Создателя Resident Evil Синдзи Миками (Shinji Mikami) надо от всей души поблагодарить не только за "Обитель зла", но и за то, что во время разработки первой части он придумал жанр survival horror. Хоррор или, проще говоря, ужастики - благодатная тема, пользующаяся большим спросом во всех сферах развлечений. Вот только если в мировом кинематографе наблюдаются хоть какие-нибудь сдвиги в развитии самого жанра, то в нашей с вами игровой индустрии вот уже три года ничего не происходит. А наблюдается такой застой еще с 2004 года, который выдался плодовитым на представителей survival horror. Провальный, но от того не менее любимый фанатами Silent Hill 4, божественный Resident Evil 4 на Nintendo GameCube, вторичный Cold Fear с хорошей графикой, превосходным дизайном уровней и атмосферой страха и ужаса на борту корабля, набитого устрашающими монстрами. И, конечно, Obscure, слегка припозднившаяся и увидевшая свет лишь в начале 2005 года. Проект французской студии Hydravision Entertainment - удивительная во всех смыслах игра. Обыкновенный клон всех четырех частей Silent Hill, копирующий идеи первоисточника буквально один в один, с устаревшей на пару лет графикой, адски сложным управлением и неудобной зафиксированной к потолку камерой. Смех и грех, не иначе. Смотря на такое, чего уж там, убожество, не многие горели желанием ознакомиться с французским хоррором. Зарубежная пресса разносила в пух и прах творение Hydravision, мотивируя свое решение наличием в игре вышеназванных недостатков. А меж тем Obscure - это есть тот самый глоток свежего воздуха в застоявшиеся законы жанра. Причем в игре набралось нововведений на вагон и маленькую тележку, но лишь малая их часть могла претендовать на жизнь. Главной достопримечательностью стал сюжет и подача информации в стиле молодежных ужастиков. Это, казалось бы, непримечательное введение на корню изменило отношение некоторых игроков к Obscure. Пока остальные студии пробовали привнести в жанр новшества, французы почерпнули оригинальные идеи из американских (!) ужастиков типа великолепного "Факультета" Роберта Родригеса (Robert Rodriguez), трилогии "Крик" и "Похитителей тел". Получилось просто превосходно. Свежо (никаких зомби!), интересно, захватывающе. А ведь Obscure пускай и самобытный проект, но по механике - это стопроцентный клон Silent Hill.
"Хотите пыхнуть?"
Сюжет продолжения стартует спустя два года после печальных событий в Leafmore High School. Почти весь состав тинейджеров, противостоявших монстрам из первой части, перебрался из стен родной школы в престижный колледж. Времени до экзаменов предостаточно, а это значит, что творить в местном общежитии можно что угодно: устраивать вечеринки, лакать каждый божий день, употреблять наркоту. Именно из-за последней и начались неприятности. Все дело в странном цветке. Если его засушить, растолочь и попробовать, несколько часов в состоянии нирваны обеспечены. Взамен кайфа любители галлюцинаций становятся монстрами. Несложно догадаться, что наркотик прошел по десяткам рук, и в итоге весь колледж превратился в зоопарк адских чудовищ, а главному герою Кенни и его друзьям вновь предстоит спасать свои шкуры. Obscure 2 - невероятно кинематографичная игра. Это выражается не в завораживающих полетах камер, крупных планах и прочей атрибутики высокобюджетных кинокартин. Всего этого в сиквеле нет и в помине. А в том, как все обставлено и как преподносится игроку сюжетная информация. С помощью старых документов, порванных книг, нацарапанных ножом на парте тайных посланий, главные герои восстанавливают цепь событий, узнают подробности дела и продвигаются к финалу. Арт-директор, работавший над первой частью, в сиквеле переплюнул себя самого же. Этот добрый и несомненно талантливый человек вложил духу в каждый виртуальный кусочек местных уровней. В процессе обыска комнат, кладовок и заброшенных лабораторий обращаешь внимание на малейшие детали. На старые книжные полки, стенд с наградами студентов колледжа, листовки с агитациями местного братства. В общем, на все то, что в реальной жизни не привлекло бы твоего внимания. Кстати, Obscure 2 и Silent Hill 4 визуально и по части левел-дизайна очень похожи. Там, где в творение Konami видна одна темнота, прикрывающая бесстыдную убогость картинки, в Obscure 2 мы наблюдаем то же самое. Но вот в чем парадокс - сначала ты внимательно осматриваешь обустройство уровней, изучаешь их каждый сантиметр и только потом морщишь нос при виде малогополигональных моделей героев и серых, грязных текстур. Мало того, тыкаться во все углы в поисках решения проблемы местами даже интересно. Наконец, начальный ролик - самый настоящий шедевр, бриллиант игры, "снятый" в лучших традициях молодежных ужастиков. Это, как говорится, надо видеть. Великолепен саундтрек, состоящий из лучших работ молодежной панк-группы SUM 41 и божественных мелодий композитора Оливье Деривье (Olivier Deriviere), написавшего музыку и для первой части Obscure. Композиции гармонично вписываются в общую атмосферу игры, каждая мелодия стартует в определенный, наиболее нужный момент. На этот раз Оливье при записях часто использовал скрипку и фортепьяно. Стало немного смахивать на музыку Акиры Ямаоки (Akira Yamaoka), но хуже они от этого не стали.
