Рукописи и шедевры, как известно, не горят - доказано на примере "Мастера и Маргариты". Вот и ежегодные анонсы Electronic Arts, касающиеся их главных спортивных тайтлов (NHL, NBA Live, FIFA Soccer, Madden NFL) - это тоже в своем роде шедевры. Ведь каждый раз выдумывать бредни и преподносить их как революционные изменения в механике игры - дано не каждому. За это стоит уважать сотрудников EA Canada. Другое дело, что за все остальное их хочется хорошенько поругать. Ибо обещания авторов преобразить серию NHL до неузнаваемости сегодня воспринимаются, как неприкрытое издевательство.
Ледовая дружина
Обиднее всего, конечно, игрокам. На фанатских форумах сейчас царит непрекращающаяся полемика. Причем спор проходит примерно в следующем ключе: одни выражают буру негодований по поводу качества нынешней версии, в то время как другие, менее строгие фанаты оставляют сообщения типа: "Ну, ничего так, неплохо...". В перерывах между поливанием помоями сотрудников EA Canada, все коллективно ностальгируют. Ностальгируют о NHL 2004. "Вот это была игра!" - говорили многие. Сотрудники EA Black Box, которые сейчас заняты разработкой Need for Speed ProStreet, за короткий срок сотворили ни много ни мало революцию. Новый графический движок, удобные интерфейс и управление, хорошая анимация движений хоккеистов, дебют "Династии", впоследствии ставшей чуть ли не визитной карточкой серии. Конфетка, а не игра! Казалось бы, вот он, новый виток в истории NHL. Но затем разработку последующих версий вновь доверили EA Canada, Black Box продолжила работу над NFS, и все вернулось на круги своя. Каждый год разработчики меняли дизайн, обновляли составы команд, саундтрек и умудрялись по кусочкам разбирать то, что некогда прекрасно работало в NHL 2004, заменяя все своими убогими наработками. Чтобы испортить все, наверное, нужен особый талант. И у сотрудников EA Canada он есть. Так что же плохого в NHL версии 2008 года? Ну, возьмем, к примеру, управление. В NHL 07 авторы решили отойти от давней традиции, и переключение между хоккеистами было убрано с кнопки паса на отдельную клавишу. Результат? Волна негодования, возмущенные фанаты чуть ли не петиции писали разработчикам, чтобы они вернули все на свои места. Ничего не поделаешь, авторы прислушались к мольбам игроков и в нынешней версии мы можем лицезреть прежнюю конфигурацию с незначительными изменениями. Вот только проблема в том, что сделали они это так неумело и кособоко, что лучше бы не брались вовсе. В таком случае очень забавно звучит отрывок из официального анонса NHL 08: "Управлять хоккеистами стало еще удобнее и проще. Чтобы выполнить сложный прием, отобрать шайбу или обвести защитника не нужно ломать пальцы - все получится непринужденно и легко!" Не верьте ни единому слову. Лучше не стало. Кстати, да, не пытайтесь играть на клавиатуре. Когда-то сие занятие не доставляло больших проблем, сейчас же - это просто физически невозможно. Мы вас предупредили, если что. Самое интересное нас поджидает во время матча. Первое впечатление - шок. Те же самые ролики на движке, что и в NHL 07. За все проведенные матчи я лично заметила всего пару коротеньких новых сценок. Все остальное - из прошлогодней версии. Графический движок - из прошлогодней версии. Это именно той грустный случай, когда отличия приходится искать с огромной лупой в руках, исследуя буквально каждый пиксель. Результат печальный: детализация не повысилась, но несмотря на это при приближении камеры ко льду и во время роликов заметна расплывчатость на заднем плане. Модели игроков с каждым годом становятся все хуже, зато лица хоккеистов соответствуют своим реальным прототипам. Во всяком случае, шаблонные физиономии (вспоминаем FIFA 07) встречаются редко. Анимация - не поверите! - стала лучше. Плавнее, естественнее, красивее. За грациозные повороты хоккеистов, впрочем, пришлось расплатиться их манере кататься на льду. Нет, парни не разучились стоять на коньках. Но складывается впечатление, что большинство из них, например, Яромир Ягр (Yaromir Yagr) и Джером Игинла (Jarome Iginla) впервые вышли на каток. Помните мультик, где мягкие и деревянные игрушки играли в футбол? Так вот, в NHL 08 мы имеем счастье наблюдать за подобными вот персонажами. Настоящие оловянные солдатики на коньках, не иначе. Местный AI за год поумнел, хотя иногда кажется, что, напротив, отупел окончательно. Вообще, искусственных интеллект противников вызывает противоречивые чувства. В атаке он ведет себя очень недурно даже на минимальном уровне сложности. А вот в защите он просто присутствует, ничего не предпринимая для защиты ворот. Куда-то пропала любовь игроков ложиться под щелчки, а "прилипание" шайб исключительно к защитникам, что усиливало оборонительную игру соперника, канула в лету. Теперь тактика одна - собраться в кучку в зоне возле ворот, чтобы ни одна шайба не прошла через стенку. Сами защитники словно наглотались озверину. Толчки, броски, игра высоко поднятой клюшкой - вот такие приемы нынче используют хоккеисты всех клубов и национальных сборных в NHL 08. Fair Play нервно курит в сторонке. После череды нарушений, парни отправляются на скамейку штрафников. Число удалений по сравнению с предыдущей версией не уменьшилось в геометрической прогрессии, да и правильность принятия решений рефери часто вызывает сомнение. В общем, все как в прошлом году (вы еще не испытали дежавю?). Несмотря на постоянную толкотню перед пяточком ворот, увидеть драку - это вообще приоритет счастливчиков. Игроки по-джентельменски избегают стычек, видимо, не особо горят желанием портить свои физиономии. Их понять можно, на льду они должны играть, а не устраивать мордобой.
