Для кого-то девяностые года прошлого века были кровавыми, для кого-то переходными, а для нас, любителей красивых, интеллектуальных приключений, девяностые были романтичными. Ведь именно тогда на свет появились творения Lucas Arts, в те времена расцвела и погибла империя Sierra, а переход из двухмерной плоскости в полноценный трехмерный объем обошелся недешево для всей индустрии интерактивных приключений. В двухтысячные принято жаловаться на кризис жанра. Мол, делают нынче не то, да и не так. А кто делает "так"? Telltale Games пробавляется эпизодическими выпусками коротеньких приключений полицейских по найму - Сэма и Макса. Pendulo Studios раскачивается в поисках вдохновения на тему очередного сюжетного поворота для Runaway (но такими темпами индустрия возродится из пепла быстрее, чем они доведут серию до трилогии). Revolution со своим Broken Sword скатился в неизвестном направлении, изрядно позабивав гвозди в гроб классических приключений своими неуклюжими действиями. Новички давно и прочно забили на этот неблагодарный жанр, и только неутомимая "Бука" вот уже более десяти лет выпускает очередного двухмерного "Петьку и Василия Ивановича", словно китайские поддельные перчатки Gussi.
Возвращение к истокам
Когда из Lucas Arts начали потихоньку сваливать ее ведущие художники, игровая общественность даже ухом не повела. Ну подумаешь, не будет очередного Monkey Island или закроют Grim Fandango 2. Не до них сейчас, мировым кошельком потенциальных клиентов правят The Sims и симуляторы зоопарка. Только опытные, заматеревшие в удивительных диалогах и классических головоломках типа "разбей зеркало в доме, чтобы на улице включился фонарь" приключенцы всплакнули: куда же вы, Шефер и Тиллер? На кого вы нас, Гилберт и Перселл? К счастью, вскоре все выяснилось: каждый креативный гений нашел свою нишу. Билл Тиллер работал в качестве художника и дизайнера над такими проектами, как Full Throttle, The Dig, Outlaws, LotR: The Two Towers, Rise & Fall: Civilizations at War и прочими. В 2004 году он основал собственную компанию, Autumn Moon Entertainment и приступил к разработке A Vampyre Story, классической приключенческой игре не только для тех, кто ностальгирует по увлекательным девяностым, но и для тех, кто попросту не успел открыть для себя удивительный мир рисованных квестов.
Ночь с вампиром
Дело происходит где-то в конце XIX века. Молодая оперная певица Мона Делафит оказывается похищенной злобным бароном Шрауди фон Кифером. Но не просто похищенной - выяснилось, что барон помимо прочих вредных привычек еще и вампир, и поэтому логично предположить, что он укусил Мону, передав ей некоторые вампирские способности. Певице все это как-то не по нутру, поэтому в одну прекрасную ночь она решает сбежать из замка барона и вернуться в Париж, чтобы стать звездой Парижской Оперы - ибо, как говорит она сама, "Драксильвания - не место для молодой, культурной француженки с сильным вокалом и аналогичными амбициями!". В этом ей помогает говорящая летучая мышь Фредерик, с которым она познакомилась в замке. Друзьями их назвать сложно, поскольку у Моны и Фредерика свои взгляды на мир, причем порой кардинально противоположные. Приключения Моны в Драксильвании сопровождаются встречами с различными персонажами в количестве двадцати пяти штук. Всего же нашей героине придется посетить тридцать локаций, а примерное время прохождения составит порядка пятнадцати часов. Ну, по крайней мере, так считают разработчики. Управление включает все наработки индустрии интерактивных приключений за последние двадцать лет. Это и стандартный Point & Click, где достаточно щелкнуть на точке на экране, чтобы Мона перешла в эту точку или обратила внимание на какой-либо предмет. Но в то же время используется и контекстуальный интерфейс, изобретенный еще в Full Throttle: щелкаем правой мышкой на предмете, выбираем действие из выпадающего меню, щелкаем левой мышкой. Классика во всех ее проявлениях. Несмотря на то, что во всех материалах по игре ярко-красным светится фраза "как в старые добрые времена", прогресс для Билла Тиллера не стоит на месте. Помимо того, что персонажи будут полностью трехмерными, разработчики написали движок, который, несмотря на двухмерные задники, позволит управлять камерой так, будто речь идет о чем-то объемном. Суть технологии пока что неясна (ибо нет даже роликов, демонстрирующих ее в действии), но остается лишь надеяться, что модное нововведение не испортит игру напрочь, как это частенько бывало в недавнем прошлом.
В темное будущее
Художественный стиль чем-то напоминает творения Тима Бертона - а если уж быть более конкретным, то непосредственно мультфильм Corpse Bride ("Труп невесты"). Ничего удивительного тут нет - в свое время Тиллер посещал лекции Бертона, и наверняка нахватался его мрачной драматичности, скользящей по всему творчеству режиссера. Достаточно посмотреть на скриншоты, чтобы найти не один десяток сходств. Вялотекущий кризис жанра, изредка балующий нас всплесками активности со стороны совсем левых граждан и конвейерным выпуском очередного эпизода Sam & Max, в очередной раз грозит погубить индустрию. Но пока еще живы герои вчерашних дней, пока еще ветераны уходят и приходят, образуют и разваливают, обещают и разрабатывают - всегда остается надежда на лучшее. На то, что удастся хоть на несколько часов вернуться в романтичные девяностые, чтобы удовлетворить свою страсть к погружению в удивительную квестовую атмосферу. Ну и, конечно, всласть пощелкать мышкой по экрану, классическим образом скрещивая пластиковую бутылку и плоскогубцы, вскрывая зубочисткой амбарные замки и участвуя в горячих спорах на тему "Какой рукой следует открывать посудный шкаф - левой или правой". К нашему обоюдному счастью, насладиться приключениями Моны Делафит можно будет уже этой осенью.