Тема обреченности человеческой жизни до сих пор считается одной из самых востребованных у писателей-фантастов. Еще один интересный литературный прием: одного или нескольких человек заточить в месте, откуда практически невозможно выбраться. С появлением на телеэкранах сериала LOST (более известного в нашей стране, как "Остаться в живых"), подобные темы стали еще более актуальными в разных сферах. Так, на днях состоялся релиз долгожданной адвенчуры Reprobates. Само название проекта ("reprobate" означает "обреченный на вечные муки, страдания, скитания") позволяет узнать всю суть игры.
Потерянные на острове
Чешская студия Future Games остается преданной самой себе. Reprobates - уже третий проект молодого коллектива. До этого команда отметилась двумя адвенчурами, выполненными в стиле мистического триллера: Black Mirror и Nibiru: Age of Secrets. Дебютные творения авторов получили высокие оценки, а оттого неудивительно, что с момента анонса Reprobates сразу записали в потенциальные хиты. Более того, причин на то имелось предостаточно. Многообещающий сюжет, отличная графика, впечатляющий саундтрек, опыт разработчиков, в конце концов. Вообще, стилистически, идейно, даже геймплейно Reprobates очень напоминает предыдущие проекты студии. Поэтому если в свое время Black Mirror и Nibiru вам понравились, то дальнейшие строки уже не важны - бегите за игрой! Остальных просим остаться, сейчас мы вас будем пугать. Адаму Райхлю - 23 года и у него жизнь обыкновенного человека: он встает рано утром, завтракает, одевается, садится в свою машину и отправляется на работу. Адам не верит в судьбу и всякую мистику. Оно и понятно: какие чудеса могут быть жизни обыкновенного техника из провинциального городка? Да никаких! Но однажды вся жизнь Райхля переворачивается с ног на голову. Отправляясь утром на работу, Адам попадает в серьезную аварию. По логике вещей, он одной ногой должен быть в могиле. Но вместо этого герой просыпается в бунгало, бунгало же построено на острове, за несколько десятков километров от родного дома господина Райхля. Остров, между прочим, не простой - чудеса здесь буквально под каждым камнем и кустом. Аномалия первая: Адам не один. На острове живут около пятнадцати человек. Аномалия вторая: всех их объединяет одно - за секунду до того, как оказаться в бунгало, они были на волосок от смерти. Аномалия номер три: все персонажи (кстати, разных национальностей и даже вероисповедания) жили в совершенно разные эпохи. Шотландец Едвин МакГрегор исчез за пару лет до Олимпиады в Москве. Японке Йоко Ли не удалось насладиться жизнью подростка; в 1995 году, отпраздновав совершеннолетие, она пропала без вести, поиски девушки ни к чему не привели. Самый забавный островитянин, советский гражданин Боря Боровенко на своей шкуре испытал ужасы Второй мировой. В 1978 году, в самом расцвете сил (48 лет), наш соотечественник пропал, но искать его никто не стал. Ведь Боря, как и следовало ожидать, пьяница, балагур, и еще он никогда не расстается с папиросой. Наконец, аномалия четвертая (но далеко не последняя) - на самом высоком холме давно был построен храм. Когда звонит колокол все жители острова, словно под наркозом, засыпают. Неважно где - в бунгало, возле берега, в кустах. Сила острова окутывает пеленой сна все живое. Самое интересное происходит после пробуждения. Кто-то из прежних островитян бесследно пропадает, а на месте выбывших появляются новички. Напоминает "Остаться в живых"? Не удивляйтесь, подобных сходств в Reprobates предостаточно. Жаль только, что сюжет игры резво стартует, но в середине провисает, а ближе к финалу наскучивает и начинается полный бред.
Тамагочи
Кто хозяин острова? Что это за магический колокол? Кто или что прячется на втором острове, удаленном от первого на пару километров? С первых минут на игрока обрушивается шквал вопросов, ответы на которые необходимо найти. Опять-таки, все в духе "Остаться в живых". Спасать собственную шкуру Адаму приходится в неблагоприятных условиях. Ведь никто не даст гарантий, что после очередного звона колокола, он вновь проснется живым и здоровым. Почти все персонажи находятся на острове неделями и уже смирились (хотя и не все), что их не спасут. Так что Адаму приходится действовать в одиночку - из загнанных в депрессию островитян те еще помощники. На острове жизнь течет своим медленным чередом. Одни спят, другие в надежде смотрят в море, третьи занимаются зарядкой, четвертые гуляют. И только вечно пьяный и вечно молодой Боря Боровенко отлеживается в своем бунгало, покуривая папиросы и пожирая крекеры. Кстати, о еде. В Reprobates помимо стандартных для любой адвенчуры атрибутов есть специальная плашка, отвечающая за выносливость героя. Стоит Адаму пробежаться пару раз, как показатели упадут до нуля и о марафонах по острову можно забыть. Именно с этой целью нужны крекеры и фляжка водой, которые валяются в каждом бунгало. Еда быстро восстанавливает запас энергии. Уже в начале игры невооруженным глазом виден ее дефицит. Воровать у соседей по несчастью Адам не соглашается, поэтому в дальнейшем найти способ пропитаться будет сложнее. К слову, если сходить в туалет, запас выносливости восполнится, но не до конца. Но главная проблема кроется в том, что параметр запаса энергии - лишняя функция. Райхль из главного героя Reprobates местами начинает напоминать питомца тамагочи, которого необходимо кормить, поить, вовремя укладывать спать. Ненужная морока, отвлекающая от процесса прохождения.