Фото на память
Перед тем как перейти к завершающей части осмеивания трудов EA Canada, расскажем о хорошем. Вратари. Если помните, года два назад именно их поведение вызывало огромное недовольство. Стражи ворот чересчур часто пропускали шайбу за шайбой с любых дистанций и позиций, при малейшей угрозе собственных ворот падали на пятую точку, что им, конечно, редко помогало. В NHL 07 авторы почти полностью исправили эту оплошность, хоть и раздражало нежелание вратарей выезжать из рамки ворот. В NHL 08 же все доведено почти до идеального состояния. Стражи действуют по ситуации: когда надо - падают, когда можно - выходят из ворот, изредка совершают ошибки, но в целом действуют очень хорошо. В связи с этим почти исчезли специальные точки, с которых вероятность забросить шайбу была аномально высока. Удары в одно касание (они же ван-таймеры) выполнять стало сложнее, но меньше их не стало. Было бы и того больше, но в этом году разработчики прибегли к проверенной в прошлом году схеме, когда игрок бьет в один угол, а шайба летит в диаметрально другой. Зато удары с синей линии отныне - большая редкость! В среднем это радостное событие происходит раз за три матча. Неплох саундтрек игры. Традиционный рок с примесью инди, 22 композиции от исполнителей со всех концов света. Русскому фанату эти имена мало что скажут, но послушать разок каждый сингл все же стоит. А вот комментаторские реплики, которые произносят по несколько раз за матч, надоели. Мало того, большую их часть, похоже, позаимствовали из предыдущей версии. Местами начинаешь сомневаться, а позвали ли "электроники" в этом году самих комментаторов или взяли всю озвучку из NHL 07? Спасает положение прекрасное звуковое сопровождение, и фанаты, скандирующие во время матча "Russia! Russia!". Такое не забывается. Игровые режимы остались в неприкосновенности. Помимо проведения полноценного сезона, авторы вернули возможность начала выступлений сразу с серии плей-офф. Кроме команд национальной хоккейной лиги предоставляется возможность выступить за национальные сборные и побороться за выдуманный Чемпионат Мира имени самой EA. В придачу к европейским командам новинкой этого сезона стала американская хоккейная лига (AHL) аж с 29 командами. Побороться силами с "Анахаймом" и "Детройтом" они не способны, ведь AHL - это нечто вроде тренировочной площадки для будущих выступлений в NHL. Наибольшее разочарование фанатов ждет в режиме "Династии", где просто нет никаких изменений. Нетронутыми остались режимы создания персонажа и команды. Вот ведь цинизм авторов - даже пару новых фингалов для хоккеистов не придумали. Сотрудники EA Canada напортачили даже в тех аспектах, в которых они всегда были лидерами перед лицом немногочисленных конкурентов. Игре чертовски не хватает лоска и прилежного исполнения. NHL 08 - небрежно выполненная работа, что, вообще говоря, никак не вписывается в линейку дорогостоящих и вылизанных до блеска проектов Electronic Arts. Досье хоккеистов - это тихий ужас. На одних фото можно разглядеть каждый прыщ, на других - с трудом самого игрока. Лица хоккеистов снимали явно на камеру в телефоне, причем в совершенно разных разрешениях. Одни фотографии сплющены до безобразия, другие, наоборот, растянуты. Нормальных качественных работ - раз-два и обчелся. Ну и конечно, главное меню. Прошлогоднее светло-синее оформление сменилось депрессивными серыми тонами. Разрешение экрана 800X600 по-прежнему празднует во дворе прошлого века, а про удобный и понятный интерфейс мы уже давно не заводим разговор. Зачем? Бестолку ведь. Вконец вгоняют в тоску баги. К примеру, если во время матча пару раз с помощью волшебной команды "Alt+Tab" выйти на рабочий стол, то после очередного возвращения в игру волшебным образом исчезнет интерфейс. Ко всему прочему встречаются постоянные вылеты, зависания, сброс настроек по умолчанию. Это уже удар в самое сердце...
Пора на пенсию
Складывается впечатление, что сотрудники EA Canada устали из года в год заниматься одним и тем же. Даже то, что они считают действительно хорошим нововведением, на проверку оказывается откровенной дрянью. Потому задаем мучающий всех поклонников серии вопрос: господа, может, пора на пенсию? P.S. Исправить плачевную ситуацию авторы доверили армии фанатов. Не прошло и недели с момента выхода NHL 08, а в сети уже можно найти пару утилит, которые помогут изменить игру в лучшую сторону. Сейчас большой популярностью пользуется редактор конфигурации клавиш - и мы вам его советует, даже если у вас есть геймпад. Также в свободном доступе файлы, обновляющие ростеры команд, улучшающие искусственный интеллект противников, исправляющие баги. Так что если есть желание заполучить игру своей мечты - вперед. Но сначала поработайте ручками, уважаемые. Дружный коллектив EA Canada за немалые деньги предоставил нам лишь инструментарий, а не саму игру.