя на даче? Или сложно понять, что игроку неприятно, когда симпатичный (и не более!) движок плавит текстолит видеокарты за 400 баксов? Нет. Главное, слепить побольше скучных миссий и кампаний, наштамповать новое оружие и технику. При создании аддона Bohemia Interactive продемонстрировала просто чудеса логики и сообразительности. Одиночная часть игры пополнилась сразу парочкой новых кампаний. Скучных до отупения и коротких до неприличия. На каждую у вас уйдет ровно по одному вечеру. Сюжет подается либо комиксоподобными зарисовками в лучших традициях игр для бедных, либо простенькими роликами на движке. Смотреть и то, и то одинаково противно. Разработчики попытались наделить наших сослуживцев характерами и чувством юмора, но дальше шуток про сиськи принцессы республики Сахрани дело как-то не продвинулось. Первая кампания - The Rahmadi Conflict - продолжает оригинальную историю. Оказывается, остатки повстанцев, терроризирующих государство (виды Сахрани удивительно напоминают Абхазское побережье), недобиты. Вооруженные до зубов редиски шустро срулили на остров Рахмади и терпеливо ждут, пока отряд наших бравых американских героев их неспешно перебьет. Что мы на протяжении трех миссий и сделаем. В целом - коротко, банально, глупо. Вторая - Royal Flush (разрабатывалась сторонней студией Black Element Software) - возвращает нас в Сахрани спустя год после окончания гражданской войны. Король и единственный наследник погибают в авиакатастрофе. Монархия под угрозой. Благо, находится блондинистая принцесса, готовая вести народ к богатству и процветанию. Умелое кризисное руководство дамы доводит страну до нового внутреннего конфликта. Нашему отряду лихого спецназа предстоит взять ситуацию под контроль и за 7 семь миссий успеть накостылять непокорным. Банально? Не то слово. Глупо? Еще как! Ясное дело, сингл лишь тренировка перед Интерент-забегами, поэтому разработчики не забыли про новые территории для мультиплеерных сценариев. Огромные территории острова Прото и Объединенной Республики Сахрани к вашим услугам. Новые сценарии, как и прежде, можно создавать с помощью встроенного в игру редактора.
Работа над ошибками и наоборот
Разумеется, вас интересует, завезли ли новые стволы и технику. Завезли. Не слишком много, но для аддона самое то. Из крупнокалиберного в арсенал закинули гранатомет 6G30. Убойная, надо сказать штуковина. Радует взор новенький AK74. Как приятно в мультиплеере с его посильной помощью укладывать американскую военщину штабелями! Кемперы обрадуются паре убойных снайперок. А еще, зачем-то, разработчики наклепали четыре модификации винтовки M16. Транспорт разбавили мотоциклами и пикапами. Теперь количество доступного транспорта перевалило за 50 единиц. Получилась, прям какая-то GTA. Управление новоявленными двухколесными конями организованно странно (ой, простите: реалистично!). Байк кренит в сторону даже на высокой скорости. Коллектив Bohemia спал на уроках физики. Продолжая тему управления. Подверглась модификации физическая модель вертолетов. Теперь управлять ими относительно просто, хотя бы не нужно быть виртуозом. Немало багов поправлено, но осталась еще целая куча. Походка героя похожа на пируэты медведя-шатуна после спячки. Солдатики постоянно проходят друг через друга. Даже в заставке главного меню. Периодически, игра вылетает в систему или резко самолично ставит гамму на минимум. AI ведет себя странно. То прикидывается четным и разумным, то раздает хедшоты с 500 метров из пулемета. Солдатики ходят по колено в текстурах. Иногда движок выдает вместо стен непонятную коричневую размазню. Список можно продолжать до второго пришествия. Внимание от глюков не отводят даже нелегальные торговцы оружием, приляпанные явно для галочки. Все необходимое гораздо проще добывать с трупов. Вообще, вы не подумайте, что ArmA совсем неиграбельна. Приспособиться к ней можно. Как к плохому чаю. Скажу больше - в определенный момент она захватывает, и ты думаешь, быть может, не все так печально... А потом высыпаешься, смотришь на вещи трезво и про себя произносишь: "Эх, опять халтура".
Оно воняет
Игра неплоха. Лучшая в своей нише. Но на большого любителя. Поэтому играть в это чудо смогут лишь истинные извращенцы, готовые терпеть все издевательства от разработчиков. Если не хотите головной боли, лучше купите фейерверк вроде Ghost Recon: Advanced Warfighter 2. Тут и интерфейс божеский, и глюков нет, и динамика на месте. ArmA слишком специфична и слишком халтурно скроена. Знаете, что самое смешное? Queen's Gambit не последняя игра под маркой Armed Assault. Уже вовсе ведется работа над ArmA 2. Разработчики планируют ввести в игру элементы RPG. Берегите зубы "Богемия", очередного надругательства вам уже не простят.