Страшно?
У Hydravision по традиции получился никудышный хоррор. Obscure 2 изобилует частыми кат-сценами, так что времени на кошмары с ужасами катастрофически не хватает. Разнообразие врагов радует, их количество - совсем нет. Монстров набралось меньше, чем на первых уровнях Resident Evil 4 или Silent Hill 3. Наверное, оно и к лучшему: со времен первой части бои интереснее не стали. К чести разработчиков они прислушались к мольбам фанатов. Теперь камера не прибита к потолку, то есть не зафиксирована. Вертеть ею можно в любом направлении и под любым углом наклона. Смешно, но проблем меньше не стало. Напротив, старые не исчезли, зато появились новые. Если в процессе исследования уровней камера не вытворяет финты ушами, то когда ходьба сменяется экшеном с участием монстров, в нее словно бес вселяется. С непривычки начинаешь секунд так десять вращать камеру во все стороны, что мешает сфокусироваться на самом главном - монстрах. Однако пары тренировок вполне хватает для того, чтобы освоиться в потоке проблем, заготовленных разработчиками. Как и раньше, спасительный свет от фонарика отгоняет монстров. Выжить в мире Obscure 2 помогает еще и огнестрельное оружие, богатый арсенал которого внушает уважение. Помимо пистолетов и дробовиков здесь есть электропила, которую часто приходится подзаряжать у специальных стоек с неограниченным запасом электроэнергии и динамит, который нам собственноручно предстоит изготовить в одной из заброшенных лабораторий. Дефицита в оружии нет, а патроны валяются буквально на каждом шагу, что весьма странно, учитывая место действия игры (колледж и его окрестности) Все оставшееся время съедают беготня в поисках необходимых предметов и решение простеньких головоломок. Их число, кстати, возросло, как и сложность. Элементарными отныне паззлы не назовешь, но и трудными тоже. Авторы смогли найти золотую середину, где решение задачек не отнимает много времени, но и не занимает пару секунд.
Выбор профессии
Не ищите в Obscure 2 инновации. Сиквел настолько недалеко убежал от своего предшественника, что больше напоминает адд-он, а не полноценное продолжение. Здесь нет нововведений, механика игры не изменилась ни на йоту, даже персонажи - и те остались на своих местах. Кстати, в этом направлении произошли существенные перестановки в актерском составе. Вместо пяти действующих лиц у нас теперь их девять: восемь студентов и один доктор Ричард Джеймс, мозговой центр всей команды, готовый помочь советом в любой момент. Образы главных героев позаимствованы из молодежных ужастиков. К примеру, парень Стэн, знакомый нам еще по первой части, точная копия героя Джоша Хартнетта (Josh Hartnett) из все того же пресловутого "Факультета". Каждый студент - профессионал в своем деле. Стэн взламывает дверные замки, азиатка Мэй - искусный хакер, с легкостью расправляющийся с защитой компьютеров. Главная красавица колледжа, блондинка Эмми демонстрирует чудеса сообразительности и внимательности, замечая те вещи, которые не видит больше никто. Кенни, как неофициальный лидер в Obscure, в сиквеле сложил свои полномочия. Поиграть за него дают буквально пару минут, а затем он уходит в тень. Роль качка вместо Кенни исполняет мужественный норвежец Свен, член местной команды по футболу. Принцип прохождения остался прежним. На каждом уровне задействованы два героя, между которыми можно переключаться. Остальные персонажи в это время отсиживаются в безопасном месте. Кооператив есть, причем возможность подключить второго игрока появляется не после прохождения уровня, а в любой момент при нажатии всего двух клавиш. Почти все головоломки решаются либо с участием обоих персонажей (например, достать с верхней полки шкафа ключ), либо одним из них с применением своего таланта. В Obscure нам предоставлялся выбор, кого брать в напарники. В связи с этим нередко возникали проблемы, когда попадался паззл, решить который было под силу одному из персонажей. Приходилось по несколько раз менять состав, чтобы найти того самого универсала. В Obscure 2 авторы упростили нам задачу. Сюжет выстроен таким образом, что если на уровне находятся, скажем, Свен и Мэй, то впереди их будут ждать головоломки, основанные на применении талантов только их двоих. Дойдя до определенной точки, нам показывают видеоролик, а затем одна пара героев сменяется на другую. Просто и удобно. Никакой мороки. Кошмар номер два
Не обращайте внимания на графику. Не думайте о таких "мелочах", как глупый сюжет, состоящий из пару сотен клише, отсутствие полчищ монстров, неудобное управление и не всегда покорная камера. Главное - интересная и пока что не затасканная тематика молодежного ужастика на экране монитора, добротная операторская работа, хороший дизайн уровней и божественная музыка за авторством Оливье Деривье. За все это мы когда-то простили первой части все ее недостатки, так простим и Obscure 2. Ибо подобных игр сейчас попросту нет, а жанр survival horror переживает далеко не лучшие времена. Давайте дорожить хотя бы этим.