Два мира
Условно игровой процесс подразделяется на две части: события на острове и сны Райхля. В первом случае Адам пытается выжить, а заодно найти ответы на мучающие его вопросы. С самим островом у нас связано много плохих воспоминаний. Во-первых, логика паззлов иногда плавает возле берега, но то и дело тонет. Мало того, большая часть головоломок надуманны. Когда по десятому разу разводишь костер, это начинает утомлять. Все бы ничего, ведь всего-то надо найти сухую траву и пару камней. Но и здесь есть проблема: если взять камень в одном месте, то второй булыжник взять не получится, даже если их там валяется штук десять. В общем, странные вещи творятся на этом острове, очень странные. В-третьих, в инвентаре почти всю игру минимум предметов - это хорошо. Плохо то, что пользоваться им крайне неудобно. В-четвертых, активных точек на локациях не так много - это хорошо. Плохо - из-за чудовищного дизайна уровней их сложно найти, не говоря уже о предметах. Ну и бесконечная беготня от одного игрового экрана к другому, не прекращающаяся ни на секунду... Проблемы с дизайном отчасти связаны с графическим движком AGDS за авторством Future Games. Сей моторчик пережил много трансформаций. Его не раз полировали, улучшали, вносили новые фишки. В Black Mirror и Nibiru использовались первая и вторая версии ядра соответственно. Reprobates строился на последней, третьей версии движка, и именно с ним больше всего проблем. Если взглянуть на окрестные скриншоты, то может сложиться приятное впечатление. Но в процессе игры все недостатки движка вырываются наружу. Так, не исчезла проблема с анимацией движений и лицевой анимацией. Персонажи - натуральные обрубки, неестественно передвигающиеся по локациям. Да и обещанный эффект, когда во время сильной грозы одежда героев развевается на ветру, канула в лету - ничего подобного вы здесь не увидите. Но это отнюдь не означает, что островитяне - пустышки. Да, они не похожи на настоящих людей, сочувствовать и переживать им хочется далеко не всегда, но сами типажи сценаристами проработаны очень тщательно. Каждый персонаж - это действительно настоящая личность. У всех есть своя история, которую они готовы поведать игроку, своя прошлая жизнь, свои проблемы, ушедшие в тот день, когда все оказались на острове. Слушать грустные, печальные, а иногда веселые случаи из жизни героев очень интересно. А вот то, что происходит во снах - самое интересное. Когда на острове звонит колокол, мы переносимся в мир снов Адама. Тут нам показывают в виде эдаких флэшбеков события из жизни Райхля с маленькими изменениями. То Адам просыпается запертым в собственной машине, то сразу после той злополучной аварии. Помимо него на экране находятся несколько жителей острова, причем все - в критическом состоянии здоровья. Им необходимо помочь, в противном случае раненные персонажи могут исчезнуть с острова сразу после пробуждения. Иногда во флэшбеках спасать надо самого Райана. В данном случае, исчезновением дело не ограничится, все закончится грустным финалом. Так что не забывайте почаще сохраняться.
На разных полюсах
Reprobates - проект, скажем так, биполярный. С одной стороны Future Games вновь доказала, что она - талантливая и многообещающая студия, а Reprobates снова опровергает все разговоры о смерти жанра. С другой - игра перенасыщена действительно глупыми и неработающими идеями. Заманчивая завязка сменяется серыми буднями на острове и откровенно слабой развязкой. Интригующие, атмосферные и будоражащие кровь сны Райхля уступают место беготней по локациям. И так - всю игру. Где есть плюс, там неподалеку запрятался и минус. Это не значит, что Reprobates - плохая игра, но и великолепной ее не назовешь. Это просто еще один середнячок, который найдет свою аудиторию, но быстро всем надоест. Во всяком случае, шансов повторить успех Nibiru у Reprobates практически нет.